Моше бен Маймун (Моисей, Маймонид) (1135-1204). 2 страница

В области математики Фалес (треугольники не надо сравнивать, если у ник равно основание и два угла), Архимед, Евклид. Закон Архимеда – не нужно бросать тело в воду, чтобы знать… Всё равно было много рецептов, всякой ерунды. Аристотель: зоолог, естествознание. Мирно уживались и точные и нелепые представления. Суть – античная, протонаука.

Арабы. То же самое.

Алхимия.

Научный подход, научное мышление исключающее всякие нелепости, допускающее только проверенные естественные силы – 17 век. Возникает то, что называется наукой. Не сразу. Надо было отказаться от Аристотеля. Настоящие учёные появляются несколько раньше.

Леонардо да Винчи (1451-1519). «Пусты те науки, что не порождены опытом, и середина или конец которых не проходит ни через одно из 5 чувств».

Николай Коперник. Работа «об обращении небесных сфер». Ниспроверг концепцию Птолемея: Земля в центре, Солнце вокруг. Создал гелиоцентрическую. Создал мат аппарат, предск движение планет. Священник, католик. Бога не отрицал. Духовенство (1616) почувствовала в нём своего врага. Нанесло его учение сокрушительный удар по средневековой кат картине мира:

Идея земного (грех) и небесного (чистота и уют). Проблема возникла – а где Бог? А? Сжечь Коперника! Либо эвакуировать Бога за пределы солнечной системы. Планеты вращаются – Бог не нужен. Страшный удар по мировоззрению.

Наука бросила вызов церкви. Не Коперник, а его учение независимо от его воли. Грандиозный вызов всему положению вещей. Почему Иисус послан на Землю, а не на Марс?

Джордано Бруно (1548-1600). Не был естествоиспытателем, учёным. Был философом, натурфилософия. «всё что сказано в откровении – чепуха. ед истина – истина разума, науки». Громил духовенство. Выступал против всех религий, вкл хр-во. Выступал против богословия, схоластиков (ослы, словоблуды, надо их отбросить). Разуму нет пределов, разум свободен, нет никаких авторитетов. Делал выводы в пределах солнечной системы. Солнце – одна из многих звёзд, а у них тоже могут быть планеты; более того – они могут быть обитаемы. Так и чё – Богу теперь следить за всеми миллионами звёзд? Да, блеять!!! Преклонись, сука! Гореть тебе на костре! Предпочёл погибнуть… «Больше боитесь моих взглядов, чем я боюсь смерти».

В защиту церкви появилась книга Йейтс, где она доказывает что наши взгляды ошибочны. Бруно был мракобесом, борцом против свободной мысли, маг, колдун, пропагандировал ведьм. А то, что он хорош – это нас намеренно вводили в заблуждение.

1889 на площади цветов (там где он сожжён) был поставлен ему памятник. Католики начали протестовать. В Кёльне (оплот католичества) выступил профессор теологии: «он выступал против самого Бога, в фантастическом заблуждении отрицал его существование… материализм, пантеизм… уничтожал основу церковного, нравственного порядка… явный враг чел общества, ибо где нет Бога – нет авторитета, нет истинной свободы… ДБ – отпавший монах, безнрав человек, мятежник против Христа и церкви».

Галилео Галилей (1564-1642). Враг схоластики, противник Аристотеля. Был против его системы мира и против физики Аристотеля. Телескоп. Изобрёл как таковой не первый, но таки сделал увеличение в 30 раз. Открыл спутники Юпитера. Открыл горы на луне. Разгадал природу Млечного Пути. Показал, что все тела независимо от веса падают с одной и той же скоростью. Подтвердил опытами. Изучил движение пушечных снарядов. Порабола, ёпта! Механика твёрдых тел, жидкости. Учение Коперника одобрял. Книга 1632 «диалог о двух великих системах мира». Публично отрёкся от своих взглядов при давлении церкви.

Иоганн Кеплер. Планеты вращаются вокруг Солнца не по кругу (Коперник), а по эллипсам, 3 закона. Все предсказания стали сбываться намного точнее. Сводил концы с концами на должности придворного астролога. Якобы его изречение: «мать астрономия живёт за счёт астрологии – распутной девки».

