Тема 7 Системность живого и проблема развития органического мира

Принцип системности в исследовании живого. Полемика механистического и виталистического направления в биологии. Особенности живых систем: эволюционизм, раздражимость, наличие и использование информации, самоуправление и др.

Критерии выявления уровней организации живого. Упорядоченность биологического объекта: пространственный, функциональный, временной аспекты. Уровни организации живого: клетка и ее составляющие, организм и его свойства; вид, биогеоценоз.

Зарождение идеи развития живой природы в античной натурфилософии. Наивный трансформизм. Креационизм. Систематизация материала ботаники и зоологии. Первые таксономические классификации.

Эволюционное учение Ч. Дарвина и утверждение идеи развития в биологии. Движущие силы и факторы эволюции. Понятия «наследственность», «изменчивость», «естественный отбор». Экспериментальное изучение отдельных факторов эволюции. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции.

Проблема выделения системных единиц эволюции: организмоцентрический и популяционный подходы. Филогенез и онтогенез. Проблема управления эволюционным процессом.

Тема 8 Проблема происхождения и сущности идеальных процессов

Понятие и свойства кибернетических систем. Основные этапы процесса цефализации. Опережающее отражение действительности. Раздражимость, чувствительность, психика.

Свойства психического отражения действительности: целенаправленность, целостность, субъективность, предметность, Избирательность, переживаемость, регулятивность.

Сознание и его структура. Отличия сознания человека от психики животных.

Модуль 4 Человек и общество в зеркале современного научного знания

Тема 9 Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания

Сооциоприродная основа человека. Подход ВОЗ к определению здоровья человека. Динамика патогенных факторов в истории человечества. Научно-технический прогресс и изменение картины патологий человека.

Медицина в контексте аксиологизации научного знания. Проблема взаимоотношений врача и пациента. Проблема долголетия. Здоровый образ жизни и его показатели.

Биоэтика как новая нормативно-ценностная дисциплина. Нравственные коллизии, сопровождающие протекание научно-технического прогресса и внедрение его достижений в сферах медицины, промышленности, сельского хозяйства.

Жизнь человека: подходы к определению данного феномена в биологии, медицине, психологии, философии, теологии. Понятие эвтаназии. Подходы к решению проблемы в сферах медицины, права, философии. Современные репродуктивные технологии: медицинские, правовые, экономические, нравственные проблемы их внедрения и использования.

Проблема клонирования. Возможность клонирования человека: «за» и «против».

Принципы универсального эволюционизма: путь к единой культуре.

РАЗДЕЛ 3 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  Направление   Сроки и форма обучения Семестр Количество часов Форма промежуточного контроля Форма завершающего контроля
Всего в т.ч. по формам обучения
Лекции Семинары Самостоятельная работа
  Направление 081100 ГиМУ, бакалавр 4 года, очная форма обучения -   зачет

РАЗДЕЛ 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п   Название темы   Учебные недели   Лекции   Семи- нары   СРС   Всего
Модуль 1 История естествознания
1. Научная картина мира и ее эволюция
2. История естествознания                    
Модуль 2 Науки о неживой природе
3. Материя, движение, пространство-время в современном естествознании          
4. Вселенная как объект научного исследования          
5. Химическая картина мира
  Модуль 3 Науки о живой природе  
6. Специфика биологического объекта и проблема происхождения жизни          
7. Системность живого и проблема развития органического мира
8. Проблема происхождения и сущности идеальных процессов          
  Модуль 4 Человек и общество в зеркале современного научного знания
9. Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания
ИТОГО:

РАЗДЕЛ 5 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации