Духовная культура: ценности эпохи

На фоне общих изменений, происходящих в мире, когда возникают новые деревни и города, цветущие поля и виноградники, развивается торговля и ремёсла, появляются новые ценности, которых раньше не было, преобразуется быт и нравы людей –изменяется и их внутренний мир. Повсюду брожение и стремительное развитие и сама мысль о замедлении невыносима. Религиозное чувство приобретает иной оттенок: начинает утверждаться убеждение, что взаимоотношения с Богом являются личным делом каждого и что спасение можно заслужить, ведя определённый образ жизни. С Апокалипсиса Иоанна Богослова взгляд переходит на Деяния Апостолов и само Евангелие, люди, непривыкшие к новому миру и не нашедшие ответы на многие свои вопросы в Откровениях пытались найти модели поведения в других книгах Священного Писания. Этот переломный период нашёл отражение и в искусстве.

Примерно с 70 –гг 11 и на протяжении всего 12 века идёт объединение аббатств в конгрегации, что поощряло их совместные искания не только религиозно – возвышенного толка, но и эстетического, они предпринимались вначале в обособленно в Турню, в аббатствах Сен – Бенинь в Дижоне и Сент – Илер в Пуатье. К 1100 г самым могущественным из этих конгрегаций был Клюнийский орден, самым же значительным памятником является новая церковь аббатства Клюни, построенная всего за несколько лет, благодаря притоку золота из Испании и серебра из Англии. Церковь эта отличалась роскошью убранства, в этом Божьем дворце царил праздник, а глаз пленяли невиданные до того пышность и великолепие. Ибо клюнийские монахи всерьёз считали себя князьями, составляющими двор Всемогущего, придворными неземного Двора. Если ангелы и архангелы – это воинство Божье, то себя они считали не менее, чем слугами этого воинства. Дворянами самого высшего земного ранга. Они были убеждены, что их долг состоит в совершении со всяческой пышностью непрерывной службы и что для этой цели необходимо расточать бесчисленные сокровища.

Несомненно, тенденция, вышедшая из монастырской традиции и доминирующая в клюнийской эстетике по –прежнему выражала стремление подготовить дом Спасителя к Его триумфальному возвращению, приветствовать его и встретить как царя. Подобное намерение вызывает дерзкое новшество: украшение порталов базилик крупными скульптурными изображениями, подобными тем, что когда то украшали триумфальные арки в языческом Риме. Искусство 12 века отличается свободой и относительной смелостью. Повсюду мы видим человеческие лица, в которые заботливый и талантливый мастер вдохнул жизнь. Они не столь аскетичны, а скорее, наоборот, праздные, но в то же время призывающие задуматься над нашей жизнью: для чего мы рождаемся, куда идём и куда в конце концов уходим. На что похожи ад и рай, если оно есть, а для человека 11 -12 вв, с детства изучающего Святое Писание, они существуют и его живое воображение, хоть и стремится отрешиться от всего суетного, но, тем не менее, оно хочет видеть картины того мира здесь. Все пороки и добродетели мира Горнего переносятся и на мир Дольний, все наши дела при жизни соотносятся и с миром загробным. Подобным же образом человеческое общество предстаёт на фресках монастырей в идеальных структурах, согласных с волей Бога: 3 сословия – крестьяне, рыцари, духовенство, причём первые два подчинены монахам, взирающим на мир, от которого они отделились, с высоты своего совершенства. Такие изображения во множестве появляются на стенах и под сводами бенедектинских монастырей. Их назначение в том, чтобы молитва монаха воспаряла ввысь, переходя от образа к образу, предоставляя им размышлять только о Боге. Художественные воплощения их размышлений, украшающие монастырские галереи, обнаруживают 2 тенденции, одна из которых принадлежит прошлому, а другая будущему и их противоположность проявлялась с тем большей силой, чем дальше заходил прогресс.

1.Эхо Евангельского послания, призывающего не пренебрегать плотью, являющееся частью личности каждого человека, даже Христос был во плоти.

2.Сказывается дух древнего пессимизма, склонный к осуждению всего, что не является чисто духовным, неизменно видящим повсюду козни зла и само зло в любых проявлениях телесности –зачастую на основании мнимых видений, и множества признаков, кроющихся за кошмарами, порождёнными хронической неудовлетворённостью.

