Российская философия 18-го -20-го веков.
В духовном повороте ф-и к неклассическим подходам участвовала и Россия. Этот период (к.19–н.20 вв.) именуется Духовным Ренессансом. Развитию российской филос. культуры содействовало распространение филос. учений Запада, прежде всего – немецкой классической ф-и, иррационализма, позитивизма. Они использовались для обоснования специфически русских явлений, что приводило к весьма оригинальным интерпретациям. Особой популярностью пользовались идеи прогресса, революционного демократизма, социализма, коммунизма.В конце ХVIII в. философия становится обязательной и самостоятельной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях.
Существовала проблема самоидентификации русской культуры, обнаружения основ ее самобытности и определения путей исторического развития.Сущностью спора между западниками (Бакунин, Белинский,Лосский) и славянофилами (Даль, Островский, Тютчев)был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррациональные мотивы, эмоции, православная духовность.
Существовала и теологическая проблематика, в рамках которой поднимались вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни. Русская ф-я носила преимущественно религиозный характер. Это связывают с обострением общественных противоречий. В целом Бог в русской ф-и трактуется и как онтологическое основание мира, и как основа духовности человека, и как гарант общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что предпочтение отдавалось именно православной конфессии христианства.
Проблема человека является центральной в русской ф-и. Она реализовалась в разработке вопросов экзистенциального, психологического, этического, художественного характера.Экзистенциальные проблемы духовности, добра и зла, жизни и смерти, добра и блага, правды и справедливости, духовного и телесного, преходящего и вечного, культурного и природного, конечного и бесконечного, свободы и др. в той или иной степени затрагивались большинством русских философов, но особое место они занимали у Достоевского, Толстого, Бердяева. Глубинный анализ человеческой души способствовал развитию психологии. Разрабатывались мотивы о связи человеческой души со Вселенной, природой, всемирным тяготением. Анализировались вопросы становления души, ее развития, частных и индивидуальных изменений, бессознательных состояний. В этой связи характерны работы Велланского, Авсенева, Введенского.
Русский космизм оформился в конце XIX – начале XX вв. и ставил перед собой такие проблемы, как единство человека с космосом, проблема космической природы человека, космического масштаба человеческой деятельности. Идея космизма в том, что Бог-творец создал мир и человека в нем; отношения между человеком и миром несовершенны и негармоничны, и в этом замысел творца, – он тем самым оставил человеку возможность дальнейшего творческого развития и совершенствования мира. На этом основании некоторые космисты развивают идею о «богочеловеке».
В космизме выделяется два направления: религиозно-философское и естественно-научное.
Религ.-филос.: Федоров, Соловьев, Н. Бердяев. В нем акцентируется идеал «богочеловечества», задача совершенствования внутренней природы человека, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничного состояния, что объясняется как замысел божий, как возможность, оставленная творцом для дальнейшего совершенствования. Николай Федорович Федоров разработал учение, которое он сам называл «активным христианством». В своем труде «Ф-я общего дела» он ставил целью преображение природного, смертного мира в неприродный, бессмертный. Он считал, что с расширением поля деятельности человека, в т.ч. и космического пространства, человек овладевает пространством и временем, и благодаря этому станет способным обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения.
Естеств.-научное: Вернадский, Н. Умов. Оно тесно связано с развитием науки и, в частности, естествознания, в аспекте утверждения гуманитарных ценностей и формирования экологич. сознания. Преобразующая деятельность человека рассматривается как смысл человеч. жизни, а активность как необходимый атрибут человеч. природы. Вместе с тем подчеркивается, что освоение природы в планетарном и космическом масштабе должно строиться на единых ценностных основаниях, на понимании общности микрокосма (человека) и макрокосма (мира). Вернадский под ноосферой имеет в виду результат развития биосферы, для которой характерно