Уильям Гильберт (1540-1603). Исследовал электричество и магнетизм. Показал, что это всеобщее явление. Почти все твёрдые тела способны электризоваться. Детально описал. Имело практическое значение – компас, отклонение компаса. Предположил, что Земля – это грандиозный магнит. Но думал что полюса совпадают с географическими. Первая научная работа об электричестве и магнетизме. Ясер хер, рассматривал магнетизм и электричество как разные явления. Хули, тензор ЭМ поля в те времена не писали.

Уильям Гарвей (-1637) положил начало физиологии чиловека.

Любимый ученик Галилея – Эванжелиста Теричелли (1608-1647).Крупнейший математик, геометр, физик. Основоположник гидродинамики, аэродинамики в какой-то степени. Изобрёл ртутный барометр. Впервые после Архимеда двинулся дальше.

Отто фон Герике (1602-168?). Изобрёл водный барометр, воздушный насос.

Роберт Бойль (1927-1691).Динамика жидкости, газа. Создатель научной химии (отбросил алхимию). Отец химии.

Эдм Марриот (1620-1684).Инициатор создания парижской АН. Занимался аэромеханикой, оптикой, теплом. Открыл угадайте какой закон, независимо от Бойля.

Христиан Гюйгенс (1629-1691).Голландец. Людовик 14 пригласил его для работы в парижской АН. По вере покинул Францию, хотя ему гарантировали неприкосновенность. Астрономия, кольца Сатурна, спутник Титан. Создание волновой теории света. Вычислил скорость света. В 600000 быстрее звука (против истинных 900000). Разработал теорию маятника, применил к маятниковым часам. Шли необычайно для своего времени точно. Можно было заниматься в астрономии почти точными вычислениями – огромнейшее значение. Открыл двойное преломление света.

Антон ван Левенгук (1632-1723).Физиолог. Впервые открыл микроорганизмы.

Роберт Гук (1635-1703). Оптика. Твёрдые тела. Да, да, закон Гука. Один недостаток – без конца рабзбрасывался. Сыпал идеями но до конца не дорабатывал, становилось скучно как только ухватил суть. Первым ВЫСКАЗАЛ догадку, что свет суть волновая природа. Мех теория теплоты – тоже высказал. Связь материи и силы.

Величайшая фигура 17 века – его Яблочное Гравитейшество Исаак Ньютон (1642-1727). «Я поднялся так высоко, потому что стоял на плечах гигантов». Создал свою корпускулярную теорию света, хоть и уважал Гюгенса. Одновременно с философом Лейбницем создал дифф. исчисление. Обвинял Лейбница в плагиате. Суд постановил независимость, так что нехер. Завистник, помыкатель так что. Зато учёный. Высоко ценили. Поэт Александр Поп:

«Был мраком этот мир окутан, сказал Господь: «да будет свет»; и вот явился Ньютон и мир был освещён».

Позже другой поэт: «Но сатана не долго ждал реванша. Пришёл Эйнштейн и стало всё как раньше.»

Ньютон. Все явления имеют ествественную причину. Задача науки – найти причину. Утвердился детерменизм в науке. В области науки чудес быть не может. Все выдвигаемые предположения должны быть подтверждены опытом; что не подтверждается – отбрасывается.

А тем временем религия господствовала… Чё делать?

1. Уже знакомый нам путь 2х независимых истин.

2. Истина одна – научная.

3. Пантеизм. Карателя уж точно нет. Противоположно теизму (существо, творитель, вмешивается, карает, даёт леденцы). Пантеизм – компромисс. Бог есть, свотворил мир, вселенную, солн систему, но больше не вмешивается. И создал мир, действ по объективным законам. Создал часы, завёл и свалил. То есть считаться с Богом ни к чему. Кстати да, нужны ли церкви если Бог не вмешивается? У, суки!

Лекция 7

13 октября 2011

Механицизм: редукция, попытка всё объяснить механикой (17-18 век). Естествознание носило механистический характер. Принцип науки – принцип детерменизма. Всё имеет причину, и притом естественную.

В итоге принял характер абсолютного детерменизма.

Всё имеет необходимую причину (не может не быть). То есть всё абсолютно необходимо. Случайностей нет – это результат нашего незнания.

Появились научные приборы. Телескопотота. Часы, водный и ртутный барометр. Термометр. Термостат. Обсерватории (1632). 72 – в Париже обсерватория. 76 – гринвическая.

Естествоиспытатели не считались важными людьми. В университетах не преподавалось.

