Культурологические термины
Заполнить «от руки» и сдать преподавателю таблицу терминов.
Написать эссе (литературную зарисовку, свои размышления в абсолютно свободной форме) о любом объекте культуры (художественной картине, фильме, мультфильме, архитектурном сооружении, средневековой вазе и т. д.), в котором Вы выразите об этом объекте свои впечатления, эмоции, мысли.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Доц. Бабайцев Андрей Владимирович
2011/12 уч. год
1. Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологии.
2. Исторические корни понятия «культура». Многообразие современных подходов. Основные определения в обыденном и научном языках.
3. Культура и цивилизация как предмет научного изучения в культурологии. Формирование понятий «культура», «цивилизация», их современные значения.
4. Морфология и структура культуры. Материальная и духовная культура.
5. Проблемы изучения субкультур различных типов.
6. Динамика и главные функции культуры. Проблемы изучения процессов аккультурации, инкультурации, культурализации.
7. Культура и природа, проблемы взаимодействия. Натуралистические и антинатуралистические подходы к культуре.
8. Типология культур/цивилизаций, критерии типологии. Историческая типология культур. Западный и восточный типы культуры — сравнительная характеристика.
9. Основные школы и направления в западной философии культуры XIX в.
10. История западных культурологических учений XX в.
11. Теория локальных культур Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. А. Сорокина.
12. История культурологических учений в России: западники и славянофилы XIX в., «религиозно-философский ренессанс», евразийство, отечественная культурология в советский период.
13. Основные концепции антропо- и культурогенеза. Синкретизм архаичной культуры. Неолитическая революция.
14. Культура древних цивилизаций Востока: общая характеристика и наиболее известные памятники
15. Античный тип культуры: характерные черты, достижения, историческое значение.
16. Культуры эпохи Средневековья (Византия, Европа, Арабо-мусульманский Восток). Теоцентризм и универсализм средневековой культуры.
17. Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе. Переход от средневекового типа культуры к культуре Нового времени.
18. Западноевропейская культура в эпоху Нового времени. Культура эпохи Просвещения. Стилевое многообразие культуры Нового времени.
19. Культура XX в.: основные тенденции и формы. Кризисные явления рубежа XIX—XX вв. в западной культуре. Культура модерна и постмодерна.
20. Основные процессы в мировой и российской культуре на рубеже XX—XXI вв. Культурологические аспекты глобальных проблем современности.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
1) Дмитриева Н. А. История искусства.
2) История Европы: В 8 т. Т. 3.
3) История мировой культуры. Наследие Запада. Курс лекций. М., 1998.
4) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.
5) Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2.
6) Культурология / Под ред. Г. В. Драча. (Любое издание, желательно, одно из последних).
7) Культурология. XX в.: Энциклопедия. СПб.
8) Литература по искусствоведению из библиотеки ДГТУ: учебники, словари, энциклопедии.
9) Учебники и словари по культурологии.
10) Интернет-источники.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
(таблица заполняется исключительно "от руки")
сдать преподавателю к 21 мая
№ п/п | Термин | Значение |
Авангардизм | АВАНГАРДИЗМ (фр. avantgardisme, от (want — передний, к garde—охрана) — условное наименование художественных течений в искусстве XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву устоявшимися принципами и традициями (в том числе, и с реализмом), поиски необычного содержания, новых средств и форм выражения. | |
Автохтонная культура | религиозные верования и ритуалы, возникшие в этнической среде без внешнего инорелигиозного влияния и развившиеся на основе свойственных этнической группе культурных особенностей; «исконная» религия народа, противоположность аллохтонной религии. | |
Агональный тип личности | это социальная формула мирной состязательности субъектов, введенной в пределы гуманистических норм и предполагающей равнозначность ценностных статусов сторон | |
Аксиология | Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности | |
Ампир | стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве | |
Анимизм | Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. | |
Антропогенез | Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. | |
Антропология | Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах | |
Антропоморфизм | Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий | |
Антропосоциогенез | процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений. | |
Архантроп | ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей | |
Архетип | Архетип (искусство) - первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение | |
Архитектура | Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения | |
Барокко | Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам» | |
Возрождение | «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени | |
Веды | Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник самых древних[1] священных писаний индуизма на санскрите[ | |
Герменевтика | ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство и теория истолкования текстов (иносказаний, многозначных символов, произведений поэтов, священных текстов и т. п.); | |
«Греческое чудо» | Загадка «греческого чуда» заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. | |
Гуманизм | гУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий; человечный) —культурное движение эпохи Возрождения, провозглашавшее уважение к достоинству и разуму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей. | |
Дао | Дао (道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии . … | |
Дегуманизация | Дегуманизация означает отрицание ценности человека как личности; игнорирование его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; попрание принципов равенства, справедливости, человечности | |
Декаданс | декаданс — одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти» | |
Демократия | политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии | |
Дихотомия «Восток-Запад» | Дихотомия Восток-Запад — понятие в социологии и культурологии, используемое для описания различий между восточной и западной цивилизацией | |
Духовная культура | Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. | |
Евразийство | Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений | |
Живопись | Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, | |
Западничество | ЗАПАДНИЧЕСТВО —историко-культурная концепция, общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включённости России в европейскую цивилизацию | |
Знак | материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и передачи сообщений | |
«Золотой век» русской культуры | "Золотого века" русской культуры - время культурного и духовного подъёма России. Особенности художественной литературы, музыкальной культуры, развитяе науки в XIX веке | |
