Взаимосвязь инженерной и научной деятельности
Инженерная и научная деятельность являются различными сферами практики. Первая из них является духовной деятельностью в сфере материального производства и функционирует в его рамках на основе науки и опыта самого материального производства. Вторая отделяется от сферы материального производства и начинает выполнять функцию выработки знаний об окружающем мире.
Безусловно, исторически первой возникла техническая деятельность. Выделившись из животного мира, люди вступили в историю полуживотными, грубыми, бессильными перед могуществом природы. Они еще не осознают все возможности своей жизнедеятельности. Человек обеспечивал себе питанием при помощи животнообразных, инстинктивных форм труда. Но постепенно люди начинают все более активно противостоять природе, вырабатывают первые технические приемы изменения природы, переработки ее веществ. «В слабости первых людей, и, одновременно, в их силе, проявляемой в подчинении природы и овладения ею при помощи орудий труда, которых лишены животные, не исключая и обезьян, заключалась одна из специфических форм противоречий, толкавших древних людей вперед». (История техники, Т. 1, Ч. 1. М., 1936. – С. 45).
В процессе активного противостояния природе у человека возникают духовные моменты, отсутствующие у животных: сознательное целеполагание, концентрация внимания, волевое поддержание необходимого напряжения, наслаждение трудом как игрой не только физических, но и интеллектуальных сил. Именно в труде, в процессе создания орудий труда возникает возможность идеального плана деятельности. «Начавшаяся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой, - писал Ф.Энгельс, - расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до этого неизвестные свойства». (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. – С. 489). Каждый новый трудовой акт будил мысль человека, ставил перед ним вопрос о том, что и как надо сделать. Создание орудий труда требовало мысленного сохранения свойств в таких сочетаниях, которых нет в природных предметах. Он брал, к примеру, палку, камень и лиану и сооружал из них молот. Это обеспечивало движение образов в отрыве от их конкретной ситуации действия с предметом, идеальной деятельности субъекта, появление эмпирических знаний.
В эмпирический период развития техники люди использовали те законы природы, которые они открывали не в ходе теоретического познания действительности, а в ходе практической деятельности методом проб и ошибок. Эти законы гораздо позже были познаны наукой.
Первобытный человек в процессе обработки каменных орудий неосознанно использовал закон параллелограмма сил. Поднимая и перемещая тяжести он использовал законы рычагов первого и второго рода. В гончарном круге он стихийно использовал выравнивающий эффект маховика, а в первобытном вертикальном ткацком станке - силу тяжести, не зная законов тяготения. Он находил эти закономерности эмпирическим путем, аккумуляцией производственного опыта.
Появление эмпирических знаний, их пополнение и обработка постепенно приводила к зачаткам научных знаний. Изготовление и употребление ручных орудий труда заложили основы механики и физики, практические знания о животных и растениях - биологии, определение времени начала полевых работ и ориентации на местности - астрономии, необходимость измерения земельных участков, воды, зерна, построек - математики.
Таким образом начала инженерной и научной деятельности уходят в далекое прошлое человечества. Однако эти две сферы умственного труда в их современном понимании возникают гораздо позже. Правда, наука как деятельность по производству систематических знаний зарождается еще в древнем мире в условиях рабовладельческого общества. Именно тогда возникает возможность появления выводного знания, выделения абстрактно общего из конкретного. Именно тогда часть общества получает время, свободное от материального производства и появляются люди науки, которые начинают заниматься только выработкой знания, практическая, в том числе и инженерная ценность которого отрицалась. Один из величайших людей античности Аристотель писал: «мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, ... что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы». (Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1976. – С. 68) .