Возникли академии наук. Научные общества. Первое – королевское общество Великобритании (1662). Потом Парижская АН (1666). Берлинская (1700). Возникла нужда в периодической печати. Первый научный журнал – «философские протоколы» (издавала Британия). Потом франзуцы стали издавать.

Научные теории в то время назывались «философии». Философия зоологии, вероятности. Теории=философии.

Тема 7. Возникновение и развитие западно-европейской классической философии 17, 18, первой половины 19 века.

Блистательный взлёт. Новые и новые открытия. Сравнимо со взлётом мысли от Фалеса до Аристотеля (-6…-4 века). Кстати, неклассическая или постклассическая – упадок.

С чем связан расцвет – возникновение науки. Возникла проблема метода научного познания. Целенаправленный поиск истины. Без метода обойтись было невозможно.

Сначала, вопрос метода познания. Потом вопрос познания, гноссиологии. Потом исследование процессов мышления.

Нужны методы движения от еденичному, к общему.

Борьба двух направлений. Эмпиризм и сенсуализм против рационализма. Разошлись в вопросе: откуда берётся знание, что источник знания.

Ответ эмпиризма: авторитеты, разум, опыт – говорит Роджер Бекон, что это источники знаний. Он же говорил, что авторитеты в области научного знания не должны играть роли. Суть эмпиризма – единственный источник научного знания это опыт. Возникли два понятия.

A priori – знание, полученной до, без опыта.

A posteriori – знание, полученное опытом.

Точка зрения эмпириков – априорного знания нет и быть не может.

Опыт – контакт человека с внешним миром. На первых порах главным было получение нового знания, новых умений. Опыт предполагает эксперимент, наблюдения. Наблюдать можно используя наши органы чувств.

Сенсуализм: наши органы чувств – единственный канал, по которому мы получаем знания. Единственный источник знания.

Вторая формулировка сенсуализма – нет ничего в разуме, чего не было в чувстве.

Возникает вопрос: даёт ли разум новые знания? Нет, не даёт (сенсуализм). Тогда что такое мышление? Ничего. Узреть умом нельзя. Значит, мышления нет. Мышление – комбинирование наших чувств. То есть мысль сводилась к чувству (предельная формулировка).

Разработка метода познания – суть разработка мышления. Кстати…

Всё-таки, факты доказывают, что мышление даёт такие знания, которые не дают чувства. Например, законы не чувственны. Сущность вещей нельзя потрогать. А мышление даёт сущность. Мышление есть умозрение. Из этого высросло учение…

Раз в разуме есть то, чего не было в чувствах – значит, чувства не единственный канал, есть априорное знание. Мышление и разум способны без опыта давать знание. Суть рационализм. Тот «Рационализм» о котором идёт речь в классической философии был отрицанием эмпиризма (есть и другие рационализмы, не путать). Отрицание догматов, что всё нужно доказывать, ни во что нельзя верить.

Эмпирики: человек родился, нихера не знает. «Табуля разум». Чистое сознание. Рационалисты – есть знание заранее, врождённое и тп.

Факты: 1) нет другого канала кроме чувств 2) разум даёт то, чего не дают чувства.

Разрешение противоречия – суть борьбы рационализма и эмпиризма.

Основоположник эмпиризма – Фрэнсис Бэкон.

Рационализм – Рене Декарт.

Фрэнсис Бэкон Рене Декарт
Томас Гоббс Бенедикт Спиноза (дуалист??)
Джон Локк Готфрид Лейбниц (об идеал)
 
Материалисты сенс 18 века Суб Идеалисты
Людвик Фейербах Беркли
  Давид Юм
 
Немецкий классический идеализм
Эммануил Кант
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Вильгельм Гегель
Карл Маркс (объеденил; Фейербах + Гегель в основном)

Что источник ощущения?

1) Результат воздействия предметов (матер. сенс.)

2) Кроме ощущений ничего нет (суб. ид.)

3) Ояебу. (агностицизм)

Немцы – теория познания как теория мышления. Линия Бэкон – не принимали в серьёз мышление.

Французы: Жульен Ламетри, Дени Дидро, Клод Гервеций, Поль Гальбах.

Тема 8. Философия Фрэнсиса Бэкона.

Родоначальник эмпиризма.

1561-1626.

Знатная семья, но не богата. Отец уважаемый человек. Наследства не было.

