Платоническая версия синергетики
Во всем содержится доля всего
Анаксагор
В этом месте наше повествование делает круг, возвращаясь к началу второго раздела главы. Речь пойдет о проблемах современной науки. Они удивительно напоминают коллизии главных школ греческой философии. Представители ионийской школы, а впоследствии атомис-ты полагали, что основными вопросами философии являются следующие: «Из чего состоит мир?», «Каково исходное вещество?», тогда как Пифагор и Платон считали предметом философии форму, структуру и порядок мира. Современная наука явно несет в себе неоплатонические и неопифагорейские идеи. Имеется в виду структурное самоподобие мира, в идее которого современное мышление видит универсальную парадигму реальности. Наука принимает платоническую версию структурного самоподобия. В метафизическом плане ее можно охарактеризовать как соединение по сущности здешнего бытия и Абсолюта. В энергийной же онтологии бытийная дистанция радикальнее, глубже, значительнее. Но о ней говорилось ранее, теперь же исследуем платоническую версию и ее импликации.
Согласно Проклу, все — во всем, однако в каждом особым образом. Действительно, в сущем и жизнь, и ум; в жизни и бытие, и мышление; в уме и бытие, и жизнь; но все существует в одном случае мыслительно, в другом жизненно и третьем сущно. Прокл преследовал здесь структурные цели: все существует во всем, но в каждом специфично, так что получается картина всего в четкой раздельности и упорядоченности. Подобный взгляд на мир
1 См.: Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. С. 78; Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 201, 208, 210.
подробно исследован А.Ф.Лосевым1. Античный космос и любая его часть совершенно тождественны. Значит космос и делим, ибо возможны любые его части, и неделим, ибо в каждой своей части он опять присутствует весь целиком и опять его можно делить сколько угодно. Атом есть космос и космос есть атом. Они делимы неделимо.
В эпоху Возрождения эту точку зрения развивал Николай Кузанский в блестящих диалектических рассуждениях о единстве конечного и бесконечного. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все. В нем все, поскольку он максимум, а поскольку ему ничто не противоположно, то с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всем: в качестве абсолюта он есть актуально все возможное бытие и не определяется ничем вещественным, тогда как от него все. Максимум и минимум, возвышаясь над всем определившимся в количестве объема или силы, заключают в своей абсолютной простоте весь универсум. При этом Кузанец избегает пантеизма. Он особо подчеркивает, что абсолютное единство совершенно свободно от всякой множественности. Наоборот, определившееся единство, единая вселенная, пускай она тоже единый максимум, из-за своего определения в конкретные вещи, от множественности не свободна. Бог — абсолютная чтойность мира или вселенной, вселенная же — та же чтойность как конкретно определившаяся. Бог во всем как бы через посредничество вселенной, тогда как все — во всем и каждое — в каждом. Не множество вещей актуально присутствует в каждой, а вселенское все без множественности есть само это каждое!.
Николай Кузанский употребляет творение такому произведению искусства, которое, совершенно завися от идеи художника, не имело бы другого бытия, кроме этой зависимости, от которой оно существовало бы и под влиянием которой сохранялось бы. Это подобно отражению в зеркале образа, при условии, что это зеркало и прежде и после отражения было бы ничем. Данная платоническая идея
1 Кузанский Н. Соч.: в 2-х т. М., 1979. Т. 1. С. 51-52, 55, 102, 109-110.
позволяет понять тварный мир как тип виртуальной реальности, продуцируемый активностью Творца.
В современной математике структурное самоподобие мира находит отражение в объектах, имеющих дробную размерность. Такие объекты получили название фракталов (множеств Б.Мандельброта). Фракталы обладают свойством масштабной инвариантности, т. е. малый фрагмент такой структуры подобен другому, более крупному или даже структуре в целом. Типичные фракталы — облака или береговая линия, их рисунок сходен и повторяется в различных масштабах. Свойство фрактальности описано еще Лейбницем в его учении о монаде. По словам Лейбница, монада является живым зеркалом универсума. Каждая сотворенная монада представляет весь универсум, но отчетливее всего то тело, которое собственно с ней связано. Всякая часть материи может быть представлена наподобие сада, полного растений, или пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд1. Правда, Ф.Капру отталкивает фундаменталистский подход Лейбница к монаде как истинному атому природы и элементу всех вещей. Ведь философия бутстрапа, как уже говорилось, отрицает существование каких бы то ни было фундаментальных сущностей или субстанций. Что касается действительного взаимоотношения между монадами, основное отличие от адронного бустрапа заключается в том, что монады не способны взаимодействовать друг с другом: у них нет «окон» и поэтому они лишь отражаются друг в друге. В адронном бустрате основной акцент приходится на взаимодействие или «взаимопроникновение» между всеми частицами.
Примером платонической версии структурного самоподобия выступают учения о глобальном эволюционизме и теория о самоорганизации — синергетика. Синергетика
1 Лейбниц Г.В Соч. М., 1982. Т. 1. С. 422, 425. См. также: Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. С. 274.
