Особенности поэтического языка стихотворения
I. Планы практических и лабораторных занятий
к курсу «Введение в литературоведение»
Составитель – О.Н. Владимиров
Практическое занятие 1
Словесный художественный образ
1..Понятие художественного образа.
2..Строение (структура) словесного образа. Основные его характеристики.
3.Как «нулевой» персонаж в повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» становится образом? Как создаётся «полнокровный» образ в отсутствии привычного персонажа?
4..Специфика словесного образа.
В чём, как считает Лессинг, причины различий в изображении Лаокоона скульптором и поэтом? Чтó недоступно изобразительным искусствам в отличие от поэзии? В чём преимущества поэзии сравнительно с живописью?
Литературу см. после плана ко второму занятию.
Практическое занятие 2
Виды словесных образов
1.Классификация словесных образов по уровням художественного текста:
а) звуковые (фонические) и ритмические образы (аллитерация, ассонанс, анафора и др.);
б) слово-образ (лексические образы);
в) предметные образы (подробность, деталь, портрет, вещь, пейзаж);
г) фабульные образы (события, поступки, настроения и т.п.)
д) характеры (образы-персонажи), их отношения и обстоятельства;
е) произведение как система образов («образ мира»).
2.Классификация образов в соответствии с ихстроением:
а) по предметности;
б) по смысловой обобщённости:
образы индивидуальные, характерные, типические;
мотивы, топосы, архетипы;
в) по соотношению предметного и смыслового:
автологические, металогические, аллегории и символы.
Задание. Подберите свои примеры к каждой позиции.
Литература к занятиям 1 и 2
Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252-257.
Скиба В.А., Чернец Л.В. Художественный образ // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 22-33.
Роднянская И.Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2003. – Стлб. 669-674.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. (Любое издание.)
Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. (Любое издание.)
Дополнительная литература
Палиевский П. Внутренняя структура художественного образа / Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. – М., 1962. – С. 72-114.
Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, 2003. – № 4.
Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. – М., 1974 (раздел «Художественный образ»).
Примечание. К этому и другим занятиям литературу смотрите также в пристатейных библиографиях к первым трём источникам
Занятие 3
Язык художественной литературы
1.Язык художественной словесности в его отличии от разговорной (обыденной) речи. Понятие поэтического языка в лингвистике и литературоведении.
2.Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя.
3.Слово как язык литературы и «языки» других видов искусства. Определяющая роль эстетической функции художественного (поэтического) языка.
4.Специфика художественной речи: актуализация слова, «точная неточность», роль ритма и выразительных средств.
Литературу см после плана к пятому занятию.
Занятие 4
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Фигуры и тропы
1.Синонимия, антонимия, омонимия как способы образного со(противо)поставления.
2.Особые лексические ресурсы поэтического языка: просторечия, архаизмы, варваризмы, неологизмы и др.
3.Фигуры и тропы, проблема их классификации.
4.Метафора и метонимия как основные тропы. Метафора и её эстетические функции.
Задание. Приведите свои примеры использования изобразительно-выразительных средств в литературе.
Литературу см. после плана к пятому занятию.
Занятие 5
Особенности поэтического языка стихотворения
А.А. Ахматовой «Всё расхищено, предано, продано…»
1.Определите лексический состав стихотворения, его выразительные средства.
2.Какие троп и фигура выполняют основную роль в создании поэтического образа мира в стихотворении?
3.Сделайте вывод о значении поэтических средств в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения. Выучите стихотворение наизусть.
Литература к занятиям 3-5
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. (Статьи о фигурах и тропах)
Клинг О.А. Поэтический словарь. Тропы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 389-416.
Семёнов В.Б. Поэтический синтаксис. Фигуры // Там же. – С. 442-455.
Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – 556 с. – С. 512-528.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991. – С. 24-61.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966. Или: Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М., 1990. – С. 141-148, 158-164.
Дополнительная литература
Фёдоров А.И. Образная речь. – Новосибирск, 1985.
Веселовский А.Н. Из истории эпитета. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. – М., 2008.
Арутюнова Н.Д.Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М., 1990. – С. 5-32. Или: Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 296-297.
Занятие 6
Стиховедение
1. Стихи и проза.
2. Понятие ритма. Эстетическая функция ритма. Понятие семантического ореола размера.
3. Ритмообразующие элементы стиха.
4. Песенно-тоническая система стихосложения.
5. Силлабическая система стихосложения.
Литературу см. после плана к восьмому занятию.
Занятие 7