Бэкон окончил Кембридж, юридическое образование. Был юристом, избирался в парламент. Полит деятельность. Лорд Эссекс – покровитель. Эпоха царствование Елизаветы 1. Тот лорд - Фаворит её. Дарил Бэкону дворец.

Карьера лорд Эссекса порвалась. Королева гневалась. Бэкон доказал, что лорд (его друг, блеять) виновен, надо казнить.

Ответ Бэкона: «Я предан Королеве, когда лорд служил Королеве – всё ок, но когда стал предателем – шобонсдох».

1603 – смерть Елизаветы. Яков или Джеймс 1 – король Шотландии, сын Марии Стюарт. Приблизил к себе Бэкона. Вначале – хранитель гос печати, лорд. 18 – лорд канслер Англии (премьер министр в наше время). Стал бароном.

1621 – падение. Обвинён во взяточничестве, предан суду парламента. Признан виновен. Штраф, тюрьма, запрещение занимать госдолжности. Но король всё простил. Новый король тоже пригласил, но Бэкон (карл 1 король) отказался. Через год умер.

1597 – книга «нравственные полит очерки». 1605 – философская книга «об преуспевании наук». 1620 – главная «новый органон». 1623 – «о достоинстве и увлечении наук». Стала первой частью его работы «великое зарождение наук»: 1 часть – о дост и увл; 2 часть – новый органон. Это главная работа.

Написал историю Генриха 8, отца Елизаветы. «Новая атландида» - утопия (литература) (примечательна существованием академии наук).

Взгляды.

Материалист. Не безбожник, не атеист. По манерам поведения верный сын англиканской церкви. Отделывался концепцией двух истин. Бог не играет роли в науке.

Огромное значение предавал науке. Кстати, Галилей был, а Ньютона ещё нет. И всё равно он понял, что наука очень важна.

Объект науки – природа. Задача науки – познать природу, раскрыть её законы. Цель науки – помочь человеку подчинить себе природу. «Знание – сила», блеять! Считал, что живёт в веке науки.

Препятсвтия на пути развития науки есть.

Создал учение о 4х идолах (призраках) – препятствия познания.

1. Идол рода (человечества?). Наш ум ограничен. Чувства и разум могут обманывать.

2. Окружение, воспитание влияет. Каждый в своей пещере.Идол пещеры. Это можно преодолеть.

3. Призрак рынка (площади). Влияние обычного бранного смысла. Суеверия, нелепости. Язык бывает недостаточно точен. Короче, толпа необразованных людей, их влияние.

4. Призрак театра. Авторитеты церковные и научные.

Критиковал Аристотеля. В университете он был обязателен для обучения. «У Аристотеля была не мало интересного, но…». Схоластическое образование не отвечало требованиям времени.

Ещё препятствие – нет метода разработки научного материала.

Есть 3 типа учёных.

1) Паук создаёт паутину. Вытягивает из себя. Не обращаются к реальному миру. Старого типа.

2) Муравье. Тащут всё что попадётся. В кучу.

3) Пчёлы. Нектра с цветов, но не только приносит в улей, но перерабатывает в мёд. Хорошие, годные учёные.

Метод познания Аристотеля отжил своей век. В противовес дедуктивной логике Аристотеля создают свою логику с индукцией и шлюхами.

Дедукция не даёт нового знания.

А как познать причину? Разрабатывает методы поиска причины. 3 принципа: сходтсва, различия, сопутствующих изменений. «Методы Бэконовской индукции».

Огромное значение придаёт анализу. Нужно рассекать, разделять, анализировать. Мысленный анализ. Каждый предмет сложный – нужно выделить простейшие элементы, из которых он состоит.

Вводит понятие первичных свойств предмета. Отвергает атомизм, у него другое. Берём вещь, она обладает тяжестью, цветом, размером, теплом и т.д. – первичные элементы. Из них и складывается вещь.

Дальше переходит к учению о формах. По Аристотелю материя без формы ничто. Проникает форма – возникает вещь. Форма извне.

Бэкон – форма не приходит в материю извне. Не является чем-то духовным. Формы присущи самой материи. Форма – это закон, опр-й движение тел. Нужно раскрыть форму, проникнуть в сущность.

Учение о движение, напоминает механицизм (однако его ещё не было). 19 видов движения материи: колебания, …, антипатии (!)…

Говорит о магии природы. Астрология, алхимия есть у него.