« Господи, если монахи не краснеют за всю эту бессмыслицу, то хотя бы подумали, во что она обошлась». Этот осуждающий голос, заявлявший, что в Клюни предали дух монашества, принадлежал тому самому оппоненту Абеляра, его закоренелому врагу Бернару из Клерво. Как уже говорили, он был несравненным проповедником, его слова были подобны грому. Он сделал особым объектом своих обличений клюнийских монахов за их тягу к роскоши и удобствам. Он же предлагал иной стиль монашества и монастырского искусства – цистерцианский стиль. Эта идея была сама по себе ретроградной. Она сводилась к сопротивлению соблазнам, пусть самым полезным, прогресса. Отсюда возврат к принципам бенендектинского монашества, а значит и разрыв между общиной и современным миром, её большую изоляцию, уход в пустыню. Цистерцианци не давали увлечь себя суетными ритмами быстротечного существования, а вернулись к размеренной жизни, к простой пище, к скромной одежде и строгой литургии. За 30 лет было построено 300 монастырей цистерцианского ордена , рассеянных по всей Европе. Во второй половине 12 века обнаружилось противоречие между их проповедью аскетизма м успехами хозяйства, окружающие стали замечать рост их амбаров. Теперь общество требовало, чтобы институт монашества не уединялся в глуши, а занимался его делами. Они хоть и объявили себя нищенствующим орденом стали разрастаться за счёт даримых денег, которые они никуда не отдавали, их капиталы росли –рос и уровень жизни монастырей. Как заметил Гольбах: «духовенство было бы весьма недовольно, если бы их труды оплачивались исключительно духовно!»

Для людей, не сумевших порвать со всеми мирскими заботами и укрыться за стенами монастыря, существовало другое средство смыть грехи: паломничество. Это было средство покаяния, очищения, подготовки к Страшному суду. Это был и своего рода символ, прелюдия к переходу в иную вечную жизнь. Также это было и удовольствие: путешествие по далёким странам доставляло развлечение удручённым серостью этого мира. Путешествовали группой, компанией приятелей. Отправляясь в такие путешествия( в Сантьяго де Компостела или в Иерусалим) рыцари неизменно брали с собой оружие, надеясь потеребить нервы и кошелёк неверных. В ходе таких паломничеств и родилась идея священных походов против мусульман.

Росла религиозная экзальтация, усилились крайние проявления аскетизма, самоистязания, отшельничества. Во всей Европе распространились апокалиптические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым духовным подвигом достичь спасения. Из мифологизированных представлений о Востоке и его сокровищах и отождествления его с библейской Землёй Обетованной, ставшей достоянием неверных, и родилась идея особого, священного паломничества, войны ради Господа и освобождения его Гроба. Уже в 1074 г Григорий7 призвал Запад защитить христианскую религию на Востоке, оказав помощь Византии в борьбе с иноверцами – захватчиками. Византия переживала тяжёлую междоусобицу и терпела поражения от печенегов и норманнов, овладевших всей Южной Италией и частью Северной Греции (1071, 1081гг). В это же время тюрки – сельджуки принялись захватывать Малую Азию, Сирию, Палестину.

Правивший с 1081г Византийский император Алексей1 из рода Комнинов вступил в переписку с папой Урбаном2(1088 -1099гг), ( Оддон де Лажери, бывший приор аббатства Клюни и кардинал – епископ Остии), рассчитывая на поддержку папства в организации помощи восточному христианству. Тогда папа постановил объявить Великий военный поход христианского рыцарства( название «крестовый поход» появилось значительно позже) с целью освободить из рук сарацинов Иерусалим и остальные места, освящённые пребыванием в них Христа. Значительная часть рыцарства объединилась вокруг «наместника Христа», что возвратило папству практически утраченные в ходе конфликтов с германским императором силу и блеск, ослабило антиримские настроения. Урбан2 лично отправился во Францию, чтобы в октябре 1095г на синоде в Клермоне – столице Оверни – провозгласить первый крестовый поход. Тем же, кто поддержит этот святой призыв папа клятвенно обещал «силой, полученной им от св. Петра»,дать полное отпущение грехов. В первый раз в истории существования христианства было употреблено выражение «отпущение грехов», по – латыни – indulgentia, которой позднее часто изобиловали папские документы. «Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями . Пусть справедливо бьются с варварами те, кто раньше сражался против братьев и сородичей. Так хочет Бог!» -эти слова в едином порыве повторяли все собравшиеся .Также в период понтификата Урбана2 во Франции появилась новая ветвь реформированного ордена св. Бенедикта в монастыре в Сито.

