Основные формы и диалектика бытия
Основные формы бытия: 1. Бытие природы.2.бытие человека. 3. Бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективизированное духовное. 4. Бытие социального, которое делится на: бытие отдельного человека в обществе и бытие общества.
1.бытие природы. Основой человеческой деятельности были и остаются до наст.времени вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей. Затем человек стал воздействовать на прир.Земли. Возник целый мир произведённых человеком ранее в природе несуществовавших вещей, процессов, состояний, которые Маркс назвал той природой. Их бытие отличается. О бытие 1 природу можно утверждать, что её вещи, процессы, состояния существуют независимо от сознания людей. Без 1ой природы не могли бы появиться предметы и процессы, произведённые человеком. Человек является частичкой 1природы. Вторая природа строго зависит от первой. Это: орудия труда, промышленность, энергетика, предметы окружающие нас в быту и т.д. Здесь действуют законы природы, но они сочетаются с преобразующими действиями людей. Между первой и второй природой возможно не только отношение взаимосвязи согласованности, но и конфликты в виде эколог., энергет-их и ряда др.2.бытие человека.Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично и уникально. Человек существует как живой конкретный индивид, причём первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. Наличие тела делает человека смертным существом. Философы материалисты утверждают, что для существования тела, необходимо удовлетворение его потребностей. Существуя как природа, тело человека подчиняется законам существования и развития природных тел. Вместе с тем, человек способен регулировать, контролировать свои потребности, удовлетворяя их в пределах и формах, определяемых обществом, собственной волей и самосознанием индивида. Многие действия человека часто регулируются духовно-нравственными и соц.мотивами. 3.бытие духовного.Духовное охватывает процессы сознания и бессознательного, включает знания, воплощающиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным предметам и процессам принадлежат также и нормы, принципы чел.общения, включая нормы и критерии нравственности, права, худож.творчества. Индивидуализированное духовное включает прежде всего сознание отдельного индивида, специфике индивидуализированных форм духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождение и смертью отдельных людей. В рамках индивидуализированных форм духовного возникают объективизи-рованные формы. Примером такой формы является идея. Специфика объективизированной формы духовного состоит в том, что его элементы (идеи, идеалы, нормы, ценности. Различают естеств. и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в соц.пространстве и историческом времени. Философы идеалисты исходя из признания важной роли и высокой ценности духовного в челове-ческой жизни, провозглашают духовное высшей формой бытия. Философы же материалисты на первое место среди форм бытия ставят бытие природы. 4.Бытие социального. Антитезой Бытия (Б.), или нечто, явл.ничто.Все конкретные формы Бытия,напр.,звезды,растения,животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б.. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжа-лось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и закл-ся в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.