Идеал "чистой" научной деятельности, не запятнанной практическими интересами, существовал довольно длительный период времени, который охватывает всю античность и феодальное общество. Причина того, что техническая и научная деятельность развивались изолировано друг от друга, двоякая. С одной стороны, техническая деятельность этого времени имела дело, в основном, с ручными орудиями труда для изготовления и функционирования которых достаточно было производственного опыта и эмпирических знаний. Другими словами не было со стороны технической деятельности востребованности в научных знаниях, техническая деятельность в эту эпоху почти не нуждалась в систематическом изучении природы. С другой стороны, наука еще не обладала такими знаниями и в таком виде, которые можно было бы использовать в технической деятельности .
Только в эпоху Возрождения из сферы технической деятельности начинает выделяться ее особый вид - инженерная деятельность ориентирующаяся не только на производственный опыт, но и на использование научных знаний. Великий Леонардо да Винчи во фрагменте «О заблуждении тех, кто пользуется практикой без науки» писал : "Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса... Практика всегда должна быть построена на хорошей теории». (Эстетика Ренессанса, Т. 2. М., 1981. – С. 367) .
Но существующие традиции имеют огромную силу сопротивления. И в эпоху Возрождения и значительно позже вплоть до появления крупного машинного производства действенной связи между инженерной и научной деятельностью не было. Более того, как констатирует Дж . Бернал, «сама промышленная революция в начальных стадиях своего развития не являлась плодом каких - либо достижений науки; творцами ее были ремесленники - изобретатели, чей успех обусловливался исключительно благоприятными экономическими условиями» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1974. – С. 291) . Изобретатель прядильной машины - самопрялки «Дженни», открывшей первый этап промышленного переворота в Англии, Дж. Харгривс совмещал профессии ткача и плотника. Рабочий - суконщик Дж. Кей изобрел механический (самолетный) челнок ткацкого станка. Хозяин мастерской Дж . Уатт в процессе ремонта паровой атмосферной машин английского кузнеца Ньюкомена создает универсальную паровую машину с цилиндрами двойного действия. Механик Дж.Стифенсон изобрел паровоз, который решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. Бродячий живописец и чертежник, подмастерье у ювелира Роберт Фултон изобрел пароход. Английские фермеры Фаулер и Говард выработали наиболее подходящее сочетание паровой машины и плуга, создав паровой плуг.
И все же тенденция взаимосвязи технической и научной деятельности и формирование на этой основе инженерной деятельности в ходе промышленной революции становится все более сильной. Промышленная революция дала огромный стимул научной деятельности. Ее результаты в свою очередь находят техническое применение. Начинается история взаимосвязи инженерной и научной деятельности.
Для конца 18 и почти всего 19 веков характерно тесное сотрудничество в деятельности инженеров и ученых. До этого времени в развитии и функционировании ремесленного производства большую роль играли индивидуальные качества производителя - его сноровка, знания, опыт, умение. Психологические особенности индивида накладывали печать индивидуальности, неповторимости на производимые культурные ценности. С появлением крупного машинного производства рабочий становится простой механической силой, придатком машины. Его трудовые акты приобрели характер зависимости от работы машины, становятся стереотипными. Рабочему требовалось все меньше знаний. Происходит отчуждение духовных компонентов материального производства от физического труда, от знаний, сведений, умения отдельного рабочего, но не от системы материального производства. Весь процесс производства теперь требует все больше интеллектуальных сил. Крупное машинное производство может развиваться и функционировать только на научной основе. Духовные компоненты материального производства контактируются с компонентами духовного производства в единую творческую деятельность. Возникает заказ превращения науки в производительную силу общества, глубокого проникновения науки в производство и поэтому формирования особой группы людей внутри сферы материального производства с привилегией заниматься исключительно умственным трудом функция которого - разработка способов использования науки в производстве и утилитарное употребление научных знаний в овеществленном виде - в виде новой техники и технологии. В силу этих обстоятельств постепенно, однако довольно быстрыми темпами, формируется массовая профессия инженера в ее современном понимании.