Импрессионизм | ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в | |
Искусство | ИСКУССТВО — эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества — особого вида человеческой деятельности, которая отображает действительность в конкретно-чувствительных образах в соответствии с определёнными эстетическими идеалами | |
Ислам | — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха) | |
Карма | -вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. | |
Католичество | — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; | |
Кино | Кино- — первая часть сложных слов, связанных по значению с кинематографическим делом. | |
Колдовство | — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи | |
Контрреформация | Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры. | |
Конфуцианство | — китайское этико-политическое учение, связываемое с именем Конфуция | |
Кубизм | —модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма | |
Культура | под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) | |
Культура тоталитаризма | ||
Литература | совокупность любых письменных текстов. | |
Магия | символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.[ | |
Массовая культура | — совокупность явлений культуры XX-XXI вв., характерных для современного общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, интернет, мобильная связь), высокой степенью урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом | |
Материальная культура | подразумевает, во-первых, значимость всех физических объектов среды для народа определенной культуры, а во-вторых, — комплекс артефактов (технокомплекс), типичных для данной социокультуры и являющихся существенной частью её культурной идентичности | |
Мезолит | — период между палеолитом и неолитом. | |
Ментальность | мировосприятие, которое формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы; образ мыслей, душевный склад. | |
Миф | МИФ (греч. mythos — слово) — рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии — о героях) | |
Модернизм | стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего». | |
Монотеизм | — религиозное представление и учение о едином Боге | |
Музыка | — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. | |
Неолит | — новокаменный век, последняя стадия каменного века. | |
Олимпийские игры | — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. | |
«Осевое время» | — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне | |
Пайдейя | — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания. | |
Палеолит | — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами | |
Пиктограмма | — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. | |
Племя | ||
Позитивизм | — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. | |
Политеизм | — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанное на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния | |
Постмодернизм | — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века | |
Православно-языческий синкретизм | ||
Просвещение | — передача знаний, распространение знаний и культуры | |
Протестантизм | — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, | |
Реализм (в искусстве) | направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности. Как творческий метод начал формироваться в 20-30-е гг. XIX в. | |
Род | — один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике. | |
Рококо | стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в. | |
Романтизм | идейно-художественное направление в европейской культуре конца XVIII — начала XIX в., отразившее разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения. | |
Сансара | — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». | |
Семиотика | — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем | |
Сентиментализм | – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. | |
«Серебряный век» русской культуры | ||
Символ | — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета | |
Символизм | — знак) — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. | |
Славянофильство | — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли | |
Соборность | — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине | |
Социализация | — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе | |
Социалистический реализм | — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, | |
Структурализм | — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. | |
Схоластика | — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. | |
Сциентизм | — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. | |
Сюрреализм | — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. | |
Театр | ТЕАТР(от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище)—архитектурная постройка, предназначенная для театральных представлений. | |
Теология | ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. theos — бог, и logos — учение, лат. cultura — возделывание, воспитание)— направление теолого-философской мысли, рассматривающее проблемы культуры, исходя из систематизированных принципов вероучения религии. | |
Теория локальных цивилизаций | ||
Титанизм | Титанизм — в литературе и философии течение, вдохновляющееся революционной борьбой с установившимся порядком, обычно с антирелигиозным уклоном. Согласно титанизму, человек всесилен и имеет неограниченные возможности; из этого тезиса по Хагемайстеру вырастает неудовлетворённость миром как он есть | |
Тотемизм | ТОТЕМИЗМ (англ. totemism, индейское от-отем его род)—комплекс верований и обрядов в первобытном обществе, связанных с кровнородственными связями между человеком и его предком (животным или растением). | |
Традиционное общество | ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (лат. traditio—предание, привычка)—доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии «традиция — современность». | |
Фетишизм | Фетишизм (фр. fetichisme) — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства | |
Физическая культура | Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности | |
Фовизм | ФОВИЗМ (франц. fauvisme, от fauve — дикий) —течение во французской живописи начала XX в. | |
Футуризм | ФУТУРИЗм(лат. futurum — будущее)—авангардистское течение в европейском искусстве начала XX в., преимущественно в Италии и России, явившееся выражением стихийно-эмоционального предощущения социального и культурного разлома, нарастающего утилитаризма мышления, массовости культуры. | |
Христианство | Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете | |
Цивилизация | Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный)-социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства | |
Эволюционизм | Эволюцион́изм (также эволюционное учение и эволюционистика) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной | |
Экзистенциализм | Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. | |
Экспрессионизм | Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века | |
Этнография | Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а так же их материальную и духовную культуру | |
Язычество |