Подлинная любовь и страсть

Какая разница между подлинной любовью и страстью? Страстная любовь не может ждать. В лю­бой момент она стремится выразиться. Подлинная любовь уверена в себе. Любовь не нуждается в вы­ражении. Она может ждать. Она вся в сердце.

Если я люблю одного и не люблю другого — это страсть. Любить — это любить всех.

Любовь — выражение единства через чувства

Единство — понятие интеллектуальное. На уровне чувств единство — это безмятежность и равновесие.

Любить — значит понять, что другой отличает­ся от вас (см. «Различие»).

Любить — это не думать вместе, а вместе расти.

Сначала видят, потом понимают, затем испы­тывают симпатию и, наконец, появляется любовь. Возникновение любви означает достижение един­ства.

В любви нет «я», а есть только «мы» или «ты». В любви нет ни жертвы, ни смятения, ни обязанности.

Что значит любить? Учитывать интересы другого, а не свои. На первом плане он, а не вы. Очень трудно любить другого и учитывать его интересы прежде своих (см. дальше).

На уровне интеллекта: любовь видит и пони­мает.

На уровне чувства: чувствовать себя в единстве. Любовь — это единство. В любви нет «я», только «ты».

На уровне поведения: дух любви выражается в том, что вы даёте.

Отсутствует ожидание, т.е. ожидание получить. Такая любовь — мудрость и освобождение.

Любовь не жаждет выразиться, не проявляет не­терпения. Любовь доверяет и имеет опору в самой себе. Любовь выражает себя естественно и непринуждённо, а если того требуют обстоятельства, то не выражает себя вовсе.

Любовь может существовать только между рав­ными. Без восхищения. Если кто-то чувствует себя выше или ниже, то никакой любви нет, а есть жа­лость, симпатия, восхищение и т.д., но не любовь.

Свамиджи говорит: «Видеть и считать». Разве в любви можно вести расчёты? Да, расчёт присущ любви. Но что значит расчёт? Не что иное, как спо­собность видеть вещи такими, как они есть, опре­делять их относительное положение (Настоящая любовь не слепая. Она учитывает все внеш­ние и внутренние обстоятельства и условия, касающиеся себя и других), чувство­вать и действовать. Это и есть быть единым с объ­ектом. Это любовь и её выражение.

Любовь — цемент жизни. Из двоих она создаёт одного.

М

МЕДИТАЦИЯ

Активная медитация

Активная медитация — это видеть уловки мыш­ления, видеть свои недостатки, а не стремиться к совершенству, что может дать только временное облегчение.

Для вас сейчас медитация заключается только в том, чтобы закрепить в сознании истину неизбеж­ности законов различия и изменения. Оба этих за­кона должны быть как можно лучше закреплены в вашем сознании и осознаны как неизбежные.

Пассивная медитация

Пассивная медитация: вы ничего не делаете. Вы будто пассивно в единстве с тишиной. Расслабь­тесь физически и ментально — вот и всё. Вы види­те тишину и ничего для этого не делаете. Она здесь... Вы видите: «О! Она здесь... Как будто она везде». И как только вы это чувствуете, тишина вхо­дит в вас. Потому что тишина здесь, и там, и повсю­ду. Вы погружаетесь в тишину.

МОРАЛЬ (Правила морали)

Правила морали, понятия добра и зла — всё это следствие внешних влияний. «Когда я говорю, что это хорошо, то испытал я это сам или повторяю ус­лышанное мнение?»

Мораль относительна. Что это значит? Она име­ет отношение к тому человеку, который говорит о морали. Она зависит от положения человека. У каждого своя, отличная от другого, мораль. Уни­версальной морали нет.

Все ваши социальные ценности действительны только до тех пор, пока вы вращаетесь в обществе. Но для себя самого они не имеют никакой ценнос­ти. Когда же вы общаетесь с другими, вы ведёте се­бя также, как они. Поскольку вам приходится оста­ваться в обществе, то следует вести себя в соответ­ствии с требованиями этого общества.

