Значение философии в формировании современного специалиста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА С ОЦЕНКОЙ)
ПО ФИЛОСОФИИ
1. Философия как наука и мировоззрение, круг её проблем и роль в мировоззренческой культуре современного специалиста.
2. Исторические типы философии и основные этапы её развития.
Формирование философии в древней Индии.
Особенности философии древнего Китая.
5. Античная философия: этапы развития и основные проблемы.
Основное содержание философии средневековой Европы.
7. Философия нового времени: характерные черты и проблемы.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма в контексте мировой философской мысли.
Философская мысль в России. Основания периодизации отечественной философии.
Зарождение отечественной философии. Философские воззрения мыслителей древней Руси.
12. Отечественная философия периода феодальной раздробленности: персоналии и источники.
13. Философская мысль Московской Руси в ХV – XVII веках.
Философия петербургского периода России.
Западничество и славянофильство как два магистральных течения в общественной мысли России.
Философия России конца ХIХ - начала ХХ века.
17. Философия Русского Зарубежья: источники и персоналии.
Советский период развития отечественной философии.
Зарубежная философия ХХ века.
Проблема бытия в философии. Основные виды и формы бытия.
21. «Материя», «дух», «субстанция» как онтологические категории.
Пространство и время как базовые характеристики бытия.
Проблема развития в философии. Соврменные концепции развития.
24. Связь и развитие – основные принципы диалектики.
Парные категории диалектики, их содержание и методологическое значение для познания социальной практики.
26. Философская категория «закон». Сущность основных законов диалектики.
Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Сознательное и бессознательное.
Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.
Истина как философская категория. Проблема истины в познании.
Чувственное и рациональное (логическое) познание.
Формы и методы научного познания. Специфика процесса познания социально-гуманитарных проблем.
Природа как основа человеческого бытия. Природа и общество как парные философские категории.
Глобальные экологические проблемы современности.
Общество как саморазвивающаяся система.
Источники и движущие силы общественного развития.
36. Материально-производственная (экономическая) сфера общественной жизни: сущность и структура.
37. Политическая сфера общественной жизни: сущность и структура.
38. Социальная сфера общества: сущность и структура.
39. Духовная сфера жизни общества: сущность и структура.
Формационный, культурологический и цивилизационный подходы во взглядах на общество.
41. Общественно экономическая формация: структура и характеристика.
Проблема человека в истории философской мысли.
43. Индивид – индивидуальность – личность как ступени развития человека.
Проблемы взаимосвязи личности и коллектива.
Характеристика основных направлений взаимосвязи личности и общества.
Проблема социального типа личности. Социально-типологические характеристики личности.
47. Личность, её свобода и ответственность.
48. Философия культуры: сущность, структура и основные проблемы.
Духовное в человеке. Система духовных ценностей.
Философское понимание науки.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Типология науки. Понятие научно-технической революции.
Религия как тип мировоззрения и общественное явление.
Специфика религиозного знания, его отличие от научного знания.
Понятие организации в философии. Основы организационной теории.
Системно-организационный аспект в рассмотрении современного общества.
Миссия и цели организации.
Значение философии в формировании современного специалиста.
Разработал: кфн, доцент
Щерба.А.А.