Мир – множество мат тел.

Мы получаем материал (чувства) и обрабатываем его (мысли).

Главная идея Бэкона – идея индуктивного метода. Раскрываем законы, подчиняем себе мир.

Тема 9. Философия Рене Декарта.

1596-1650. Картезиус - по латыни. Картезианская философия. Картетианцы – последователи.

Семья мелкого дворянина. Отдали в духовный колледж. Ненависть к схоластика, догматизму. Стал наёмным солдатом (дворянин – поэтому офицер). Побывал по всей Европе. 1629 – поселился в Голландии и вплотную занялся работой в области естествознания и философии. Шведская королева пригласила к себе (в других местах его учения запрещались, он преследовался). Поехал в Стокгольмский универститет, простудился, через год умер.

Работы.

Не только философ, но и естествоиспытатель. Аналит, ёпта! Чьи координаты, блеять? Физика – оптика, закон преломления света. Механика. Открыл инерцию движения, сохранение. И др.

Работа «о том как управлять мышлением» «Руководство ума». 1637 – самая главная работа «рассуждения о методе».

4 принципа научного метода:

1) за основу брать только то, что абсолютно истинно. Признак истины – очевидность.

2) мир сложен. Сложен объект исследования. Надо разложить на элементы. Анализ. Каждый элемент рассмотреть отдельно.

3) синтез. От простых элементов воспроизводим мир во всей его сущности. Собрать от низшего к высшему.

4) Оглянись назад. Не пропустили ли важного?

Опыт важен, но можно обойтись без него. Он был математиком. Есть врождённые идеи.

Что самое очевидное для человека? То, что он мыслит.

Человек мыслит – значит существуют. «Я мыслю – значит существую».

У духовной субстанции формы нет (речь о мысли).

А у материальной есть. Как перейти? Вводит понятие Бога. Бог не может быть обманщиком. Мы видим вещи, они созданы Богом, он не обманывает, значит они на самом деле есть. То есть, есть 2 субстанции. Душ – вечный дух Бог, и конечный дух человека. Мат – матер мир.

Пытается нарисовать картину материального мира. Рисует первый в истории науки механическую картину мира. В этом мире нет никаких чудес. Действуют законы, не зависящие от сознания человека. Наука может познать всё. Пытается впервые ввести идею развития космоса. «Космогония». Был хаос, много простейших частиц. Начались вихри, из них планеты, солнце и тд.

Короче, разумное в этом – мир изменяется, возникает естественным образом. Чудес нет. Материализм, есть законы. А кто создал? Дух всеобщий – идеализм. Матер – вторичен и произволен. Но Бог не вмешивается. Создал и пох.

Первая механистическая картина мира.

Лекция 8

21 октября 2011

Томас Гоббс ().Критиковал Декарта. Декарт – много субстанций. Гоббс – одна, из неё же знания…

Биография. Оксфорд – образование. Возненавидел схоластику. Хотел путешествовать. Попутешествовал по Европе (3 раза). Выучил латынь, стал читать научные труды. Во время второго путешествия познал труды Евклида, был поражён. Уверовал, что математика суть высшая форма знаний. 3е путешествие длилось 6 лет. Узнал о трудах Декарта, Пьера де Сенди. Италия – знакомился лично с Галилеем. Начал систематически рассказывать философию. Но началась революция, бежал во францию. Развернулась гражданская война между королем и парламентом. Кромвель – лидер, победил, король пленён. Король бежал, 2я гр война. Опять Кромвель победил. Король (Карл 1) объявлен изменником и казнён (1649). Франция теперь суть республика. Эта форма длилась 4 года. Теперь появился протекторат (не монархия и не республика). Английский аристократы мигрировали в Европу. Сам Гоббс написал первый фил труд (52г) «О гражданине» (позже он стал 3й частью сист изложения философии). Гоббс вернулся на родину (когда появился протекторат). Работа «Левиофан». Под Левиофаном в работе подразумевалось гос-ву. Главное в работе – изложение полит. чего-то. При возвращении на родину к нему отнеслись с доверием. Работа «о теле». Потом «о человеке». «О гражданине» написана раньше. 58 – смерть Кромвеля. Один из генералов республиканской армии возвёл на трон сына Карла 1 – Карла 2. Эпоха реставрации. Восстановлена власть Стюартов. Революционеров не репрессировали (Карл 2). Карл 2 относился к Гоббсу благосклонно. Но окружающие травили Гоббса. 79 – умер Гоббс в такой обстановке.

