C) Связь взаимна: теория вырастает из потребностей практики, служит удовлетворению практических задач и про­веряется практикой.

d) Связь абсолютна: теория может рассматриваться как разновидность практики, а практика - как разновидность теории.

75. "...впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые ... занимается душа в деятель­ности, называемой вами "восприятием, воспоминанием, раз­мышлением, рассуждением" и т. д." Какое течение в гносеологии выражено в приведенном высказывании?

a) Агностицизм.

B) Сенсуализм.

c) Рационализм.

d) Интуитивизм.

76. "... заключение "я мыслю, следовательно, я сущест­вую... есть первейшее и вернейшее из всех заключений". На какой точке зрения стоит автор приведенного высказывания?

A) Рационализм.

b) Агностицизм.

c) Интуитивизм.

d) Сенсуализм.

77. "Каковы предметы в себе и обособленно от ... воспри­имчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа восп­ринимать их... Мы имеем дело только с этим способом восприятия". Какую точку зрения в гносеологии выражает автор приведенного высказывания?

a) Интуитивизм.

b) Рационализм.

C) Сенсуализм.

d) Агностицизм.

78. Какая точка зрения на познание выражена в следующем высказывании: "...если мы люди, то мы имеем знание неис­числимого множества предметов, прямое, непосредственное знание их, их самих; оно дается нам нашею реальною связью"?

A) Главным источником познания является материаль­ная деятельность.

b) Главным источником познания является деятельность органов чувств.

c) Главным источником познания является деятель­ность разума.

d) Главным источником познания является интуиция

ТЕСТЫ ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА

Вставить пропущенное слово (слова выделенные здесь жирным шрифтом в экзаменационных тестах будут заменены многоточиями; тестовый вопрос считается выполненным, если вставлены все слова)

1. В Древнем Востоке существовала устойчивая организация общества, которая характеризовалась с одной стороны, наличием большого количества земледельческих общин с традиционными социальными связями между людьми, а с другой — наличием очень сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системы управления, которая осуществляла взаимодействие между этими земледельческими общинами.

2. В Индии, почти все философские школы видели основу своих теоретических основв сборниках древних индийцев - ведах и в философских пояснениях к ним – упанишадах

Социально-политический строй Древнего Китая характеризовался не сословно-кастовой, а административно-бюрократической иерархией, при которой оценивалась главным образом не принадлежность человека к той или иной социальной группе, а, в первую очередь его личные заслуги

4. Социально-политический строй Древнего Китая сочетал высокую социальную мобильность с необходимостью функционирования устойчивой государственной власти с деспотическими формами руководства.

5.Две, в определенной степени, противоположные тенденции функционирования древнекитайского общества и обусловили основные особенности истории китайской философии. В основе которой лежала. идея этико-социокультурного Порядка, санкционированного Небом.

6. Практицизм древнекитайской философии, отрицание самостоятельной роли теории, в конечном счете, привели к тому, что традиционная китайская философия не выработала развитой логики и онтологии, что существенно отразилось на развитии научных знаний в Древнем Китае.

Необходимость сильной государственной власти, которая сводила в единое хозяйственное целое всю совокупность мелких крестьянских общин, без чего они не могли адекватно выполнять свою хозяйственную функцию, привела к тому, что в социально-политических учениях китайских мыслителей интересы не только отдельного индивида, но и целых структур (семья, община, народ) приносились в жертву интересам государства, а сама идея мирового социального Порядка, которая была фундаментом китайской философии, отождествлялась с идеей государства.

8.Самосовершенствование в истории китайской философии трактовалось как самообуздание личных и социальных амбиций индивида, подчинение его традиционным нормам морали, дисциплины.

9. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст) - брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр, по сути, строго определяла всю его жизнь.

10. Жестокая детерминация индивидуальной деятельности человека со стороны сельской общины и деспотического государства (которое было характерно для всех древневосточных обществ) дополнялась в Индии железной кастовой системой. Лишенная способности действовать вне себя, в обществе, энергия индивида концентрировалась на его внутреннем мире, его душе.

Понятие практики в западной философии указывает на связь человека с природой, в китайской философии на взаимосвязь людей в обществе, а в индийской философии этот термин, употребляется для выражения осуществимых изменений внутри "самости" (самого себя), где все усилия направлены на преобразование эмпирического "Я" в чистую "самость".

12.Чистая "самость" в индийской философии лишена всех эмпирическихкачеств, которые погружают человека во внешнее социальное и природное окружение, что толкает человека на путь сансары — путь перерождения.

Наши рекомендации