Первый крестовый поход начинается в 1096г, когда из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелкопоместных рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, священники или обедневшие сеньоры. Их путь лежал к Константинополю, вдоль Рейна, через Венгрию, Белград и Пловдив и был отмечен еврейскими погромами в городах Франции и Германской империи( в евреях видели врагов, убийц Христа, а задолжавшие еврейским ростовщикам немало денег рыцари и горожане только разжигали эти настроения.) Лишённые пополнения продовольствия, крестьяне – пилигримы грабили и бесчинствовали в Венгрии и Болгарии, на византийской территории, нередко встречая отпор мирного местного населения. Деморализованные отряды прибыли к Константинополю в августе 1096г, император Алексей1 переправил их через Боспор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Попавшие в плен были проданы в рабство и лишь небольшая часть смогла спастись бегством в Константинополь.

В августе 1096г рыцарские ополчения тронулись колоннами из Лотарингии под предводительством Готфрида4 Бульонского. Из Южной Франции двинулась армия, предводительствуемая графом Тулузы Раймундом 4 Сен – Жилем. Эта армия избрала старинную дорогу через Далмацию на Константинополь – Виа Эгнациа. Из Северной и Средней Франции направились отряды герцога Нормандии Роберта Гюискара, в составе его войска были рыцари Англии и Шотландии; графа Блуа и Шартра Этьена и графа Фландрии Роберта 2. Проход войск через территорию Византии вновь был ознаменован разбоем. Больших усилий потребовалось от Алексея 1, чтобы добиться от предводителей обязательств вернуть империи завоёванные у сельджуков земли. В апреле – мае 1097 г отряды крестоносцев были переправлены в Малую Азию.

Более 7 месяцев шла осада крепости Антиохия. У истощённых голодом экзальтированных людей стали появляться галлюцинации, пророческие сны и видения, тогда один из клириков объявил, что спасение произойдёт, когда в одном из храмов Антиохии отыщут священную реликвию: наконечник копья Лонгрина, который тот вонзил в тело Христово. Реликвия была найдена и с неимоверным воодушевлением крестоносцы смогли победить осаждавшую теперь крепость и город армию Кербоги. 15 июля 1099г приступом был взят Иерусалим, руководил процессом Готфрид Бульонский.Через две недели в Риме скончался Урбан 2. За три дня Иерусалим был разграблен, а большая часть жителей вырезана. Официальная цель первого крестового похода была достигнута – Гроб Господень освобождён. Уже в 1100 г на Восток двинулись новые массы людей, на подмогу Христову воинству.

Второй крестовый поход(1147 -1148гг). Папа Евгений 3 в 1145 г издал Булу, призывающую к очередной священной войне. Проповедь похода была поручена Бернару Клервосскому. Поход возглавили король Франции Людовик 7 и германский император Конрад 3. Начавшись в 1147 г, он успеха не получил, так как немецкие рыцари были разгромлены у Дорилея, а французы потерпели поражение при осаде Дамаска в 1148г. После него обозначились серьёзные противоречия между Западом и Византией.

12век –время расцвета средневекового образования, возникают школы и появляются первые университеты.

В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Их делили на две группы предметов – тривиум(троепутье) и квадривиум(четверопутье).

Сначала ученик осваивал тривиум: грамматика, диалектика и риторика. Это было подготовкой к более сложному квадривиуму: он начинался арифметикой и геометрией, а продолжался музыкой и астрономией. Но так астрономия включала в себя немало сведений об астрологии, а музыка была сложным теоретическим предметом о соотношении различных интервалов и длительностей и напоминала скорее область математики, чем привычное нам музицирование.

Первые университеты возникли в Болонье и Париже и давали по тем временам блестящее образование. Это самые ранние из возникших университетов, дальше они появлялись на протяжении всего 12 , 13 и вплоть до 15 веков почти во всех странах Европы. Университет( от лат. –universitas – общность) –это сообщество учителей и учеников. Он не во многом отличался от других сообществ того времени и напоминал ремесленный цех. Подобно тому как во главе цеха стоял мастер, университет возглавлял магистр.Ученики же были подмастерьями –школярами. Университет получал от своих основателей разные привилегии и потом свято их берёг и отстаивал. Пользуясь большой самостоятельность., университет часто был неподвластен местным институтам власти. И ежели с ними вдруг возникали серьёзные разногласия( а это случалось), то и магистры и школяры попросту уходили в другое место в знак протеста. Обычно их спустя короткое время с извинениями просили вернуться назад: свой университет – честь для любого города. Но иногда этого и не происходило как в случае с Оксфордом и Кембриджем.

