Значение философии в формировании современного специалиста.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА (ЗАЧЕТА С ОЦЕНКОЙ)

ПО ФИЛОСОФИИ

1. Философия как наука и мировоззрение, круг её проблем и роль в мировоззренческой культуре современного специалиста.

2. Исторические типы философии и основные этапы её развития.

Формирование философии в древней Индии.

Особенности философии древнего Китая.

5. Античная философия: этапы развития и основные проблемы.

Основное содержание философии средневековой Европы.

7. Философия нового времени: характерные черты и проблемы.

Немецкая классическая философия.

Философия марксизма в контексте мировой философской мысли.

Философская мысль в России. Основания периодизации отечественной философии.

Зарождение отечественной философии. Философские воззрения мыслителей древней Руси.

12. Отечественная философия периода феодальной раздробленности: персоналии и источники.

13. Философская мысль Московской Руси в ХV – XVII веках.

Философия петербургского периода России.

Западничество и славянофильство как два магистральных течения в общественной мысли России.

Философия России конца ХIХ - начала ХХ века.

17. Философия Русского Зарубежья: источники и персоналии.

Советский период развития отечественной философии.

Зарубежная философия ХХ века.

Проблема бытия в философии. Основные виды и формы бытия.

21. «Материя», «дух», «субстанция» как онтологические категории.

Пространство и время как базовые характеристики бытия.

Проблема развития в философии. Соврменные концепции развития.

24. Связь и развитие – основные принципы диалектики.

Парные категории диалектики, их содержание и методологическое значение для познания социальной практики.

26. Философская категория «закон». Сущность основных законов диалектики.

Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции. Сознательное и бессознательное.

Теория познания как философская дисциплина. Проблема познаваемости мира.

Истина как философская категория. Проблема истины в познании.

Чувственное и рациональное (логическое) познание.

Формы и методы научного познания. Специфика процесса познания социально-гуманитарных проблем.

Природа как основа человеческого бытия. Природа и общество как парные философские категории.

Глобальные экологические проблемы современности.

Общество как саморазвивающаяся система.

Источники и движущие силы общественного развития.

36. Материально-производственная (экономическая) сфера общественной жизни: сущность и структура.

37. Политическая сфера общественной жизни: сущность и структура.

38. Социальная сфера общества: сущность и структура.

39. Духовная сфера жизни общества: сущность и структура.

Формационный, культурологический и цивилизационный подходы во взглядах на общество.

41. Общественно экономическая формация: структура и характеристика.

Проблема человека в истории философской мысли.

43. Индивид – индивидуальность – личность как ступени развития человека.

Проблемы взаимосвязи личности и коллектива.

Характеристика основных направлений взаимосвязи личности и общества.

Проблема социального типа личности. Социально-типологические характеристики личности.

47. Личность, её свобода и ответственность.

48. Философия культуры: сущность, структура и основные проблемы.

Духовное в человеке. Система духовных ценностей.

Философское понимание науки.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Типология науки. Понятие научно-технической революции.

Религия как тип мировоззрения и общественное явление.

Специфика религиозного знания, его отличие от научного знания.

Понятие организации в философии. Основы организационной теории.

Системно-организационный аспект в рассмотрении современного общества.

Миссия и цели организации.

Значение философии в формировании современного специалиста.

Разработал: кфн, доцент

Щерба.А.А.

Наши рекомендации