Пранаяма, или йоговское дыхание

Йога делится в широком плане на четыре разновидности: Карма йога (путь действия), Бхактхи йога (путь любви и преданности), Раджа Йога (наука о контроле души и ума) и Джьяна йога (путь познания). Цепью всех этих йог является достижение состояния брахмана, или совершенного, даже хотя они отличаются по используемым методам.

КАРМА ЙОГА (путь действия) устраняет МАЛУ, или большие несовершенства разума, такие как себялюбие и эгоизм и развивает великодушие, благородство и щедрость. БХАКТХИ ЙОГА, или путь любви и преданности, устранят ВИКШЕПУ, или смятение и метания разума и развивает чувства (любовь, привязанность, мужество). РАДЖА ЙОГА укрепляет разум и делает его способным к концентрации, а ДЖНАНА ЙОГА удаляет пелену невежества (АВАРАНА), развивает волю и разум и дает познание сущности. Хотя и кажется, что эти различные йоги отличаются друг от друга, в действительности они не противоречат друг друга. Точно также, как один и тог же костюм не подойдет и мистеру Смиту и мистеру Шояму. также точно единственный путь не будет устраивать всех людей. Но великие учители, такие как Свами Шивананда. рекомендуют ученикам выбрать одну из йог как главный путь, а другие Йоги — как дополнения к главной, чтобы достигнуть быстрого прогресса.

Раджа йога подразделяется на три части, известные как МАНТРА ЙОГА, КУНДАЛЛИНИ ЙОГА и ХАТХА ЙОГА. Все они являются различными видами упражнений, посредством которых ЧИТТА-ВРИТТИ (сознательные душевные состояния и процессы) ставятся под контроль и совершенство, различными путями, реализуется. Каждая из этих ветвей РАДЖА ЙОГИ содержит восемь средств (АШТАНГИ):

1. Яма (внутреннее очищение с помощью нравственной и этической тренировки подготавливающей к йоге);

2. Нияма (очищение, удовлетворенность, смирение, изучение и почитание бога);

3. Асаны (позы);

4. Пранаямы (регулирование дыхания);

5. Пратьяхара (самоанализ разума);

6. Дхарана (концентрация);

7. Дхияна (медитация);

8. Самадхи (высшее состояние сверхсознания).

Эти восемь вспомогательных средств можно разделить на пять внешних методов, направленных в основном на тело и прану (жизненный воздух) и три внутренних метода, воздействующих на развитие разума.

Хатха йога уделяет первостепенное внимание физическому телу, которое является средством существования и деятельности души. Чистота разума невозможна без чистоты тела, в котором он функционирует и которое влияет на него. С помощью АСАН и ПРАНАЯМЫ разум становится устремленным и таким образом можно быстро продвигаться в концентрации и медитации.

Тип как разум по природе неуравновешен, он в любой момент подвергается воздействию света, звука и других факторов внешних объектов, которые мозг получает через ощущения. Для получения контроля над разумом Хатха йога предписывает разные пранаямы, или дыхательные упражнения. Но, прежде чем мы перейдем к деталям пранаям, читатель может провести один простой эксперимент, который объяснит каждому, почему Хатха йога делает упор на пранаяму, или регулирование дыхания.

Поставьте будильник примерно в четыре — пяти метрах от себя. Теперь сосредоточьтесь на тиканье будильника, выбросив все остальные мысли из головы. Вам может оказаться трудно выбросить все остальные мысли из головы, но, приложив некоторые усилия, вы сможете это сделать, хотя бы на несколько секунд. Повторяйте этот эксперимент до тех пор, пока вы не сможете держать мозг свободным полностью от мыслей несколько секунд без отвлечения внимания. Выполнив этот эксперимент, прочтите следующее объяснение.

Давайте посмотрим, что происходило, пока вы слушали тиканье часов. Большинство из вас должны были полностью задержать дыхание. Другие, кто меньше сконцентрировался, должны были дышать очень медленно. Таким образом, это доказывает, что при концентрации мышления дыхание становится очень медленным или даже временно может задерживаться.