может быть названа наукой о сложном. Она ориентирована на поиск неких универсальных образцов (паттернов) эволюции и самоорганизации сложных систем. Для определенных классов открытых нелинейных систем установлено, что в таких средах потенциально существуют спектры структур, способные возникнуть в них на развитых стадиях процессов. Спектр структур предопределен как спектр возможностей. Синергетический стиль мышления базируется на представлениях о равноправном онтологическом статусе случая и закономерности, о многовариантности и необратимости процессов развития и о структурном самоподобии мира.
В исследовании процессов познания синергетический стиль мышления усматривает соответствие между гологра-фическим мозгом и миром-голограммой. Поэтому вводится понятие «гносеологического резонанса», также снимающее субъект-объектное противостояние. Открытие предстает как узнавание мира. То, что долго вынашивалось человеком, вдруг узнается и признается как именно это. Так объясняется феномен дежа вю1.
Тип мировоззрения, соответствующий синергетическому стилю мышления, есть пантеизм. Действительно, если мир обладает предикатом разумности на одном из уровней своей организации (историческое человечество), он должен быть разумен в целом. В подобных синергетических интерпретациях вселенная предстает как грандиозная самосознающая структура. На место абсолютного наблюдателя классического рационализма, самодовольно созерцающего бездны прошедшего и будущего мира, который, к тому же, полностью закончен, целиком изготовлен, приходит универсальный трансличностный наблюдатель, форми-
1 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 109; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии, 1994, № 2. С. 110-111, 122. Дежа вю (франц. deja vu) ошибочное воспроизведение в памяти: кажется, что переживаемое теперь в прошлом уже когда-то было.
рующий семантический универсум. Но это уже не языческий платонизм в чистом виде, он обогащен новоевропейским учением о личности.
Такой сниженный натурализированный персонализм напоминает гностико-романтический порыв начала христианской эры. В нем Ты поглощало Я в мистическом экстазе. Теперь это уже не Ты, а единственно сущее. В самопознании смыкались гностик и мироздание. Для гностического персонализма характерен сниженный личный абсолют. Достаточно уже обыкновенной человеческой личности для того, чтобы познавать такой абсолют, презирая безличностный мир, и даже практиковать себя самое как эту абсолютную личность. В гностических источниках Господь говорит так: «И воистину Я говорю вам: все люди суть Я, и Я есмь они». Гностическая специфика и острота начинались там, где учение о знании становилось лишь подразделом знания об абсолютной личности. Картина природы у гностиков (у Валентина) мечта и пророчество о европейском романтизме и его бесконечном Я. Гностики бесконечно драматизировали проблему познания. «Совершенное знание» переживание себя в единстве с Плермой, полнотой бытия, которой чужды разобщенность, разорванность и неведение.
Подобный взгляд получил развитие в одной из последних работ известного отечественного психолога С.Л.Рубинштейна «Человек и мир». В отношении «Я — мир» происходит становление личностного Я при условии бесконечности (актуальной и потенциальной) и эквивалентности друг другу сторон этого отношения. Личность понимается здесь как такая часть мира, которая может включать в себя, выражать собою весь бесконечный мир. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, что делает наличное бытие полем творчества. Чем глубже рефлексия, т. е. сознание все более глубоких слоев психики, внутреннего Я (вплоть до кантовского интеллигибельного Я), тем более расширенным оказывается трансцендирование, осознание своего
единства с миром как целым. В данном контексте предполагается, что существование в человеке актуальной бесконечности позволяет иметь дело с бесконечно глубоким, вневременным и внепространственным содержанием, составляющим основу собственно человеческого бытия.
Позднее подобные взгляды получили развитие в экспериментальных исследованиях человеческой психики в русле трансперсональной психологии. С.Гроф ссылается на концепцию К.Уилбера, получившую название «проект Атман». По мнению Уилбера, мотивирующей силой на всех уровнях эволюции психики является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству. Уилберовское описание сознания начинается с недифференцированного плеромического сознания и кончается предельным единением с Абсолютом. В ходе движения сознания от обыденных состояний к трансперсональным его эволюция теряет линейную траекторию и, в определенном смысле, оборачивается внутрь себя. Индивид возвращается к ранним стадиям развития, но оценивает их более зрело. Он начинает осознавать определенные аспекты и качества этих стадий, которые неявно присутствовали, но не были узнаны в контексте линейного развития. Различие между пред- и транс- парадоксально, они не идентичны, но и не совсем различны. Таков своеобразный самоповтор психики1. Гностико-романтический порыв в современной науке закономерен. Его следовало ожидать на переломе эпох.