Появление профессии инженера, который встал между ученым и непосредственным агентом производства, разрешило противоречие между универсальным характером деятельности ученого и той его опытно - конструкторской функцией, которая возникла на машинной ступени развития производства. Опытно - конструкторская функция становится функцией инженера. Однако в деятельности инженеров и ученых с начала 19 века развивается тесное сотрудничество, что ведет к взаимному обогащению и науки и производства. Техника машинного производства в силу своей сложности не могла дальше развиваться без науки, предполагала научную деятельность. Начинается массовое изучение уже установившихся промышленных процессов - паровой машины, металлургических процессов и т. д. Это становится могучей питательной средой для бурного развития естествознания. Вместе с тем, крупные научные открытия (электричество, успехи в химии) в дальнейшем вызвали к жизни новые технические устройства и даже новые отрасли промышленности телеграф, производство синтетических красителей и др.) . Научные открытия получают простор для своего промышленного применения к процессу которого подключаются инженеры. Так , первый этап развития электрического двигателя постоянного тока берет свое начало от опытов Фарадея, открывшего явления взаимного вращения магнитов и электрических токов. На втором же этапе электрический двигатель выходит за стены научной лаборатории и характеризуется практическим направлением конструкторов - изобретателей (Якоби, Девенпорт, Фроман). «Практическое применение науки в середине 19 века развивалось настолько быстрее, - писал Дж. Бернал, - чем сама наука, что организация этого применения и ее дальнейшее развитие стали делом практики». (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. – С. 305).
Появившиеся инженеры нового типа руководствовались в своей деятельности не только производственным опытом, но и научными знаниями, сочетали науку с практикой. Это сочетание науки с производством породило особый класс наук - технические науки. Правда предпочтение практического знания умозрительному отдавал еще Р. Декарт, который проявил глубокую интуицию в характере надвигающейся новой эпохи. Из сферы научного знания примат все больше отдается тем областям, которые имели непосредственный выход в практику. На первое место во всей системе научного знания становится механика, которая выступает не только как источник технических нововведений, но и как основа мировоззрения. В механике видели условие и источник успехов баллистики, гидротехники и вообще прикладных результатов и во тоже время в ней видели схему, объясняющую структуру и динамику мироздания. Но по мере усложнения технической основы крупного машинного производства наука играет все большую роль и в самом производстве и в обществе в целом.
Однако отдельному субъекту стало не под силу заниматься одновременно и производством техники и выработкой технического знания. Последнее оформляется в особого рода духовную деятельность. Наука начинает применяться не только в качестве материализованного научного знания в технике и технологии, но и в своей непосредственной форме, в форме знаний. Это в свою очередь потребовало определенного изменения характера научных знаний.
В середине и, особенно в конце 19 века, постепенно развивается профессионализация труда инженеров и ученых. К концу века инженеры и ученые представляли собой уже гораздо более изолированные профессиональные корпорации. Именно в это время английский историк науки У. Уэвелл ввел в оборот термин «ученый» для обозначения специалистов, занимающихся научной деятельностью. В последней четверти 19 века появляются научные лаборатории с профессиональными учеными в них. Параллельно этому оформляется и профессиональная коорпорация инженеров. В силу дальнейшего разделения общественного труда контакт в деятельности ученых и инженеров был утерян. Характеризуя сложившееся положение Дж. Бернал писал, что в 19 веке «вместе с быстрым ростом производства машин рос и разрыв между относительно небольшим числом исследователей нового - ученых и множеством тех, кто реализует и использует эти научные открытия - инженеров» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. – С. 435). В общественном сознании формируется мнение, что научная деятельность ограничена рамками производства нового знания, а инженерная - разработкой способов и форм его технического и технологического использования. Ученые не «опускались» до внедрения своих знаний в производство. Г. Герц, открывший существование предсказанных Максвеллом электромагнитных волн, фотоэлектрический эффект и усердно занимающийся основами механики совершенно не думал о практическом применении результатов своей научной деятельности. К. Рентген открыл Х-лучи позднее названые его именем и, хотя по образованию был инженером, но по виду своей деятельности ученый не принимал никакого участия в создании рентгеновской технике - рентгенодиагностике и рентгенотерапии. Это совсем не значит, что они отрицали возможность практического применения результатов своих научных изысканий. В своем первом сообщении об открытии Х-лучей К.