Мудрец Патанджали, в своих "Афоризмах йоги" определил йогу, как прекращение модификаций мыслящего источника, что практически недостижимо без регулирования праны или дыхания которое тесно связано с разумом.

Эта связь доказывается ежедневно опытом жизни. Когда мы глубоко задумываемся или медитируем, процесс дыхания замедляется. Подавление умственной активности растет пропорционально замедлению дыхания. В случае удушья умственная активность прекращается также до тех пор, пока дыхание не восстановится. Опять же, когда разум поражен скорбью или гневом, дыхание становится нерегулярным и прерывистым в противоположность медленному плавному тону дыхания, когда разум спокоен.

Эти соображения доказывают, что разум и прана, или жизненное дыхание, взаимосвязаны, каждый неспособен действовать независимо от другого.

В Шива Гите говорится, что двигателем разума является прана и, следовательно, разум функционирует поскольку движется прана.

Великий мудрец Васишта в своей "Йога Васишта", так описал связь между разумом и праной:

"О, Рама! Для движения колесницы, которой является физическое тело, бог создал разум и прану (жизненное дыхание), без которых тело не может функционировать. Когда ПРАНА исчезает, механизм тела останавливается, а когда разум действует, ПРАНА или жизненное дыхание движется. Связь между разумом и праной подобна связи между водителем и экипажем. Каждый вызывает движение друг у друга. Следовательно, разумный должен научиться контролировать ПРАНУ, или жизненное дыхание, если он желает подавить беспорядочную деятельность мозга и сконцентрироваться. Контроль дыхания дает все счастье, духовное я не духовное, из обладания царством высшего блаженства. Поэтому, о, Рама! Изучайте науку дыхания".

Слово ХАТХА состоит из слога ХА и ТХА, которые означают солнце и луну, то есть прану ВАЙЮ (положительный жизненный воздух) и АПАНУ ВАЙЮ (отрицательный жизненный воздух). Прана (жизненный воздух) в теле индивидуума является частью дыхания космоса, регулирование гармонизированного дыхания помогает йогу упорядочить и стабилизировать разум. Аналогично, при контролировании разума прана также контролируется. Прана не является чем-то, относящимся только к дыханию. Дыхание является только одним из многих упражнений, через которые мы подходим к действительной пранаяме. Дыхание является проявлением животворящей силы, называемой ПРАНА. Регулированием физического дыхания регулируется ПРАНА и этот процесс регулирования тонкой ПРАНЫ называется ПРАНАЯМА.

Жизненная энергия присутствует во всех формах жизни от минерала до человека, т. е. ПРАНА присутствует во всем живущем. ПРАНА не является сознанием или духом, а просто одной из форм энергии, используемой душой в ее материальных и астральных проявлениях. Все тело контролируется и управляется силой ПРАНЫ. Каждая клеточка тела контролируется ею. ПРАНА присутствует во всех формах вещества, однако не является веществом, а энергией или силой, которая оживляет вещество.

ПРАНА присутствует в воздухе, но она не кислород или химический компонент. Она есть в пище, воде и солнечном свете, однако она не витамин, тепло или лучи света. Пища, вода, воздух и прочее является только средой, с которой переносится прана. Мы поглощаем прану из пищи, которую мы едим, воды, которую мы пьем, воздуха, которым мы дышим. Животная и растительная жизнь вдыхает эту энергию с воздухом и она проникает туда, куда воздух не может проникнуть.

ПРАНА — это также космическая энергия. Прана проявляет себя как гравитация, электричество, как движения тела, как нервные импульсы и сила мысли. От мысли до простейшей физической силы все является проявлением праны.

Познание и управление праной, проявляемой в людях, называется пранаяма и открывает нам дверь к почти беспредельной мощи. Управление праной является единственной целью пранаям, все упражнения йоги и тренировки, пропагандируемые хатха-йогой, служат этой цели. Эта небольшая волна праны, которая представляет всю умственную и физическую энергию, легче всего контролируется путем регуляции физического дыхания.