Фил взгляды.

Придавал огромное значение научному знанию. Наука – основа практической деятельности людей. Успехи деятельности народа основаны на научном знании. По Фр Бэкону есть 2 истины. Истина разума по Гоббсу – единственная. Теология – чепуха. Чтобы наука успешно развивалась – нужен научный метод. Многие беды человечества связаны с тем, что не было метода.

? начинается с чувственного познания. Факты собираем.

Научное знание – методы создания теории, теор знания. …

Главные понятия – причина и следствие. Познать мир – нужно познать причинные связи. Связи могут идти двояко (от причины к понятию и наоборот).

Наше познание есть вычисление (процесс сложения и вычитания; но не только числа, блеять! фигуры, вещи, факты и тд). Идеал для него – математика.

Знаем вещи, но надо раскрывать порядок существования вещей.

Пытается нарисовать картину, как идёт научное познание. Начинает с того, что знания нужно держать в памяти и надо уметь вызывать их в нужный момент. Для этого нужны метки – материальные вещи, наводящие на воспоминания (тучи – метки дождя). Но мало иметь метки – нужно общение меду людьми. Нужны знаки – тоже мат вещи. В чём отличие? Метки у каждого человека свои. Знаки – то, с помощью чего мы общаемся (имена, слова). Далее развивает номинализм. Существуют только конкретные вещи. Общее – только в форме слов. Скорее даже радикальный номинализм. Ну или умеренный (нет в мире общего, но есть в сознании). Из слов составляются суждения. Имена бывают общие и личные (собака, Пётр). Суждения могут быть истинными и ложными. В мире нет ни ложного, ни истинного – эти понятия относятся к сознанию, а не к миру. Что такое истина? 1. Соответствие между суждениями и реальным миром. 2. Согласование между суждением и противоречием (хз).

Придаёт огромное значение анализу. Все вещи мира (они сложные) надо разделить на части, расчепить. Доходим до чисто мысленных структур (точка, мир??, квадрат) – мир становистя математико-геометрическим. Бесплотные они – есть первичные элементы мира. Далее за анализом синтез. Движение линии – плоскость, аналогично круги, прямоугольники… Как видно, это путь дедукции (от общего к частному). Знание геометрии – идеальное, всеобщее.

К числу таких наук (дедукция) он относит: социология, эстетика (об искусстве).

Есть ещё индуктивные науки. Факты получаем, потом обобщаем их. Такова физика. Индуктивное по Гоббсу менее объективное, чем дедуктивное. Не является всеообщим и необходимым. Т.е. индуктивное – вероятностное знание. Переходит на рационализм. Эмпирическое знание ниже априорного.

??? Получилось своеобразная эклектика (совмещение несовместимого). Из-за преклонения перед Евклидом. Т.е. Гоббс и эмпирик и рационалист.

3. Введение в науку философии. «Первая философия». Выше рассмотрена проблема познания. Здесь же проблема взгляда на мир. Мир – совокупность тел, ничего более нет. Мир – телесная субстанция. Некоторые тела способны к мышлению. Наше мышление суть проявления и порождение телесной субстанции. Материалистический реализм. Субстанция была и есть. Никогда не была, никем не творилась и никогда не исчезнет. А тела возникают, исчезают. Идёт движение. Механическое движение. Один вид. Каждое тело существует только в связи с другими телами, возникает в результате воздействия других тел. Отсюда причинность – нет явлений безпричинных. Причинная связь необходимо. Приходит к абсолютному детерменизму. ВСЁ в мире необходимо. Случайного нет, блеять. Что не знаем – то «случайно».

Говорит о свободе. Свобода - …

Об обущении. Мир – мат тела. Знание начинается с действия мат тел на наши органы чувств. Возникают ощущения. По нервам идёт возбуждение. Организм сопротивляется. В результате содержание наших ощущений предстаёт как мир. Возникают «призраки вещей». Вещи – в реальном пространстве. Призраки вещей – в мнимом. То Солнце, что мы видим – в мнимом, но за ним (?) есть то, что в реальном.

Т.е. есть мир сам по себе и тот, что существует в сознании.