На лекции известных преподавателей собирались школяры со всех концов Европы. Так, в Париже иногда было до 30тыс. студентов одновременно. Вся жизнь студентов, этого «братства плаща и пера», определялась землячествами – сообществами школяров одной национально – региональной принадлежности. Самым везучим удавалось устроиться в коллегии – подобия современных общежитий. Название одной из старейших парижских коллегий – Сорбонна –перешло и на весь парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведения – колледжам(Англия) и коллежам –во Франции.

Преподавание велось по факультетам, во главе каждого факультета стоял декан, а во главе всего «сообщества» -выборный ректор или же назначенный властями канцлер. В Парижском университете было 4 факультета: один низший – подготовительный и три высших. Так, на низшем изучались «семь свободных искусств». Искусства по – латыни – artes, отсюда факультет называли артистическим, а его студентов – артистами. Проучившись несколько лет на этом факультете, школяр сдавал(мог рискнуть) экзамен на первую учёную степень –бакалавра, того самого подмастерья, который продолжал учиться, но понемногу уже начинал сам преподавать. Бакалавр, закончивший обучение на артистическом факультете, мог уже сдавать более сложный экзамен – на звание магистра свободных искусств. Имеющие это звание получали возможность стать студентами на одном из трёх высших факультетов: богословском(самый знаменитый в Париже), юридическом или медицинском. На каждом из них также нужно было сначала стать бакалавром, затем магистром, а в случае успешного завершения( для этого нужны были средства на протяжение всей учёбы и недюжинные способности) образования получить высшую степень доктора. Доктор богословия, доктор обоих прав ( церковно – канонического отдельно и гражданского отдельно) и доктор медицины были самыми авторитетными людьми в учёном мире средневековой Европы.

Жизнь университета в 12 веке да и позже была богата пышными церемониями, торжественными диспутами между учёными мужами, красочными процессиями по праздничным дням. Шумные пирушки буйных ватаг школяров тоже были немаловажной чертой средневековых университетов. Среди студентов, особенно на старших факультетах, хватало солидных самостоятельных людей. Но большинство «артистов» - это молодёжь, к тому же редко когда из обеспеченных семей. Многие из них подрабатывали по мере сил и возможности, некоторые нанимались компаньонами(прислуга) к более богатым студентам, чтобы не отрываться от учёбы, но чаще приходилось выпрашивать милостыню, а нередко и грабить по ночам мирных обывателей. Случались и кровавые стычки между студентами и горожанами, иногда имел место и самосуд. Поводом одной из стычек послужило замечание, что «вино в трактире превосходное, но счёт за него слишком высокий».

Как правило все школяры очень любили свой университет, который символично называли «ласковой матерью»(по –латыни – alma mater). До сих пор студенты всего мира распевают гимны, сложенные средневековыми школярами. Один из них начинается со слов: «Так давайте радоваться»( по –лат. Гаудеамус игитур), другой немецкий: «Что ведь счастье не в том».

Многие школяры переходили из города в город, чтобы слушать лекции разных известных преподавателей, да и просто знакомиться с новыми местами и людьми –что было тоже в новинку, ведь ранее все города т посёлки жили замкнутой жизни, как и разные социальные организации, так что внешние контакты были скорее исключением. Жажда знаний гнала их из Саламанки в Париж, из Парижа в Неаполь или Болонью, и так далее по мере роста университетских городов… С парой книг( это тоже была редкость, они стоили дорого) и краюхой хлеба в котомке они брели по дорогам Европы. Этих студентов –странников, которых можно было принять за обычных нищих бродяг, называли вагантами. Кто то из них добивался в конце концов высших учебных званий, но среди них было бесчисленное множество неудачников, так никогда не ставших даже бакалаврами.

. Первыми вагантами были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. Лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.

Но большинство из этих бродяг оказались талантливыми поэтами, произведения которых доносятся сквозь века не теряя своей значимости. Ведь молодости во все времена необходимо живое и острое слово, волнующее кровь и не дающее закоснеть мысли. До нас дошло немало таких студенческих песенок и стишков, среди них есть и лирика, и злая подчас сатира, даже неприличные куплеты. В остроумии и одарённости их авторам, часто оставшимся безымянными, отказать нельзя. Да кто из наших современников не слышал «Прощание со Швабией» или «Нищего студента».

Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии и Евангелия.

Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: Готье из Лилля — он же Вальтер Шатильонский (вторая половина XII века), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Примас Орлеанский (начало XII века); немецкий вагант, известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII века) и некоторые другие.

Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII-XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.

В 12 веке начал складываться новый архитектурный стиль, именуемый нашими современниками готикой. Этот прорыв в зодчестве был невозможен без успехов европейцев в строительных технологиях, ведь артели мастеров накапливали вековой опыт, передавали традиции из поколения в поколение. Они сделали множество технических изобретений, главным из которых стало то, что они научились строить так, что вся тяжесть здания ложилась на каркас – получался как бы скелет здания. Это позволило делать тончайшие стены, в которых к тому же впервые в раннем средневековье появляются огромные окна с витражами. Это же приём помог поднять своды собора на недостижимую высоту. Основным мотивом теперь становится стрельчатая арка, которая зрительно «вытягивает» здание, устремляя взоры к небесам. Это оказалось близко взглядам современников Пьера Абеляра, Бернара из Клерво и Роберта из Моле. Храмы были огромными, в них могли собираться все жители города на молитву или для обсуждения неотложных дел, а в случае внешней угрозы такой храм становился масштабным убежищем.

Внешне это было дивное произведение искусства, казавшееся почти невесомым, чуть ли не парящим в воздухе. В небо тянулись как один сужающиеся кверху шпили; сотни, иногда тысячи статуй, башенок наряду с оконными арками украшали фасады, и также будто влекли взор смотрящего на храм человека к небу, к небесам, к Богу.

Еще более сильное впечатление производили готические храмы изнутри. Это было что то потустороннее для экзальтированного, склонного к мистике сознания человека той эпохи. Сквозь огромные окна лился свет, делающий собор воздушно -прозрачным, в оконных рамах вставлены целые картины, собранные из разноцветных кусков стекла. В особо солнечные дни лучи, проходящие через подобные витражи , расцвечивали яркими бликами пол, стены, даже сам воздух в храме.

Стремительный взлёт стройных колонн заставляет каждого, кто входит в храм и взором ,и душой невольно следовать за ними, настраиваясь на возвышенное. Готическая архитектура помогала восприятию Бога и мира, но при этом она основывалась на строгом расчёте, на неукоснительных технических приёмах, т.е. на достижениях разума. Лучшие из готических храмов потрясают своей стойкостью и соразмерностью( Париж, Реймс, Шартре, Амьен), но несмотря на своё умопомрачительное и неестественное величие, в их основе рациональное начало и многовековой опыт.

Готический стиль также ярко проявился во всех стилях искусства. Работы скульпторов потрясают выразительностью, доходящей до трагизма и хоть развитие знаменитая готическая пластика получила в 13 в, но истоки её надо искать в середине12 столетия.

Готика преобразила и декоративно –прикладное искусство, особенно чётко это прослеживается в предметах церковного обихода. Примерно тогда же оформляется и готическое письмо. Перо стали затачивать так, что буквы получались сильно вытянутыми вверх и изломанными. Рукописи, созданные парадным готическим письмом, - настоящее произведение высокого искусства. Страницы книг украшали миниатюры, а на полях художник мог изобразить всевозможных чудовищ или же вольные по тем временам нерелигиозные сюжеты, к примеру фигуры жонглёров или акробатов. По этим картинкам историк может немало узнать о жизни людей этого времени.

11, 12 вв – начало расцвета средневековой культуры. Именно тогда зарождаются университеты, сочинены знаменитые учёные трактаты о Боге, мире и человеческом обществе, в Европе распространяется система права и составляются законы, которым неукоснительно следует европейское общество вплоть до Нового времени. Развивается поэзия, литература, строятся готические соборы и создаются, совершенно новые по своему замыслу произведения искусства, подчас не так заметные, но из них мы можем многое узнать о жизни обычного человека эпохи соборов и мысли, устремлённых к небесам.