В каждой стране есть люди, которые осознанно или неосознанно осуществляют контроль праны. На Западе это спириты, целители, христианские ученые и гипнотизеры, которые обладают некоторыми способностями управлять праной, знают они это или нет. Эти целители различных сект случайно наткнулись на открытие энергии праны и управление ею, не зная ее природы. Йоги используют ПРАНУ осознанно для пробуждения спящих в человеке духовных сил.

Тончайшим и высшим проявлением ПРАНЫ в действии в человеческом существе является мышление. С помощью приобретенных навыков обращения с этой тонкой силой ПРАНЫ йоги способны заставить разум перейти в плоскость сверхсознательного и действовать с ее уровня.

Наибольшим проявлением праны в человеческом теле является движение легких. Если движение легких прекращается, все другие проявления энергии и движения тела прекратятся автоматически. Для достижения тонкой праны и управления ею йоги используют различные дыхательные упражнения. Движение легких действует подобно маховику, который приводит остальные силы тела в движение. Итак, ПРАНАЯМА означает управление этим движением легких, с помощью которого тонкая прана контролируется. Когда тонкая ПРАНА контролируется, тогда все другие большие проявления ПРАНЫ в теле будут медленно становиться управляемыми. Каждая часть тела может быть наполнена ПРАНОЙ и, когда мы способны делать это, все тело будет под нашим контролем. Все заболевания тела могут быть искоренены регулированием и контролированием ПРАНЫ, которое есть секретное знание исцеления. Если наше тело является сильным и здоровым, с большим запасом энергии ПРАНЫ, мы будем естественно оздоровлять и вдыхать жизнь в тех, кто живет рядом с нами, ибо энергия ПРАНЫ из нашего тела будет, передаваться телам других, точно также, как вода течет с более высокого уровня на более низкий.

Таким образом, когда человек пытается лечить другого, больного, это можно сделать, передавая свою собственную ПРАНУ больному. Это может быть успешным только в том случае, когда человек способен сознательно перезаряжать свое тело энергией ПРАНЫ с помощью пранаямы. Этот процесс исцеления может выполняться и на расстоянии. Прану действительно можно передать на большое расстояние, хотя такие гениальные целители являются редкостью. ПРАНА может запасаться в теле, особенно в солнечном сплетение, как в аккумуляторе. Эту ПРАНУ мы постоянно вдыхаем вместе с воздухом, которым мы дышим. Хотя ПРАНА находится во всем, большую часть ПРАНЫ, которую мы извлекаем для нашего тела, находится в наиболее свободном состоянии в атмосфере.

При обычном дыхании мы извлекаем только очень малую часть праны, но когда мы концентрируем и сознательно управляем -нашим дыханием, мы можем запасать в различных нервных центрах и мозге гораздо большее количество ПРАНЫ.

Сила опытных йогов основана на управлении этой запасенной ПРАНОЙ. Главным аккумулятором ПРАНЫ является солнечное сплетение, в пупке, и даже мозг получает энергию для своей деятельности, а этого источника.

Тот, кто обладает избытком энергии ПРАНЫ, излучает энергию и силу, которые могут ощущаться теми, кто входит в контакт с таким человеком, Йоги приобретают огромные физические силы благодаря выполнению пранаям, хотя настоящие йоги никогда не демонстрируют этих сил. Демонстрируя, йог не только теряет их, но и получает также ужасные последствия.

Чистый человек, контролирующий энергию ПРАНЫ, обладает способностью привести ее в определенное состояние вибрации, которое может быть передано другим, приводя их в аналогичное состояние. Такие силы используются настоящими йогами исключительно для добрых целей. Различные виды исцеления выполняются таким способом без каких-либо корыстных мотивов. Такие великие люди не будут даже принимать благодарности за их услуги.

