Биологическая форма материи
Основные конц-ции происх-ния живого:
1) Креационная - живое созд Богом. Конц-ция бездоказ-ная.
2) Конц-ция самопроизво-го постеп. зарож-ия живого (Арист-ль) - жизнь возн. пост-но из неогран-ого.
3) Конц-ция стационар. хар-ра жизни - живое никогда не возн-ло, оно $-ло всегда. Опроверг-та лаборат-но.
4) Конц-ция иноплан-ого происх-ия живого - семена жизни попали на землю. Конц-ция не объяс-ет жизни.
5) Конц-ция происх-ния в рез-те хим-физ эвол-ии Вселенной – совр.конц-ия. Сторон-ки сч, что жизнь возн. случ-но, в рез-те хим-физ реакции. Счит-ся, что вер-сть возн-ния жизни=0. В кач-ве доказ-ва приводят эксперим-ные данные на опыте хим лабор-рии:
1-живое возн-ло в рез-те взаимод-ия хим реакции;
2-живое-сложн хим и физ и поэтому оно слишк сложно, явл-ся рез-том случайного;
3-связано с напр-нным хар-ром разв-ия от прост к сложн (целенапр-ный хар-р разв-ия).
Жизнь(Энгельс) - способ сущ-ния белковых тел, существенной особ-стью кот явл-ся их самовоспр-во их составных частей. Недост-ки опред-я:
1-белковые тела - это хим образ-ия. Белкам (простому) присваив-ся сложн свойства. Возн-ет парадокс несоотв-вия субстрата и атрибута;
2-хим состав живого не сводится только к белкам, а сущ-ют также кислоты, мин вещ-ва.
Жизнь - способ $-ия высокоорг-ого материал субстрата, химич сост-щими кот явл-ся белки, аминокислоты, мин соед-ия и существенной особ-тью кот явл самосохр-ие посред-ом адаптации к окр среде.
Способом разв-ия живого явл самопревращение в индивид биол-кого субстрата. Жизнь относ-но автономно $-ет. База против-чия - обратная тенд-ия самосохр-ия и адаптации (как противоп-сти). Определяющая сторона – самосохранение (абсолютно), а адаптация относительна и ограничена, т.к. ограничена среда жизни. Это приводит к неразрешимому противоречию, когда механизмы адаптации оказываются принципиально исчерпаны. С данного момента начинает меняться способ развития жизни: происходит переход к созданию искусственной среды и развития ее под себя. 19в - революционная концепция биологии (Дарвинизм-концепция естественного отбора). Живое развивается в процессе присоединения к среде. Естественный отбор закрепляет только те виды, которые могут выжить. Современный Дарвинизм - синтетическая теория эволюции. Основной пафос сохранен - развитие живого, биологическая эволюция у Дарвина - случайностный стахостический процесс (почему происходят те или иные мутации и почему они закрепляются естественным отбором?). 20в: попытка создать альтернативную теорию развития. Бек - концепция номогенеза. Развитие живого на основе закономерностей. Далее общих положений он не ушел, т.к. столкнулся с трудностями.
Социальная форма материи.
1-Креационная конц-ция. Ч-к созд-ся Богом по образу и подобию своему. Неотомизм - Бог созд ч-ка из обезьяны.
2-Конц-ция инопланетного происх-ия ч-ка. Гомосапиенс - вар-нт скрещ-ия обезьяны и иноплан-на.
3-Конц-ция Дарвинизма. Объяс-ие ч-ка биол.факторами эвол-ии – ест.отбором:
а) Возн-ние ч-ка в Африке в районе Великих Африканских Разломов; урановая конц-ция - ур-нь мутации очень высок → произошла мутация и была закреп-на естест отбором (?но ведь это слабоприсп-ый вид);
б) Д-зм не срабат. в том,что строение тела ч-ка не схоже ни с каким др жив-ым-прямохож-ие, 4изгиба позвоноч-ка, оч.сложн.роды. Как Д-зм объяс-ет прямохож-ищя хищ-ков по-близости обезьяна должна вставать на задн конеч-ти.
4-Конц-ция антропосоциогенеза (Энгельс). Ч-к возн. в ходе эволюции, но посред-ом труд деят-сти.
1)Закреп труд деят-сть, никаких существ изм-ний в ч-ке не происх-т, им-ся только второстеп изм-ия.
2)Закреп прямохож-ие в рез-те труд деят-ти, созд труд среда. Освобож-ие перед конеч-ей в рез-те труд деят-ти.
3)Труд деят-сть стала основой общения людей. На основе матер отн-ний идет разв-ие речи, разв-ие челов-ой психики. Нет наиб развитых приспособ-ний к среде, но присут-ют все мех-змы адап-ции → ч-к имеет универс хар-р - он наиб живое сущ-во. Сущность ч-ка вкл 2 конц-ции:
1. Аристотель - предст-ие ч-ка как мыслящего жив-ного (т.е. духовно-природного сущ-ва). Эта конц-ция неполно раскр-ет ч-ка, т.к. не учит матер.-труд. деят-сть. Дух и природа мысл-ся как противополож-ти, →непонятна связь созн-ия и живого, переход от природы к созн-ию. Возн парадокс-несоотв-ие субстрата и атрибута.
2. Материал-кая конц-ция. Чел-к-надприрод матер сущ-во. Сущ-стью явл-ся производство собств. жизни посред-ом преобр-ия природы. Преобразуя природу, ч-к сам произ-т себя. Данный способ обл-ет бесконеч потенциалом в плане:разв-ия мира бесконечно, происх-ит бесконеч изм-ие форм материи. Преобразуя бесконеч мир ч-к откр-ет перспек-вы бесконеч сущ-ния. Это максим-но высший этап развития мира (сложнее ч-ка м.б.только сам ч-к). Дальн-шее разв-ие мира происх-т в рамках соц формы материи. Сущ-сть ч-ка раскр-ся в сис-ме сущност-ых сил или св-в (выдел 2 ур-ня):
1) актуальный (силы - труд, мысль (созн-ие), общение. А также индивид-сть (только ч-к, т.к. все живое самодост-но), коллект-сть, свобода, ответ-сть и т.д.
2) потенциальный - раскр-ся в способ-тях и потреб-ях к труд деят-сти, созн-ию, общению и соц потреб-ях в труде, мысли, общении, свободе. Труд - матер соц универс деят-сть ч-ка. Универс в том плане, что приложима к любой матер реальности в силу того, что ч-к сам универс матер сущ-во. Труд-высш форма матер активн-ти, т.к. в труде разв-ся сам ч-к. Это пр-во ч-ком собств ж-ни, чел сущ-сти (в данн ОПР сущ-сть и труд совп-ют). Сознание-универс способ отраж-ия дейс-сти мира или ч-ка. Созн-ие по своей природе идеально. Общение - с-ма связи м/у людьми (отн-ния), сов-сть духов. и матер связей м/у людьми.