Особенности поэтического языка стихотворения

I. Планы практических и лабораторных занятий

к курсу «Введение в литературоведение»

Составитель – О.Н. Владимиров

Практическое занятие 1

Словесный художественный образ

1..Понятие художественного образа.

2..Строение (структура) словесного образа. Основные его характеристики.

3.Как «нулевой» персонаж в повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» становится образом? Как создаётся «полнокровный» образ в отсутствии привычного персонажа?

4..Специфика словесного образа.

В чём, как считает Лессинг, причины различий в изображении Лаокоона скульптором и поэтом? Чтó недоступно изобразительным искусствам в отличие от поэзии? В чём преимущества поэзии сравнительно с живописью?

Литературу см. после плана ко второму занятию.

Практическое занятие 2

Виды словесных образов

1.Классификация словесных образов по уровням художественного текста:

а) звуковые (фонические) и ритмические образы (аллитерация, ассонанс, анафора и др.);

б) слово-образ (лексические образы);

в) предметные образы (подробность, деталь, портрет, вещь, пейзаж);

г) фабульные образы (события, поступки, настроения и т.п.)

д) характеры (образы-персонажи), их отношения и обстоятельства;

е) произведение как система образов («образ мира»).

2.Классификация образов в соответствии с ихстроением:

а) по предметности;

б) по смысловой обобщённости:

образы индивидуальные, характерные, типические;

мотивы, топосы, архетипы;

в) по соотношению предметного и смыслового:

автологические, металогические, аллегории и символы.

Задание. Подберите свои примеры к каждой позиции.

Литература к занятиям 1 и 2

Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252-257.

Скиба В.А., Чернец Л.В. Художественный образ // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 22-33.

Роднянская И.Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2003. – Стлб. 669-674.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. (Любое издание.)

Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. (Любое издание.)

Дополнительная литература

Палиевский П. Внутренняя структура художественного образа / Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. – М., 1962. – С. 72-114.

Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, 2003. – № 4.

Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. – М., 1974 (раздел «Художественный образ»).

Примечание. К этому и другим занятиям литературу смотрите также в пристатейных библиографиях к первым трём источникам

Занятие 3

Язык художественной литературы

1.Язык художественной словесности в его отличии от разговорной (обыденной) речи. Понятие поэтического языка в лингвистике и литературоведении.

2.Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя.

3.Слово как язык литературы и «языки» других видов искусства. Определяющая роль эстетической функции художественного (поэтического) языка.

4.Специфика художественной речи: актуализация слова, «точная неточность», роль ритма и выразительных средств.

Литературу см после плана к пятому занятию.

Занятие 4

Изобразительно-выразительные средства художественной речи

Фигуры и тропы

1.Синонимия, антонимия, омонимия как способы образного со(противо)поставления.

2.Особые лексические ресурсы поэтического языка: просторечия, архаизмы, варваризмы, неологизмы и др.

3.Фигуры и тропы, проблема их классификации.

4.Метафора и метонимия как основные тропы. Метафора и её эстетические функции.

Задание. Приведите свои примеры использования изобразительно-выразительных средств в литературе.

Литературу см. после плана к пятому занятию.

Занятие 5

Особенности поэтического языка стихотворения

А.А. Ахматовой «Всё расхищено, предано, продано…»

1.Определите лексический состав стихотворения, его выразительные средства.

2.Какие троп и фигура выполняют основную роль в создании поэтического образа мира в стихотворении?

3.Сделайте вывод о значении поэтических средств в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения. Выучите стихотворение наизусть.

Литература к занятиям 3-5

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Статьи о фигурах и тропах)

Клинг О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 389-416.

Семёнов В.Б. Поэтический синтаксис. Фигуры // Там же. – С. 442-455.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – 556 с. – С. 512-528.

Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991. – С. 24-61.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Или: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М., 1990. – С. 141-148, 158-164.

Дополнительная литература

Фёдоров А.И. Образная речь. – Новосибирск, 1985.

Веселовский А.Н. Из истории эпитета. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. – М., 2008.

Арутюнова Н.Д.Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 5-32. Или: Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 296-297.

Занятие 6

Стиховедение

1. Стихи и проза.

2. Понятие ритма. Эстетическая функция ритма. Понятие семантического ореола размера.

3. Ритмообразующие элементы стиха.

4. Песенно-тоническая система стихосложения.

5. Силлабическая система стихосложения.

Литературу см. после плана к восьмому занятию.

Занятие 7

Наши рекомендации