Мы используем, сознательно или бессознательно, энергию праны в нашей повседневной деятельности. Когда вы навещаете больного друга, у которого болит голова и все тело, вы часто бессознательно кладете вашу ладонь на его лоб или похлопываете мягко по его телу. Вы бессознательно пытаетесь в этот момент передать вашу энергию праны через свою ладонь вашему другу. Посмотрите, что происходит с вами, когда вы случайно упали и ушибли колено. Во-первых вы задержите дыхание, а затем обхватите крепко колено ладонями. Это инстинктивное действие. Но реальным фактом, лежащим за этим, является то, что, задерживая дыхание, вы способны получить дополнительное количество энергии ПРАНЫ, которую вы бессознательно передаете колену через ваши руки. Когда вы хотите поднять что-то тяжелое, вы опять автоматически задерживаете дыхание, так как поднятие требует больше энергии, которую вы получаете, задерживая дыхание. Таким образом, это доказывает, что дыхание играет важную роль в управлении и контроле за перемещениями Праны в теле.

Всем из нас известно, что слова некоторых личностей доходят до сердца слушателей, хотя слова другого не воздействуют на разум, хотя говорит он прекрасно. У первых речь заряжена ПРАНОЙ, тогда как у последнего она просто интеллектуальна. Великие пророки и святые обладали удивительным контролем над праной, что давало им огромную силу воли, что приводила к ним тысячи людей и заставляла их думать также, как пророки. Они могли выделять огромное количество ПРАНЫ и их мысленные колебания были заряжены энергией ПРАНЫ, которая давала им энергию для управления миром. Вся сила воли возникает из контроля ПРАНЫ.

Изучать, все функции ПРАНЫ и овладевать ими следует медленно и постепенно под руководством истинно бескорыстного учителя.

При соответствующей тренировке можно обнаруживать, что одна из частей тела снабжена ПРАНОЙ больше или меньше другой. Это чувство будет становиться настолько тонким, что разум сможет определять, где меньше снабжено ПРАНОЙ, и также обладать способностью снабжать ПРАНОЙ. Это одна из разнообразных функций ПРАНАЯМЫ, или йоговского дыхания.

Иногда прана в нашем теле перемещается в одну из его частей, оставляя другие части частично пустыми. Это приводит к различным умственным и телесным расстройствам. С помощью регулируемого дыхания излишняя ПРАНА, которая скопилась в одной из частей, передается другим частям, вдобавок принося энергию и силу.

Если мы взглянем на обширный океан, мы увидим, как маленькие и большие волны вздымаются и рассыпаются с бесчисленными маленькими пузырьками. Но основой всех этих волн и пузырьков является все тот же огромный океан. Все, от малейшего пузырька до величайших волн, связано с океаном, хотя и выглядит по разному. Точно также каждый человек, животное или растение связаны с бесконечным океаном энергии, или ПРАНЫ. Действительно, где бы ни были движение и жизнь, за ними стоит аккумулятор энергии ПРАНЫ.

Йоги используя метод ПРАНАЯМЫ, способны поглощать энергию из этой бесконечной массы, которая существует втуне, и используют эту энергию для быстрого духовного роста и за короткое время способны достигать высшего совершенства.

Пранаяма учит человека, как увеличить силу накопления этой большей энергии и, тем самым, достичь совершенства быстро, вместо медленного продвижения с неспешащей человеческой расой.

Все великие святые, пророки и йоги за время одной человеческой жизни прожили жизнь всего человечества, перебросив мост через то огромное время, которое требуется всему человечеству, чтобы достичь совершенства. Благодаря силе концентрации они способны поглощать и усваивать огромное количество энергии из неиссякаемого источника, с помощью которой они могут ускорить процесс развития, уложить его В короткое время. Для обычных людей такая сила концентрации недостижима и поэтому учение йоги преподает науку ПРАНАЯМЫ для того, чтобы повысить способность к концентрации и увеличить запас энергии.

Йоговское дыхание — эта та часть ПРАНАЯМЫ, которая пытается управлять физическими проявлениями ПРАНЫ в физическом теле. По мере того как ученик прогрессирует в духовной сфере, его учат управлять ПРАНОЙ, проявляющейся в мощи разума, что может контролироваться только средствами разума. Этот процесс управления ПРАНОЙ с помощью мысленного сосредоточения называется РАДЖА ЙОГА. Таким образом, ХАТХА ЙОГА и РАДЖА ЙОГА подобны лицевой и обратной сторонам одной и той же монеты.

