Шри Чайтанья — непостижимое самозабвение
Даже если считать Шри Чайтаньядева простым смертным, в истории нет другой личности, которая показала бы более высокий идеал, более высокую идею Абсолюта, и самое главное, идею совершенного самозабвения в служении Абсолюту. Безусловно, понятие самозабвения существовало и прежде. О нем говорит Сократ, о нем говорят христианские святые как о самопожертвовании, но степень самозабвения, которую явил Шри Чайтаньядев, не встречалась ни до Него, ни после. Показать миру этот эталон преданности и отказа от собственного "я" мог только Сам Господь Бог.
Бхактивинод Тхакур пишет в автобиографии: "Когда я впервые соприкоснулся с учением Бхагаваты и Шри Чайтаньи, мне показалось странным, что такой серьезный ученый как Шри Чайтанья, имевший собственную философскую школу, предложил считать высшими божественными деяниями безобразия пастуха Кришны во Вриндаване. С чего вдруг такой авторитет в логике и богословии заявил, что Бог не просто играет, а живет в деревне с приемной матерью, проказничает, ворует и не дает житья односельчанам. Я стал молиться Господу — ведь этому должно быть разумное объяснение. Внезапно меня осенило: Шри Чайтаньядев — Сам Господь. И Он рассказывает, чем Он занимается у Себя дома и каким забавам предается. А почему бы и нет? Если Господь обладает абсолютной властью и Ему не нужно доказывать Свое превосходство, почему Он не может играть во что пожелает? Где законы ограничивающие Его власть? И кто устанавливает эти законы? И что будет Богу за несоблюдение законов?».
Нельзя забывать, что Бог — Абсолютное Благо, которое пользуется абсолютной властью. Ему принадлежит все в мироздании, в Его мироздании. И Он распоряжается в нем, как пожелает. Мы по наивности полагаем, что мир принадлежит нам. Если бы это было так, мы были бы совершенно независимы. Между тем, мы не можем повелевать даже собственной судьбой, не говоря уже о всем мироздании. Мы крошечные частицы творения, гости, пользующиеся дарами Хозяина. Это еще не все: мы сами принадлежим Ему. Каждый атом вселенной принадлежит ее Творцу. Но Творец — средоточие Любви и Милосердия. Нам повезло, что Тот, Кто создал все и всем управляет, к тому же добр, красив и любвеобилен. Если отбросить все предрассудки, легко понять, что Тот, с кого все началось, воплощает Собой всю Любовь и Доброту.
Любить — значит отдавать
Любовь означает "ради другого", похоть — "ради себя". Любить значит отдавать, а не потреблять. Безраздельная любовь к Всевышнему (према) — это безраздельная самоотдача, абсолютное самопожертвование.
Если мать вопреки желанию младенца подносит его к груди, совершает ли она насилие? Нет. Ребенок беспомощен. Если она предоставит ему полную свободу, он умрет от голода. Ее, казалось бы, насилие на деле — проявление заботы.
Живя долгое время в отраженной реальности, мы свыклись с атмосферой страха и подозрений; мы настолько одержимы идеей самовыживания, что не представляем жизни в любви и доверии. Это называется погрязнуть в иллюзии. Мы настолько отвыкли от доброты и правды, что не мыслим себя вне лжи и зла. В этом наша беда. В "Потерянном рае" Мильтона Сатана говорит от лица обитателей мира насилия: "Лучше править в аду, чем служить на небесах". Это так. В аду каждый сам за себя — таковы правила игры. Лучше быть начальником в камере пыток, чем подчиненным на свободе. Но подлинное счастье — в служении, в подчинении Абсолютному Благу. Вы спросите, есть ли оно? Есть. Если есть относительное благо, значит, есть и Абсолютное. Чтобы возродиться в Мире служения нужно убить в себе корысть, стремление во всем искать выгоду. «Умереть, чтобы жить».
дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сеи кале кришна таре каре атма-сама
сеи деха каре тара чидананда-майа
апракрита-дехе тара чарана бхаджайа
(Чайтанья-чаритамрита, Антья 4.192,193)
Как уже говорилось, во время посвящения происходит передача Божественного знания. Другими словами, Безграничное знание внедряется в ограниченное сознание. Но, чтобы это произошло по-настоящему, соискатель, или будущий ученик должен полностью поверить в то, что говорит учитель, принять нисходящее знание целиком — дикша-кале бхакта каре атма-самарпана.
Сеи кале кришна таре каре атма-сама: «Кришна принимает его в Свой круг». Но для этого необходимо отказаться от знания, приобретенного опытным путем, оставить за дверью старый багаж и одежду, оболочки «эго», войти в новый мир абсолютно нагим. Отбросить старый опыт и начать жить с чистого листа. Только так можно воспринимать Высшее знание, вернее сказать, позволить Высшему знанию принять тебя. Сейчас мы воспринимаем окружающий мир с точки зрения нашего прошлого опыта. За многие жизни у нас создались свои представления о добре и зле, мы научились делить окружающих на друзей и врагов и выработали способы, как обходиться с первыми и вторыми. Поэтому во время посвящения учитель говорит: "Выбрось мусор прошлых впечатлений, разрушь привычную систему ценностей. Нет ни друзей, ни врагов, ни добра, ни зла в том смысле, в каком ты привык это понимать. Начни создавать себя заново и начни заново открывать мир. Убей в себе берущего и возродись как отдающий". Без этого посвящение бессмысленно. Подлинную Реальность можно увидеть, только расставшись с прошлым опытом, накопленным нами в мире корысти.
Сеи деха каре тара чиданандамайа: «Тогда ты увидишь очертания своего подлинного облика, не того, материального, к которому привык, а состоящего из чистого сознания. Твое "я" окрасится в цвет высшего знания. Это значит, что ты родился новой личностью, с новым самосознанием и опытом». Затем апракрита-дехе тара чарана бхаджайа: «В новом теле, состоящем из сознания, ты сможет служить Кришне. Твое прежнее тело из плоти, отягощенное мыслями, не приспособлено для служения, а, следовательно, для связи с Божественным. Оно создалось из опыта насилия и эксплуатации для насилия и эксплуатации».
Но, даже приобретя новые качества, можно быть допущенным в мир Любви только по Милости, а не по праву. Но Он настолько снисходителен, что позволяет слуге считать себя допущенным в этот мир по праву. Если же взглянуть на себя беспристрастно (татастха-вичар), то мы не найдем у себя качеств, которые привлекли бы бесконечный Абсолют. Мы недостойны Его общества и общества Его преданных. Лишь по Его Милости можно получить место под солнцем Любви.