Рентген обращает внимание на применимость открытых лучей для проверки производственной обработки металлов, не говоря уже о применении этих лучей в медицине. Но ученые того времени не считали своим долгом заниматься практическими проблемами. Применение результатов научной деятельности было делом других людей и, прежде всего инженеров. И это применение впоследствии имели огромное значение. Открытие электрических волн Г. Герцом привело к развитию беспроволочного телеграфа благодаря работам Попова, Брауна и Маркони. Радиовещание, телевидение и радарная техника неотделимы от результатов научного вклада Г. Герца, но применением этих результатов занимался не их автор, а Либен, разрабатывавший многостороннее применение электронных трубок и многочисленная армия инженеров- изобретателей. Такова же судьба и работ К.Рентгена. «Несмотря на то, что Рентген по образованию был инженером, - пишет немецкий историк науки Ф.Гернек, - он не участвовал создании и дальнейшем развитии рентгеновской техники. Это сделали другие: ученые и дельцы, которые собрали богатый урожай на целине» (Гернек Ф. Пионеры атомного века. М., 1974. – С. 93). Одним из первых нашел техническое применение открытию К. Рентгена американец Эдисон. Он создал удобный демонстрационный аппарат и организовал менее чем через год после открытия рентгеновских лучей в Нью-Йорке рентгеновскую выставку, на которой посетители могли разглядывать собственную руку на светящемся экране. «Рентген прекрасно понимал большое научное, медицинское и технологическое значение своего открытия,- пишет далее Ф. Гернек. - Однако ему чужда была всякая мысль о его денежной эксплуатации... Он не думал также ни о каких охранительных правах на технику его опыта. Рентген не думал практически реализовать свое открытие. Он не был «коммерции советником», подобно Вальтеру Нернсту. Как метко заметил один американский ученый, «окна его лаборатории, выходящие в сторону Патентного ведомства, всегда были закрыты» (Гернек Ф. Пионеры атомного века. М., 1974.- С. 93).
Чем дальше от непосредственных практических задач стояли результаты научной деятельности, тем впоследствии они имели большее значение для инженерии. Фотоэлектрический эффект, который наблюдал и описал Г. Герц во время своих опытов с искрами, приобрел позднее громадное практическое значение, а его работы с катодными лучами явились шагом к открытию и использованию атомной энергии. Но ученые того времени проводили свои исследования без постановки перед собой практических задач. В этом отношении характерно свидетельство К.А.Тимирязева об исследованиях М.Фарадея. Он пишет: «Начало той власти над электричеством, которая так характеризует современную жизнь, можно проследить до той тесной, плохо освещенной лаборатории в Британском институте, где работал Фарадей, имея ввиду только одно - расширение знаний» (Тимирязев К.А. Наука и демократия. М., 1957. – С. 344) .
Некоторые исследователи истории науки и культуры при характеристике возникших в то время резких границ между научной и инженерной деятельностью с известной долей правды говорят о двух линиях в функционировании культуры того времени – «линии Эдисона» и «линии Фарадея», линиях научных открытий и инженерных изобретений. Безусловно, и тогда были деятели, творчество которых не вмещалось в эту дилемму - Бертолле, Д.И.Менделеев и др. Но это было скорее исключение из общего правила. На практике продолжало преобладать традиционное мнение, что инженерная деятельность, запятнанная интересами практической выгоды, является не благородной деятельностью в отличие от благородной научной деятельности, стремящейся уловить светлый луч истины. Научные исследования и инженерная деятельность все более обособляются друг от друга. Ученые в лучшем случае давали в теоретической форме ответы на выдвигаемые инженерной практикой вопросы, не участвуя в их практической реализации. Подобные взгляды существовали даже в начале 20 столетия. Р.Грегори писал в это время: «Применение в промышленности научных данных обычно не входит в круг заданий ученого; инженер или техник, обладающий практической смекалкой, - лучше могу справиться с задачей приспособления научного принципа к постройке двигателя, инструмента или приборов». (Грегори Р.А. Открытия, цели и значение науки. Пт., 1923. – С. 134).
