Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. На долю Достоевского выпало столько горестей и несчастий, что их хватило бы на многих героев его произведений.
На долю Достоевского выпало столько горестей и несчастий, что их хватило бы на многих героев его произведений.
Он родился 11 ноября (30 октября по ст. с.) 1821 года в Московской Мариинской больнице для бедных. Позже в романе «Бедные люди» он расскажет о таких изгоях общества, самим названием романа подчеркнув, какой круг людей приковывает его преимущественное внимание. Его отец служил врачом в этой самой больнице. Когда этот угрюмый, нервный и подозрительный человек приобрел два небольших имения в Тульской губернии, в нём усилились названные черты, к которым добавились несдержанность, жестокость и деспотизм. Доведенные до отчаяния крестьяне убили его в 1839 году, и эту смерть Ф. М. Достоевский пережил необычайно тяжело, как первую трагедию своей жизни. Может быть, тогда возникла нервная болезнь будущего писателя, выражавшаяся в припадках эпилепсии. Они будут сопровождать писателя всю жизнь и станут ещё одной его драмой.
Ранним страданием Достоевского станет положение его семьи («Есть ли в мире несчастнее наших бедных братьев и сестёр?» — напишет он брату Михаилу) и чахотка его горячо любимой матери. О таких переживаниях человека напишет он в романе о Раскольникове. Смерть матери на 37-м году её жизни станет поводом для новых терзаний. Тогда же как страшную личную потерю Достоевский пережил гибель Пушкина. Окончив частный пансион Л. И. Чермака, братья-погодки Федор и Михаил начали учиться в Главном инженерном училище и его филиале в Ревеле. Постоянная шагистика в этом военном заведении оставила мрачное и тягостное воспоминание, как и безденежье, наступившее после окончания учебы, и военная служба в чертежной Инженерного департамента. Но в эту же пору своей жизни он создаёт свой первый роман «Бедные люди», который вызвал восторг сначала писателя Д. В. Григоровича, а затем Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского, в кружок которых он вошел. Затем последовали повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» и «Белые ночи» (1848), укрепившие высокую литературную репутацию молодого писателя.
В 1847 году Достоевский становится участником нелегального кружка Петрашевского, а позже кружков Н. Спешнева и С. Дурова, за участие в которых он был в числе других петрашевцев арестован и заключен в Петропавловскую крепость («Я думал, что тут мне и конец», — вспоминал он позже). К этим испытаниям добавились более страшные: писатель был приговорен к расстрелу, выведен на Семёновский плац, где должен был пережить последние минуты под дулами винтовок, но в решительную минуту расстрел был заменён каторгой, лишением всех прав состояния и офицерского звания. Закованного в кандалы Достоевского отправили в Тобольск, после чего с 1850 по 1854 годы он отбывал «чернорабочим» каторгу в Омской крепости («Я был похоронен живой и зарыт в гробу», — расскажет он в письме к брату) и солдатчину в Семипалатинске. Свои впечатления этой поры он отразит в «Записках из Мёртвого дома», а новые художественные замыслы передаст в двух «провинциальных» повестях — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», где создаст типы мирового звучания. Далее последовало проживание с женой — М. Д. Исаевой — в захолустной Твери без права выезда в Петербург. И только в 1859 году писатель получил возможность вернуться в столицу, где он издаёт с братом журналы «Время» и «Эпоха» и печатает роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мёртвого дома» (1861), «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), «Записки из подполья» (1863—1864).
Новые испытания последовали в связи с неуспехом журнала «Эпоха», прекращением этого издания, новой полосой абсолютного безденежья, преследованием кредиторами, кабальным договором с книгоиздателем Ф. Стелловским. Далее пришла новая полоса страданий и трагических коллизий: смерть от чахотки жены (М. Д. Исаевой), мучительная и изнуряющая любовь к Аполлинарии Сусловой и разрыв с ней (их взаимоотношения получат отражение в романе «Игрок», 1867), безответное увлечение А. В. Корвин-Круковской, смерть любимого брата Михаила, сотрудника и единомышленника, вынужденное из-за долгов четырехлетнее пребывание за границей («вторая ссылка»). В этих невероятно сложных условиях с невиданным напряжением и спешкой Достоевский пишет свои романы «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1867), ставшие вершинными созданиями в его творчестве.
После их написания Ф. М. Достоевский создаст ещё такие шедевры, как романы «Бесы» (1871 — 1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880), а также прославленную речь о Пушкине (1880), которые укрепили его славу величайшего писателя мира.
2. Роман «Преступление и наказание»:
Вопросы, поставленные в романе.
Роман «Преступление и наказание» впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год, где печатался с января по декабрь месяцы. В следующем году вышло первое отдельное издание произведения в шести частях и с эпилогом. Любопытно, что, когда в 1867 году А. С. Ушаковым была создана одноименная пьеса по этому роману, она была тут же запрещена цензурой, усмотревшей в инсценировке «нигилистическую идею о невменяемости <...> преступления» и «отсутствие в ней торжества жизненной правды и нравственных начал». В истории этой пьесы интересны не только мотивы запрещения, но и старания цензоров сделать её во что бы то ни стало приемлемой для представления.
В своём «Дневнике писателя» Достоевский свидетельствует: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа, дать на него ответ». В «Записных тетрадях» писатель уточняет замысел и использует уже множественное число слова «вопрос»: «Перерыть все вопросы в этом романе». Какие же это вопросы? Они затрагивают проблемы социальные, этические, философские,которые всегда волновали этого художника слова. Это вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности. В этой связи писатель затрагивает сущность и трагедию нигилизма, как он их в то время понимал. Достоевский ставит социально-этическую проблему нравственного перевоспитания личностипутем смирения и покорности обстоятельствам и изображает страстный апофеоз страдания. Писатель выдвигает вопрос о том, как может быть достигнуто счастье: комфортом, обогащением, состраданием или преодолением закона, то есть преступлением. Существенным оказался философский вопрос о ценности и значимости человеческой личности в жизни. Достоевский показал кошмар нищеты и остановился на положении униженных и оскорблённых, осветив при этом по-своему устойчивую в русской литературе тему «маленького человека». Он коснулся вопроса о разумности устройства жизни, о разуме как источнике деяний личности и о правомерности отрицания разума, «головного» решения проблем действительности. В поле зрения художника слова оказалась проблема денег и их всевластия в обществе. Он осветил проблему наполеонизма, актуальную в его эпоху, и показал порочность стремления к власти по образцу недавнего кумира и демона человечества. Среди значимых вопросов времени, «перерытых» Достоевским, были такие, как отношения личности и общества, героя и толпы, интеллигенции и народа, интересуют писателя такие проблемы, как эгоизм и альтруизм, преступление и возможные формы наказания за него, судебная реформа и тип следственной практики. Как видим, воистину «все вопросы» поднял художник и мыслитель, дав на них ответы в образной, художественной форме романа.