Когда вы замечаете, что у вас появилась та или иная эмоция, это не значит, что вы обязаны сразу выразить её в действии. Осознайте то, что вы чув­ствуете, и действуйте только тогда, когда вы рас­смотрели, соответствует ли ваше действие данной ситуации;

Желание или эмоция свободны, тогда как дей­ствие зависит от внешних обстоятельств. Выра­жать свои желания или эмоции, вне зависимости от внешних обстоятельств — поведение ребёнка, но учитывать их — поступок взрослого.

Мораль, зависящая от другого, то есть так назы­ваемая мораль, опирающаяся на какой бы то ни было авторитет, аморальна.

В любой момент своей жизни человек должен быть свободен. Свободен означает владеть самим собою, зависеть от самого себя и рассчитывать на самого себя. Никогда и ни в какой области человек не должен работать по принуждению, так как лю­бая обязанность или принуждение — аморальны, какими бы возвышенными они ни выглядели.

В большинстве случаев вы увидите, что мораль аморальна. Только одна истина моральна.

У человека есть какая-то цель в жизни. Если он делает что-то для достижения этой цели, это мо­рально. Если у вас нет цели, то, что бы вы ни дела­ли, всё будет аморально.

В конечном счёте, мораль — это то, что помога­ет вам достичь самой высокой цели.

МЫСЛИ (см. Иллюзия)

Полагать что-то само собой разумеющимся оз­начает думать. Но видеть — это основываться на фактах. Думать — это удаляться от истины и реаль­ности.

Вы — продукт окружения и не видите ничего из того, что выходило бы за ваши привычки и соци­альные условности. Чтобы видеть нечто другое, вы должны сначала избавиться от привычной мане­ры смотреть на факты через призму ваших соци­альных ограничений.

Мысли рождаются, когда вы не видите факты такими, как они есть.

Освобождение приходит от жизненного опы­та и способности видеть, а не от размышлений, потому что только такой опыт даёт твёрдую осно­ву, чтобы видеть факты такими, как они есть, без туманных размышлений, предположений и по­нятий.

МЫШЛЕНИЕ

Толкователь фактов

Мышление — не что иное, как склонность ви­деть вещи не такими, как они есть, а в соответст­вии с прошлым опытом.

Мышление — это непереваренные эмоции про­шлого.

Мышление — это думать, то есть предполагать или воображать, вместо того чтобы видеть то, что есть. Из этого возникает желание.

У «я» два аспекта: один — реальный, другой — ложный. Реальное «я» не конфликтует с окружа­ющим. Конфликтующее «я» — ложно. Это и назы­вается мышление. Ложное «я» и мышление — од­но и то же.

Мышление — фокусник

Мышление не может видеть и принять то, что есть. Оно всегда отрицает то, что есть, и старается подставить на его место что-то иное. На этом осно­вано отрицание.

Мышление фиксирует и делает закостеневшим всё, с чем оно сталкивается: «Это так и всегда будет так». «Только я!» — говорит мышление.

Мышление сложно и выражается через проти­воречия: «да» у него соседствует с «нет» и сомнение с нерешительностью.

Мышление достаточно изощрённо, чтобы вас обмануть, или, скорее, обмануть самого себя.

Мышление — создатель

Мышление движется в порочном кругу. Создаёт свои собственные проблемы и старается их разре­шить.

Пока вы не видите определённую ситуацию, как она есть на самом деле, на её месте возникает что-то другое. Не принимая того, что есть в дейст­вительности, к чему вы приходите? Вам тогда нуж­но что-то другое. Способность производить это другое и называется мышлением.

4. Мышление — контролёр

Мышление и тело совершенно нераздельны. Жар — только болезнь тела. Почему же тогда силь­ный жар действует и на наши мыслительные спо­собности?

Тело и мышление действуют совместно. Полно­стью. Мышление воздействует на тело, а тело на мышление, они полностью взаимосвязаны. В не­котором смысле вы можете это называть «мысли­тельно-физическим комплексом». Неправильно говорить, что мышление нематериально. Оно ма­териально, но состоит из утончённой материи.

Наши рекомендации