Отсутствие на промышленных предприятиях опорных баз для ученых, резкое отличие условий научного эксперимента в институтских лабораториях от цеховых условий протекания технологического процесса, различие в технической оснащенности научной и инженерной деятельности, наличие большой доли немеханизированного труда, предубежденность общественного мнения как отражение в массовом сознании противоположности между физическим и умственным трудом и многие другие факторы затрудняли установление связей между научной и инженерной деятельностью.
Конечно, техника и технология крупного машинного производства создавались с применением научных знаний, что продолжало стимулировать дальнейшее развитие технических наук. Именно в это время формируется кинематика механизмов, теория трения, теория зубчатых сцеплений, выходят технические учебники. А.Н.Боголюбов пишет, что «наука о машинах, бывшая до того времени, в основном, наукой описательной, начинает пользоваться аналитическими, графическими и экспериментальными методами исследования» (Боголюбов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии её идей. М., 1976. – С. 269) .
Все это так. Но верно и мнение Дж. Бернала, что само функционирование техники, производственные процессы как таковые имели весьма малое отношение к науке и никаких серьезных попыток к их научному изучению в то время не предпринималось. Качественные изменения во взаимоотношениях между научной и инженерной деятельностью наступают по мере вызревания современной научно-технической революции, которая и логически и хронологически соединила научный и технический прогресс и изменила сам характер научной и инженерной деятельности.
Труд ученого из уникального превратился в массовый. Научная деятельность в прошлом носившая в основном индивидуальный характер теперь все более и более осуществляется большими коллективами ученых и тем самым приобретает коллективный характер. Пропорционально усилению социальной значимости научной деятельности усиливается ее социальная обусловленность. В итоге развитие и функционирование научной деятельности все менее определяется их внутренней логикой и все более социальным заказом. «Впервые в истории, -пишет Дж.Бернал, - наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени». (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. – С. 383). То, что в конце прошлого века было исключением, ныне стало правилом. Взаимодействие между научной и инженерной деятельностью стало радикально отличным от того, что было раньше. Оно осуществляется в больших масштабах, значительно оперативнее и приобретает совершенно сознательный характер. По словам Дж. Бернала наука «стала совершенно сознательно и непосредственно тем, чем, чем давно уже являлась бессознательно и от случая к случаю, а именно - существенной частью производства» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. – С. 392). Идеал «чистого» ученого, не запятнанного практическими интересами и только созерцающего свет истины, ушел в прошлое. Современный ученый полноправный член своего общества, живет его интересами, идеалами, ценностями, отвечает на социальные запросы, задумывается о судьбе своих открытий, понимая, что они могут быть использованы как на благо, так и на вред обществу.
Поскольку экспериментально достигнутые в рамках науки знания нельзя рассматривать как алгоритм практического действия, ученые не только стремятся получить новое знание, но и разработать технологию его практического, в том числе и технического, использования. Научное творчества все больше проявляется в материализации, использовании научных знаний.
Вместе с тем, в ходе научно-технической революции произошли изменения в характере инженерной деятельности. Причем эти изменения столь существенны, что само понятие инженерной деятельности не вмещается в рамки его традиционного понимания. Ныне деятельность инженера включает в себя не только его работу в сфере производственной техники, направленной на ее создание и использование, Это вид преимущественно духовной деятельности, отличающейся логической сложностью и насыщенностью элементами творчества.