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1. С. 255-257, 288; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976; Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии, 1993, № 5. С. 135, 142—143, 159; Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансцен-денция в психотерапии. М., 1992. С. 43, 47, 54, 108-109, 305.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга написана авторами по принципу «Круглого стола»: авторы ведут трудную и дискуссионную тему — судьба теории познания и новые образы знания и реальности в концеXX века, предоставляя возможность высказаться многим размышляющим над этой проблематикой, но не утрачивая, надеемся, своих голосов и мнений. Последовательный диалогизм, вслушивание в многоголосие с целью преодоления доктринального изоляционизма и монодисциплинарного исследования поставленной проблемы, не столько критический анализ, сколько необходимый синтез — вот принципы, которыми стремились руководствоваться авторы, считая их методологически продуктивными.
Эти идеи созвучны тенденциям постмодернизма, содержащего не только нетривиальные подходы к традиционным учениям и проблемам, но и новые методологические принципы, многие из которых несомненно плодотворны. Как известно, постмодернизм избегает всех форм монизма и универсализации, не приемлет единой общеобязательной утопии и различных явных и неявных форм деспотизма;
критически относится не только к позитивистским (логи-цистским) представлениям, но к идеалам и нормам классической науки, науки Нового времени вообще. Вместо этого — провозглашение множественности и диверсивнос-ти, многообразия и конкуренции парадигм, сосуществования гетерогенных элементов, признание и поощрение многообразия современных проектов жизни, социальных взаимоотношений, философских учений и научных концепций. Это предполагает переоценку фундаментализма, признание многомерного образа реальности и множества типов равносущностных отношений, а также неустранимой множественности описаний и «точек зрения», отношения дополнительности и взаимодействия между ними. Эти
идеи, пришедшие прежде в сферу искусства (литературу, живопись, архитектуру), сегодня приобретают общекультурный характер, превращаются в принципы интеллектуальной, творческой деятельности вообще.
Преодоление тотального господства одной доктрины это не только идеологическое, но 'и методологическое требование в духе постмодернизма. Приоритет должен быть отдан другим подходам: диалог и взаимодействие различных учений в рассмотрении конкретных проблем; принцип диалогизма и многоголосия, «когнитивного плюрализма» (В.П.Зинченко) вместо вульгарной, механической эклектики. Успешно реализуются различного рода «интерференции» и новые сопряжения, как, например, у П.Рике-ра — «прививка герменевтической проблематики к феноменологическому методу»; у К.-О.Апеля — соединение рациональных идей диалектики, феноменологии, герменевтики и философии языка; у Дж.Верча — синтез идей М.М.Бахтина и Л.С.Выготского в диалоге со многими западными философами.
Известный в постмодернизме принцип Фидлера — «Пересекайте границы, засыпайте рвы!» — должен, по-видимому, работать и в философских исследованиях. В частности, необходимо «засыпать ров» между философией (теорией) познания и гуманитарным знанием. Господство естественнонаучных идеалов знания в гносеологии и методологии науки насчитывает сотни лет. По этим образцам строились и строятся категории субъект, объект, объективная истина; опыт гуманитарного познания, где интерпретация и понимание являются ведущими моментами, по существу не учитывался, а проблема языка не рассматривалась как фундаментальная для гносеологии. Обращение к опыту гуманитарного знания и к философским учениям, учитывающим этот опыт (например, Л.Витгенштейна, герменевтики), позволяет прежде всего преодолеть «прямое онтологизирование», принять осознанный плюрализм язы-
ков, моделей, методов и подходов в ходе интерпретации и понимания философских проблем.
Важнейшим следствием из постмодернистских идей для философии познания является необходимость «расшатать» привычное бинарное мышление в оппозициях, снять упрощенную редукцию к оппозиции, — противоположным взаимоисключающим моментам, по принципу «или/или». Возможные для этого пути: «герменевтический круг», гармонизация, дополнительность, одновременность вместо или наряду с оппозицией и другие приемы, требующие содержательной рефлексии и аналитической работы.
Вместе с тем следует указать на опасности и трудности, которые поджидают нас, если мы будем исходить из базовых идей постмодернизма. Прежде всего это трудности объединения гетерогенных, разноплановых идей и подходов. Плюрализм легко совращает, подбивает на вседозво-ленность, поэтому необходимо обосновывать «право на перенос» и сам механизм переноса тех или иных понятий, принципов, методов из оной концепции в другую, что требует предварительной рефлексии и методологической грамотности. Резко возрастает также опасность релятивизма, поскольку равноправие позиций может приводить к индифферентности: «Все годится!» Очевидно, что если мы признаем многообразие подходов, в философский анализ включаем целостного субъекта в отличие от абстрактно-гносеологическогго, то проблема релятивизма в познании возникает неизбежно. К ней необходимо «встать лицом», разработать новые принципы и понятия, иначе осмысливающие то, что традиционно оценивалось как релятивизм, но, по сути дела, отражало «человеческое измерение» познания.
Обновление методологии в соединении с идеями экзистенциально-антропологического, социокультурного и герменевтического подходов может стать существенной предпосылкой для развития философии познания в начале следующего века.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................