Заключение

Европа 12 века –период бурных подводных течений и брожения людских умов и сердец. Этому способствовали и внутренние процессы: освободительные движения в городах, перестройка быта горожан и крестьян, совершенствование средств производства и специализация районов, с появлением новых привилегий и обязанностей сословий, расширение королевского домена и изменение социальной опоры короля; и внешние – развитие торговли, первые Крестовые походы –знакомство с Востоком. Это время стало началом рождения людей, чей ум и любознательность стремились выйти за рамки повседневного догматичного и канонизированного сознания. Ещё три столетия до начала Эпохи Возрождения, когда впервые была провозглашена идея гуманизма, разумного начала и свободы воли, но уже появлялись в разных уголках света люди, хоть их были единицы, которые смели подвергнуть сомнению и критике сами основы официальной религии и привести при этом разумные аргументы своего обоснования. Они пытаются осмыслить с позиций здравого смысла существование человека и мира, природу добра и зла и, отчасти, саму религию. Чем больше накапливалось достоверных знаний о природе человека, бытия, чем шире становился кругозор, тем сильнее укоренялись убеждения этих людей. Наименование этому феномену свободомыслие. У него не было чётких границ и официальных направлений. Он редко носил массовый характер, в отличие от религиозных сект или социально – политических движений. В основном представителями свободомыслия, инакомыслия или вольнодумства как его ещё принято называть становились отдельные личности, которые умели и хотели отстаивать свою позицию с точки зрения не догматов веры, а рациональных доказательств. Иногда у них появлялись последователи, даже ученики, часто они уносили в могилы свои «безбожные» идеи. Для нас они –дерзкие умы, опережавшие своё время, для современников –еретики из церковных книг и хроник инквизиции. К этим «еретикам» относился философ, богослов, писатель и поэт Пьер Абеляр.

Несмотря на то, что сам Абеляр был сыном своего времени и не мог полностью отказаться от догматов католической веры, тем не менее, его труды, в которых он выступал за приоритет разума перед верой; за возрождение светского образования и античного наследия; его плодотворная педагогическая деятельность и активная борьба против католической церкви и ее служителей, а также попытка найти положительные черты во всех известных религиях- все это позволило Абеляру выдвинуться как одной из самых ярких фигур европейского средневековья.

В.Г. Белинский в своей работе «Общее значение слова литература» охарактеризовал Пьера Абеляра следующим образом: «…еще в средние века являлись великие люди, сильные мыслию и упреждавшие свое время; так, Франция еще в XII веке имела Абеляра; но люди, подобные ему, бесплодно бросали во мрак своего времени яркие молнии могучей мысли: они были поняты и оценены через несколько веков после их смерти».

Абеляр умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Соне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, где впоследствии была похоронена сама. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были в 1800 г. перенесены в парижский музей (musee des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь Сен-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Pres) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Pere-Lachaise).

Список источников:

1. Пьер Абеляр – «История моих бедствий»,

2. Пьер Абеляр – «Пролог» к философскому трактату «Да и Нет»,

3. Письма Элоизы Фульбер будучи аббатисою женского монастыря к Пьеру Абеляру (1120г)

4. «Диалог между философом, иудеем и христианином».

Список используемой литературы:

1. Жорж Дюби – «Европа в Средние века». Смоленск, Полиграмма, 1994г.

2. М. Бойцов , Р. Шакуров – «История Средних Веков», Москва, МИРОС, 1995г.

3. «Мудрость Тысячелетий». Энциклопедия, ОЛМА -ПРЕСС, 2006г.

4. Ян Веруш Ковальский – «Папы и папство»,Москва, Изд –во полит. Литературы, 1991г.

5. Яблоков И. Н.– «Основы религиоведения, свободомыслие в средние века»Москва, 2004г.

6. Петр Дик – «Основы религиоведения», 2000г.

7. Хрестоматия по истории Средних Веков, том 1,МГУ,, Москва 2005г.

8. Роман Белоусов – статья « Abelard Pierr».

Атеизм – отрицание Бога. Сверхъестественного участия в создании мира и жизни человека.

Гносеологический – изучающий вопросы познания и возможности познания мира, человека, природу всех вещей.

Антиклерикальный- противоречащий политическому и культурному влиянию церкви, спорящий с официальной церковной доктриной.

Теократический –(греч. Теос –Бог, кратос –власть) –форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви, духовенству.

Аристотелизм - философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (Иоанн Дамаскин) и византийской философии, в арабской (Кинди, Фараби и особенно Ибн Рушд) и еврейской (М. Маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в Зап. Европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. Схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи Возрождения.

Аскетизм –строгий до крайности образ жизни, с осознанным отказом от всех жизненных удовольствий.

ПЛАН

Введение

Свободомыслие

Пьер Абеляр

Наши рекомендации