Научно-техническая революция стимулирует формирование новых инженерных специальностей: инженера-наладчика, инженера-бионика, инженера-дизайнера и др. В инженерной деятельности происходят сложные и противоречивые процессы интеграции и дифференциации. С одной стороны, стираются грани между многими инженерными специальностями, происходит их интеграция: инженер-физик объединяет специальности инженера-механика, инженера-электрика, инженера-оптика. С другой - происходит дифференциация инженерных специальностей, в качестве самостоятельных инженерных специальностей выделяются отдельные виды инженерной деятельности. Виды инженерной деятельности определяются ее местом и ролью в конкретной системе кооперированной трудовой деятельности, а само разнообразие инженерной деятельности в рамках одной профессии, специальности, квалификации диктуется проявлением закона перемены труда. Сейчас четко выделены исследовательская, проектная, конструкторская и технологическая инженерная деятельность. Соответственно различаются инженеры-исследователи, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики и инженеры-технологи.
В силу того, что научные исследования, их методы, ход и эффективность ныне в большой степени определяются их технической оснащенностью, в сфере науки работают инженеры-исследователи, без участия которых подчас невозможны те эксперименты, которые проводятся в современной науке. На грани научной и инженерной деятельности сформировалась генетическая инженерия, ставящая своей задачей искусственное создание генов, что приводит к получению новых сортов растений и видов животных. Здесь руками инженеров-исследователей проводятся эксперименты по генетическому манипулированию на уровне клетки, например, их гибридизация.
Инженеры-исследователи работают не только в научной, но и в производственной сфере. В этом случае предметом их внимания становится содержание технического объекта. Они стремятся найти закон или оптимальный способ взаимодействия сил природы с целью из использования в процессе создания технического объекта. К примеру, инженер-исследователь исходя из функционального назначения данного технического устройства и отвлекаясь от его конструкторских характеристик, создает схему этого устройства, обращая внимание на содержание, принцип его действия и отвечая на вопрос: как и почему будет работать данный технический объект?
Что касается форм технического объекта, то они является результатом деятельности инженера-конструктора. Технический объект (артефакт) может выполнять свое функциональное назначение, обладая определенной формой, учитывающей не только природные законы его функционирования, но и социально-технические требования, нормы, правила. К таким требованиям относятся габаритные размеры, вес, стандартные входы и выходы, энергетические характеристики, условия работы, правила безопасности и т.д. Эти требования в совокупности с принципом действия артефакта определяют его форму, конструкцию. Абстрагируясь от законов функционирования артефакта уже найденных инженером-исследователем, инженер-конструктор основное внимание уделяет конструкции артефакта. В его задачу входит поиск оптимального сочетания конструктивных элементов технического устройства с учетом воздействия на него факторов окружающей среды. Инженер-конструктор отвечает на вопрос: каким должна быть форма технического объекта?
Деятельность инженера-проектировщика направлена главным образом на связи отдельных элементов технических систем, а не на сами эти элементы. В качестве элементов здесь выступают конструктивно оформленные, законченные и уже готовые технические объекты, способные самостоятельно выполнять отдельные функции. К примеру, при проектировании систем управления такими элементами являются не разрозненные детали, а отдельные приборы способные воспринять информацию и преобразовать ее в форму, удобную для передачи по линии связи в центр управления. Инженер-проектировщик абстрагируется от принципа действия элементов проектируемой системы, ограничиваясь лишь ее входными и выходными параметрами и конструктивными характеристиками. Он отвечает на вопрос: из чего состоит и как работает техническая система в целом?