Для подавляющего большинства людей очень трудно достигнуть совершенства с помощью только РАДЖА ЙОГИ. Для таких людей дыхание по ХАТХА ЙОГЕ даст быстрые результаты и они будут в состоянии понять влияние на разум и душу и утвердиться быстро на пути РАДЖА ЙОГИ, или процесс управления душой и разумом.

Многие полагают, что ХАТХА ЙОГА — это просто физические упражнения. Но в действительности нет разницы между ХАТХА ЙОГОЙ и РАДЖА ЙОГОЙ. В 'ХАТХА ЙОГА Придипика", хорошо известном и авторитетном труде йоги, известный автор Сватма Рама подчеркивает необходимость ХАТХА ЙОГИ для тех, кто блуждает в темноте конфликтующих сект неспособным постигнуть РАДЖА ЙОГУ, мудрейший йог Сватма Рама предлагает свет Хатха Йоги (гл. 1, строфа 3). Автор утверждает здесь, что невозможно постигнуть РАДЖА ЙОГУ каким-либо способом, кроме ХАТХА ЙОГИ.

Путь к более высоким тропам становится легким и ровным после овладения телом и разумом с помощью асан и ПРАНАЯМ, предписываемых ХАТХА ЙОГОЙ. Но по этой земле нелегко ходить и очень немногие сохраняют упорство после неоднократных неудач. Они читают об изумительных и огромных резервуарах, получаемых с помощью одних легчайших физических приемов за короткое время, и с азартом занимаются ими несколько месяцев. Но, не обнаруживая даже и тени предсказанных чудесных сил, они с отвращением отбрасывают занятия йогой и, может быть, становятся злейшими врагами йоги. Они не осознают того (как и их своекорыстные псевдо - учителя, которые выступают на публичных сценах с показом некоторых магических фокусов, таких, как поедание стекла или лежание на гвоздях), что эти огромные силы приводят как результат курса ПРАНАЯМЫ только тогда, когда он выполняется тем, кто усовершенствовал себя морально и духовно, как предписано в уроках йоги. В следующем рассказе из "Йога Васишта" это прекрасно показано.

«Йог удалился в джунгли и занимался пранаямой (йоговским дыханием) много лет, не получая обладания каким-либо из предсказанных сил. Тогда он пошел к учителю и попросил научить его йоге. Мудрец попросил его остаться с ним. Первые два года мудрец отвечал "подожди" на все нетерпеливые просьбы ученика, дать инструкции. Постепенно ученик привык к такому положению и перестал требовать указаний от своего учителя. В конце двенадцатого года мудрец позвал ученика, попросил его повторить мысленно священный слог аум (ом). Когда ученик произнес первый звук ''А", процесс, с помощью которого воздух выходит из легких, стал естественным. Когда он произнес второй звук, У (оо) естественным стал вдох. А в конце третьего звука (М) правильной стала задержка.

Как одна искра поджигает целое поле высохшей на солнце травы и оно все занимается пламенем в несколько минут, так и произнесение священного слова "ОМ" привело в действие духовные способности, которые были в ученике в скрытом виде, и он за короткое время прошел начальные ступени ПРАНАЯМЫ, концентрации и медитации и перешел в сверхсознательное состояние».

Этот рассказ иллюстрирует тот факт, что мудрец терпеливо ждал естественного раскрытия духовных возможностей ученика и очищение его натуры через взаимодействие с учителем и окружением. Он выбрал правильный момент для того, чтобы подтолкнуть ученика только через много лет, за которые тот очистился с помощью предварительных упражнений, пранаямы, молитвы и благодаря длительной связи с мудрецом.

Если бы очищение разума и души, как существенная часть в процессе овладения йогой, понимались бы и практиковались с помощью предписываемого метода, то неудачи постигали бы не столь многих.

Наши рекомендации