Характеристика философии конца 19 и 20 веков
Примерно с середины XIX в. философия начинает претерпевать значительные изменения. Их причинами явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий, а также особенности философского мышления Нового времени.
В классической философии XVII – начала XIX в. господствовала рациональная парадигма. Ее важнейшая идея – это принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко, не только как индивидуальный человеческий, но и как внеиндивидуальный – Мировой Разум, Божественный Разум, – а природные законы и духовная культура – как отделённые от конкретного индивида реалии.
Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными и т.д.).
Преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком (гносеологический оптимизм) с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого осмысливает опять разум.
Философы не сомневались, что используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать.
При этом следует заметить, что наука к тому времени (18-начало 19 вв.) отказалась от ряда идей эзотерической и религиозной философии, с которой она решительно разрывала свои связи. Распространялся механистический материализм. Научное и общественное сознание продолжало отходить от универсальных этических принципов.
Но научная и социально-историческая действительность оказалась намного сложнее и неоднозначнее.
Общественные процессы мало оправдывали надежды на торжество научного «просвещённого разума». Заметного усовершенствования общества и человека не происходило. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно. Социальные напряжения нарастали. В Европе, и не только в ней, шли бесконечные войны. Австрия воевала с Италией, Англия и Франция – с Китаем, Россия – с Турцией, Пруссия – с Францией. Параллельно то и дело вспыхивали восстания и революции. Не смотря на развитие науки и промышленности, свирепствовали голод и эпидемии, обрушивались периодические экономические кризисы.
С середины 19 века всё сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности усовершенствования общества. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма – важнейшего основания науки.
Всё это подмывало устои классической философской парадигмы.
Классический рационализм рушился. Начались поиски новых идей, подходов и концепций миропонимания. В середине 19 века появились новые философские направления, которые получили развитие в 20 веке. А некоторые продолжают развиваться и в 21 веке.
В целом в философии XIX–ХХ вв. можно выделить следующие линии развития:
– критика и отказ от классического рационализма. Эта линия проявилась в возникновении и развитии таких направлений, как экзистенциализм, философия жизни, интуитивизм. Эти направления относятся к иррациональной философии. В них на первый план выходят иррациональные феномены, такие как «воля» (Шопенгауэр, Ницше); «жизненный порыв», «интуиция» (Бергсон)» «жизнь», «страх», «вина» (Кьеркегор); «бессознательное», «инстинкты» (Фрейд).
- продолжение и развитие рационализма. Эта линия выразилась в позитивизме и марксизме. Здесь рациональная парадигма не отрицается, а подвергается критическому переосмыслению и модернизации. Так в марксизме акцент делается на материализме, диалектике и практической деятельности человека. В позитивизме провозглашается отказ от умозрительной метафизики и развитие строгого научного знания.
К направлениям, продолжающим рациональную линию также можно отнести:
- неокантианство (философское движение за возрождение учения И. Канта. Возникает в 60-е годы XIX в. развивалось на базе двух философских школ: марбургской (Наторн, Кассирер) и фрейбургской (баденской) (Виндельбанд, Риккерт);
-неогегельянство(философское движение за возрождение учения Г. Гегеля (Кронер, Лассон, Кроче, Джентиле). Возникает примерно в 60-е годы XIX в. В некотором смысле сюда примыкает «абсолютный идеализм» (Брэдли, Ройс).
- неотомизм (переосмысленная философия Фомы Аквинского. Возникает в 70-е годы XIX в. Видные представители: Маритен, Жильсон, Марсель, Тейяр де Шарден).
- третья (синтетическая) линия развития философии (синтез классической рациональной и иррациональной философии, научных и религиозных теорий) была связана с такими идейно-философскими течениями, как:
– теософия (Блаватская), возникает в последней четверти XIX в.;
– Учение Храма (Ла Дью), возникает в первой четверти ХХ в.;
– Учение Живой Этики (Агни-Йога) (семья Рерихов), возникает в первой половине ХХ в.
Все три отмеченных учения восходят к эзотерической традиции познания. В этих учениях различные познавательные парадигмы не противопоставляются друг другу, а объединяются. Рационализм дополняется элементами иррациональной философии. Этические основы религиозных учений дополняются научным методом познания – объективным и достоверным.