Рабочий чертеж или рабочий проект являются последней стадией знаковой формы артефакта. Для перехода к практической реализации проекта необходимо ответить на вопрос: как изготовить технический объект? Эту задачу решает инженер-технолог. Предметом его деятельности является способ изготовления технического объекта. В функции инженера-технолога входят проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, рациональная организация взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использования техники и т.п. «Главная задача инженера-технолога состоит в нахождении способа изготовления надежного и эффективного в эксплуатации технического объекта с минимальными затратами времени, труда и материалов, - пишет Е.А.Шаповалов. - Инженер-технолог аккумулирует результаты деятельности всех других инженеров. Его деятельность непосредственно определяет экономические показатели производств» (Шаповалов Е.А. Общество и инженер. Л., 1984. – С. 51). Инженерам-технологам принадлежит ведущее место не только в структуре инженерной профессии, но и в производстве, использовании и воспроизводстве технического базиса общества. Именно они профессионально развивают технологический способ производства. Профессия инженера-технолога - это профессия инженера широкого профиля, поскольку ему принадлежат функции проектировщика, производственника и эксплуатационника. Это уже дифференциация инженерно-технологической деятельности.
Подобная дифференциация присуща и другим видам инженерной деятельности. Так, в составе инженеров-конструкторов можно выделить инженеров-разработчиков, обеспечивающих стыковку фундаментальных научных исследований с промышленностью, инженеров-проектировщиков, воплощающих научные исследования при разработке в рабочие чертежи и инженеров-дизайнеров, разрабатывающих внешний вид машин.
Научно-техническая революция настолько изменяет содержание и характер научной и инженерной деятельности, что это оказывает существенное влияние на их взаимоотношения. Между научной и инженерной деятельностью устанавливается органическая взаимосвязь, ликвидируя те четкие границы, которые были до этого между ними. Границы между научными и инженерными расчетами, различия между инженерными установками научных лабораторий институтов и промышленным оборудованием многих предприятий все более и более стираются, становятся весьма динамичными. Теперь уже научная и инженерная деятельность не могут эффективно развиваться друг без друга. Ныне существует единый процесс познания и использования объективных законов природы, в котором научные открытия и технические изобретения являются определенными этапами творчески-преобразующей деятельности.
Чем ближе техническая идея к своей материальной реализации, тем большую значимость приобретает инженерная деятельность. Именно на последней ступени движения науки к производству - на стадии разработки отчетливо проявляется сращивание познавательной деятельности ученых и преобразовательной деятельности инженеров. Поэтому инженерное использование знаний представляет собой неотъемлемое звено цикла научно-исследовательского процесса. Инженер превращается в человека, который занимается наукой, осмысливает ее достижения, имея ввиду возможности их практического применения, использует науку для целесообразного преобразования действительности.
Иногда инженер идет впереди ученого, опережает его. В этом случае он стимулирует научную деятельность, творчество ученого, направляет его мысль, добывает новое знание. Поэтому следует признать устаревшим взгляд об «иллюзии познавательной сущности инженерной деятельности», о том, что «в процессе инженерной деятельности, как правило, не вырабатывается новое научное знание», что «в отличие от научной деятельности, продуцирующей новое объективно-истинное знание, инженерная деятельность, конкретизирует существующие эмпирическое и научное знание, превращая его в идеальный образ технического объекта, предназначенный для последующей его материализации». (Боголюбов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии её идей. М., 1976. – С. 26).
В действительности одно не исключает другого. В эпоху научно-технической революции связи научного и технического творчества настолько усиливаются, что иногда их трудно отделить друг от друга. Воплощая научные идеи, открытия и догадки, техническое творчество может стать специфической формой познания. В процессе технического творчества нередко раскрываются новые свойства и закономерности природы. Применение ЭВМ, автоматизация инженерного труда способствует формированию нового типа инженерной деятельности, приближающейся к научно-исследовательскому труду.
Сращивание инженерной и научной деятельности приводит не только к "индустриализации науки", но и к "онаучиванию индустрии". Активно вторгаясь в сферу производства, ученые трудятся в заводских лабораториях, конструкторских бюро, отраслевых и заводских научно-исследовательских институтах и на других опорных базах науки. Если инженеры подчас решают научные задачи, то ученые - непосредственно производственные. Они доводят опытный образец до серийного производства, отлаживают технологические процессы, направляют творческую мысль рационализаторов и изобретателей, содействуют повышению научно-технического образования работников производства, вовлекают инженеров, техников и рабочих в разработку научных проблем.
