Исторические типы философии

Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.

Бытие, познание, мораль, порядок, устранение, страдание, единение, переплетаться, наполняться, истоки, родовой строй, родоначальник, мыслитель, первоначало, первостихия.

Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

Древний, натуралистический, философский, вечный, нравственный, общественно-политический, существенный, истинный, синкретический, одушевлённый, дифференцированный, античный, родовой, первобытно-общинный, частичный, свободный, классический, досократический.

Задание 3. Объясните способ образования следующих сложных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Западноевропейский, первобытно-общинный, рабовладение, научно-рационалистический, тысячелетний, эллинистически-римский, родоначальник, древнегреческий, первоначало.

Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.

Образец: период – периодичность, периодический, периодически, периодизация, периодичный.

Промежуток времени палеозойской эры, в течение которого образовались горные породы, называется каменноугольным.

Каменноугольный период палеозойской эры ещё полностью не изучен.

Философия, моральный, синкретический, дифференцированный, категория, период, цивилизация, натуралистический, астроном, система, миф, категория, демифологизация.

Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости слов.

I. Восток, школа, проблематика, порядок, бытие, представление, система, сфера, уровень, сила, форма, право, люди, период, этап, представитель, мыслитель, строй.

II. Высокий, древний, философский, нравственный, моральный, истинный, синкретический, одушевлённый, производительный, частичный, свободный, тысячелетний, классический, виднейший, древнегреческий, родовой, дифференцированный.

Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.

Образец: что переплетается с чем – Проблемы бытия и познания мира переплетались с проблемами устранения зла и страданий людей.

Что берёт своё начало (когда / где); что наполняется (чем); что стояло у истоков (чего); что является основанием (чего); кого называют родоначальником (чего); что основывается (на чём); что отличается (от чего чем); что пребывает (в чём); что включает в себя (что); что переплетается (с чем).

Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.

Философия берёт своё начало в странах Древнего Востока почти три тысячи лет назад в Х – VIII веках до нашей эры (далее: вв. до н.э.). Несколько позднее формировались первые философские школы: санкхья в Индии (VII в. до н.э.) и натуралистическая школа Ян инь цзя в Китае (VIII – V вв. до н. э.).

В восточной философии в центре внимания была нравственная и общественно-политическая проблематика, включающая в себя «вечный моральный порядок» Вселенной. Проблемы бытия и познания мира переплетались с проблемами устранения зла и страданий людей. Наиболее существенным в древнеиндийской философии было различение истинного бытия и мира явлений.

Философия Запада начала развиваться, как и на Востоке, в единении с мифом и религией с синкретического представления о мире как об одушевлённой системе. В дальнейшем западноевропейская философия всё больше наполнялась научно-рационалистическим содержанием, становясь более дифференцированной сферой познания и знания.

У истоков философской мысли стояла античная философия. Античная философская мысль развивалась при достаточно высоком уровне производительных сил (по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем), при дифференциации труда и ремёсел, в период расцвета торговли, развёртывания различных форм рабовладения, в том числе предоставления некоторым категориям рабов частичных прав, что привело к появлению лично свободных людей.

Античная философия прошла в своём развитии почти тысячелетний период. В её становлении выделяются несколько этапов: досократический этап (становление философии) с VI-V вв. до н.э.; классический этап с V-IV вв. до н.э.; этап эллинистически-римской философии с конца IV в. до н.э. по VI в. н.э.

В досократический этап была основана первая философская школа в европейской цивилизации, так называемая Милетская школа. Родоначальником античной философии досократического периода называют её виднейшего представителя Фалеса из Милета. Древнегреческий мыслитель Фалес был также математиком, физиком, астрономом.

Многие последующие философы, такие как Платон, считали Фалеса одним из «семи древнегреческих мудрецов». Аристотель считал Фалеса основоположником ранней греческой философии, основателем греческой астрономии и геометрии.