Учение об обществе. Книги Лефиофан, О гражданине. Строит науку об обществе на дедукции. У человека есть тело, на тело действуют внешние предметы. Когда возникают возбуждения – одни идут в мозг (мышление, ощущение). Другая часть – к сердцу, возникают человеческие чувства и эмоции. Процессы, что к нашему сердцу – могут помогать или мешать жизнедеятельности. Поэтому одни воздействпия вызывают наслаждение, другие – страдание. Вещи на 2 категории: приятные, неприятные. Те вещи, что причиняют страдание – зло, наслаждение – добро. Для каждого человека своё. Добро и зло не абсолютно. Стремление к добру, отвращение от зла. Существует 2 состояния чел рода. Естественное – не было общественных норм, порядков, никакой собственности, все равны, у каждого право взять что хочешь. Но происходят столкновения (из-за пищи), ведь нет норм. Отсюда конфликты, убийства. 1е состояние – борьба всех против всех (все равны). Ведёт к самоистреблению человечества. Чтобы этого не произошло – люди договариваются и создают гос-во. Все свои права передают гос-ву. Оно начинает управлять людьми. В гос-ве возникают законы, важнейшее понятие частной собственности. Он считает, что так возникла мораль (он ошибается, это суть право – замечание Семёнова). Выделяет 3 формы гос-ва. Власть одного человека (монархия) – наилучшая форма. 2я – люди, избранные всем обществом – республика. Народ правит. 3я – слой людей правит – аристократия.

Для порядка недостаточно силы гос аппарата (кот награждает и карает). Нужно ещё духовное обеспечение этой власти. Таким обеспечением является религия. С его точки зрения (атеиста) – религия суть чепуха. Но если людям внушить, что монарх имеет Бож суть, а вы будете гореть, неверные!, то власть будет хороша. Т.е. он хотя и безбожник чувствует нужду религии. Ведь религия предлагает выход из безвыходного положения.

Закончили.

Существует в философии науки 2 концепции познания:

Субстанциальная – ящик, в который навалена материя. Время и материя. Пространство само по себе. В науке – Ньютон (абс пространство и время). В то время господствовала эта концепция.

Реляционная– время и пространство само по себе не существует. Одно за другим – временной порядок. Одно рядом с другим – пространственный порядок. Декарт таков, например. Время и пространство – не самостоятельные сущности, а формы бытия. В науке – его Относительное Фотоэффекшество Эйнштейн.

Гоббс. Субстанциально реальное пространство.

Следующий, блеять!

Барух (либо Бенедикт по латыни) Спиноза (1632-1677). Родился в еврейской купеческой семье (Амстердам). И да, в то время по Европе евреев преследовали (в том числе за казнь Иисуса Христа, оно ведь правда была, вы не знали?). Веротерпимость была в Голландии, поэтому имелись еврейские колонии. Возглавил еврейскую школу. Проявил аццкие способности. Полагали, что вырастет великий теолог. Но он проникся такой ненавистью к иудаизму, что… хз.

Латинский не изучали, поэтому ходил на занятия к Франциску Ван Ден Эйдену. Научился писать на латыни, освоил всю новейшую философию. Стал полным атеистом. Обрекли его на 3х месячный байкот. Не помогло. Обещали выплачивать приличную сумму, если будет заглядывать в синагогу хоть иногда. Отказ. Подвергли великому отлучению. Навсегда изгнали из еврейской общины. Из всех их. 24 года молодчику. Оказался один на улице, но помог ему Ван Эйден. Родители обратились в Амстердам – «он раб, взятый христианскими мракобесами». Запретили жить в Амстердаме. Поселился в деревнях. На жизнь наскребал шлифовкой очков. Говорят, это сгубило его. Туберкулёз… Вернёмся. Переблался в Гаагу (?). Написал несколько работ (62). «Этика». 63 – принципы философии Декарта. 71 – богословско-политический трактат. Изложил взгляды на общество. Реакция – от восторга до неприятия. Стал популярен. Дошло до герцога в Германии. Гейкельбергский (?) институт пригласил к себе. Но с условием ненапора (идейного) на начальство. И да, оклад хорош. Спиноза отказался. От имени Людовика 14 было предложено, чтобы одну из своих работ посвятил Л14 в обмен на пожизненную пенсию. Спиноза: «свои труды посвящаю только истине».

Наши рекомендации