Взаимосвязи научной и инженерной деятельности не исключают их специфики и нисколько не означают отождествление этих видов деятельности. Необходимо проводить различие между конкретными задачами производства и абстрактными задачами формирования научных понятий и построения теорий. То, что в науке проходит через идеализацию, в инженерии реализуется через моделирование. Инженерное творчество, в основном, связано с изобретением, научное творчество - с открытием. Конечно, и инженерные и научные задачи возникают в процессе определенной деятельности человека. Но это два различных вида деятельности.
Основная функция научного творчества - производство нового знания и разработка способов его практического использования. Инженер же в основном занят только использованием научных и производственных знаний для создания и функционирования технических объектов и технологии. Таким образом, основные конечные результаты научной и инженерной деятельности несмотря на их сегодняшнюю органическую взаимосвязь и взаимообусловленность различны. В науке они выступают в идеальной форме, в инженерии - в материальной.
Различна и направленность движения мысли ученого и инженера в процессе их профессиональной деятельности. Если ученый идет от анализа объективной реальности к формированию научных понятий, законов и теорий, то инженер - от построенной на основе научных знаний идеальной модели к ее материальному воплощению. Более того, если ученый имеет возможность аналитически изучать технические средства, то инженер должен иметь синтетический склад мышления, видеть многообразный объект своей деятельности целиком, во всех его связях с другими факторами - экономическими, организационными, эргономическими, экологическими и т.д. Многогранное восприятие объекта требует от инженера комплекса самых разнообразных научных и практических знаний.
Активность субъекта инженерной деятельности при пользовании этим комплексом знаний выражается главным образом в практической, материально-предметной деятельности на основе этих знаний. Активность субъекта научной деятельности выражается в абстрактно-теоретической форме, основанной на практике.
Примат практики над теорией обеспечивает превосходство в области практики (на основе теории) перед творчеством в сфере «чистого» академического знания. В отличие от ученого, имеющего дело с естественной природой, инженерная деятельность протекает в лоне искусственно созданной среды, второй форме объективной реальности.
Следует учесть еще одно важное различие между научное и инженерной деятельностью. Процесс научного исследования может протекать независимо от утилитарных целей. Более того, длительное время те или иные научные знания могут не иметь никакого практического значения. Ученые приходят к практике потом, после окончания исследования. Формы практики разнообразны и не сводятся к производственной деятельности, хотя последняя является ее главнейшей формой. Поэтому существуют научные знания, которые вообще не реализуются в технике.
Совсем другой характер имеет инженерная деятельность. Она решает конкретные практические задачи и сквозь их призму просматривает весь фронт своей деятельности. Инженер лишен возможности в ходе своего творчества отвлекаться от определенных социально-экономических и других практических вопросов. Поэтому социальная ответственность инженерной деятельности гораздо большая, чем научной.
Безусловно, в основе различия научной и инженерной деятельности лежат различия в научном и производственном процессах. В отличие от постоянно изменяемых научных представлений, производственный процесс строго детерминирован изготовлением определенных продуктов. В отличие от науки, производство всегда интересует непосредственный экономический эффект. В отличие от незавершенности процесса научного исследования, производственный процесс всегда имеет завершенный вид.
Таким образом, взаимоотношение между научной и инженерной деятельностью в различные периоды научно-технического прогресса было не одинаковым. Перешедшая к использованию научных данных техническая деятельность в самом начале научно-технического прогресса породила инженерную деятельность. Связь научной и инженерной деятельности на определенном этапе их развития в силу общественного разделения труда была утеряна. В условиях современности эта связь восстановлена.
14 Инженерная деятельность, её виды.