В своём осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается «вода». Всё, что есть в мире, производно от «воды» и основывается на этом первоначале. Эта единая первостихия отличается от простой воды своей одушевлённостью: эта «вода» пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы. Этим утверждением Фалес сделал решительный шаг к демифологизации мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Какие философские школы Древнего Востока известны вам?

2. Какие вопросы изучали восточные философы?

3. Что понимали восточные философы под «вечным моральным порядком»?

4. Что общего в развитии философии Востока и Запада?

5. В чём заключается особенность философии Запада?

6. Что стимулировало развитие античной философии?

7. Какие этапы прошла в своём развитии античная философия?

8. Как называется первая философская школа Европы?

9. Кого называют родоначальником античной философии?

10. Что подразумевали представители этой школы под первоначалом?

11. Из чего образовались все вещи и земля?

12. Чем отличается это первоначало от простой воды?

Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.

Справка:

Эфес – древний город на западном побережье Малой Азии, основан греками в XII веке до н.э. В Эфесе находится одно из семи чудес света – храм Артемиды. В Эфесе жил и творил философ Гераклит.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский первоначалом всего сущего считал мировой огонь, который представляет собой также душу и разум («логос»). По его мнению, мировой огонь «мерами вспыхивает и мерами угасает». Гераклит высказал идею непрерывного изменения, становления. Гераклиту принадлежат крылатые выражения «Всё течёт», «В одну реку нельзя войти дважды» и другие.

Идея изменчивости и движения, с точки зрения Гераклита, связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Логос, с точки зрения Гераклита, есть «слово, порядок, закон» и выполняет функцию управления, в целом представляя собой единство противоположностей.

Гераклит заложил основы теории познания, впервые выделив и сравнив чувственное и разумное (рациональное) познание. Сущность и смысл вещей, логос вещей и космоса, единство и борьба противоположностей трудно уловимы для органов чувств, для простого взгляда на мир. Чтобы проникнуть в основы вещей и мира, нужен разум и труд мышления. Только соединение разума и органов чувств может привести к истинному познанию.

Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.

1. Гераклит является видным представителем философской школы Ян инь цзя в Китае.

2. Первоначалом всего сущего Гераклит считал мировой огонь.

3. По мнению Гераклита, мировой огонь есть не что иное, как душа.

4. Идея всеобщей изменчивости и движения принадлежит древнегреческому философу Гераклиту Эфесскому.

5. Фалес, как и Гераклит, первоосновой всего сущего считал воду.

6. Под логосом Гераклит понимал универсальную осмысленность, ритм и соразмерность бытия.

7. Термин «логос» введён представителями философской школы Индии.

8. Гераклит заложил основы теории познания.

9. Сущность и смысл вещей можно определить органами чувств.

10. Истинное познание возможно только при соединении разума и органов чувств.

Давайте проведём диспут на тему «Великие мыслители Фалес и Гераклит». Из следующего перечня выберите себе вопрос и, используя материалы предыдущих заданий и других философских источников, сравните основные идеи Фалеса и Гераклита. Как вы оценили бы вклад этих великих древнегреческих философов в развитие философской мысли?

1. Какой вопрос (проблематика) был в центре внимания восточных философов?

2. В чём заключается суть «вечного морального порядка» в философии Древнего Востока?

3. Что было наиболее существенным в древнеиндийской философии?

4. Каковы истоки развития философии Запада?

5. Что понимал Фалес под первоначалом всего сущего?

6. Чем отличается это первоначало от простой воды?

7. Кто заложил основы теории познания?

8. Что является первоосновой всего сущего по Гераклиту?

9. Что понимал Гераклит под логосом?

10. Какие изречения Гераклита вам известны?

Если Вы правильно ответили на поставленные вопросы, то вы действительно знаете точку зрения родоначальников античной философии и науки. Фалес является основателем Милетской школы, Гераклит – представителем Ионийской школы. Фалес считал первоначалом всего сущего воду, а Гераклит – мировой огонь, который, по его мнению, имел также душу и разум, то есть «логос».

Наши рекомендации