Первое послание к Коринфянам
Нет оснований сомневаться в принадлежности этого произведения св.Клименту. Об авторстве св. Климента свидетельствуют такие писатели, как св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский и др. С именем св. Климента это послание встречается в некоторых древних кодексах Нового Завета, так как в Древней Церкви оно включалось в списки новозаветных священных книг и наряду с ними читалось на воскресных церковных собраниях. Епископ Коринфский Дионисий (ок. 170 г.) сообщал, что в его время оно читалось на богослужениях. А Евсевий пишет: «Под именем Климента известно одно признанное всеми послание, великое и удивительное... Нам известно, что оно было читаемо всенародно — как прежде в весьма многих церквах, так и ныне у нас» (Церк. Ист. III, 16). Это говорит о высоком авторитете послания.
Написано Первое послание св. Климента, по‑видимому, в царствование Нервы (96 – 98 гг.). Поводом для него явились беспорядки в Коринфской Церкви, может быть, подобные тем, о которых писал св. ап. Павел. Отдельные члены общины перестали повиноваться законным пресвитерам и удалялись от общения с ними.
Содержание. Послание св. Климента состоит из 63 глав. Разделить его можно на две части. Первая часть — нравоучительная (гл. 4–36) — представляет собой ряд общих нравственных увещаний, клонящихся к осуждению коринфской распри и восхвалению добродетелей (смирения и послушания), необходимых для сохранения церковного мира и единства. Во второй части (гл. 37–59, §1) — догматико-исторической — решается вопрос о необходимости определенного церковного устройства, в частности, иерархии, и с этой точки зрения рассматривается и осуждается коринфский мятежи, увещаются коринфяне к покаянию и восстановлению прежнего порядка. В главах 59 (§§2–4) — 61 содержится молитва Творцу о том, чтобы Он сохранил нерушимо «число избранных Своих во всем мире чрез возлюбленного Отрока Своего, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого призвал нас «из тьмы в свет, из неведения в познание славы Имени Его… научил, освятил, почтил». «Ты бо, Владыко Пренебесный, Царю веков, даяй сыновом человеческим славу и честь и власть над сущими на земле, — завершается молитва, — исправи совет их ко благому и угодному пред Тобою, яко да совершающе в мире и кротости благочестно данную им Тобою власть, обретут Тя милостива… Тебе исповедуемся чрез Первосвященника и Предстателя душ наших Иисуса Христа, чрез Него же Тебе слава и величие и ныне и в род родов и во веки веков. Аминь». Главы 62–63 составляют заключение, в котором св. Климент подводит итог сказанному: «Итак, о делах приличных богопочтению нашему и полезнейших для жизни добродетельной, желающим вести ее благочестно и праведно, мы достаточно написали вам, мужи братия… Вы доставите нам радость и веселие, если послушаетесь написанного нами чрез Святого Духа».
С точки зрения церковно‑исторической, особенно интересна 5 гл. В ней говорится о семикратном заключении св. ап. Павла («был в узах семь раз») и о его миссионерском путешествии «до границы Запада» (под сим разумеют Испанию. См.: Рим. 15, 24).
Стиль Послания во многом приближается к библейскому; здесь большое количество цитат и примеров из книг Ветхого Завета и сравнительно малое цитирование Нового Завета. Это может быть объяснено тем, что ко времени составления послания св. Климента кодекс Нового Завета еще не был точно определен.
Учение св. Климента
Так как Первое послание св. Климента написано по поводу церковных беспорядков в Коринфе, в нем преобладают нравственные увещания и рассуждения о церковном устройстве. Однако св. Климент затрагивает и догматические вопросы.
Св. Климент ясно учит о богодухновенности Священного Писания: «Загляните в Писания, эти истинные глаголы Духа Святаго; заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написано» (гл. 45).
В учении о Боге св. Климент особенно оттеняет понятие воли Божией. Воля Божия царит над всем мирозданием и выражается в единстве и гармонии природы. Св. Климент дает в гл. 20 художественное описание этой гармонии. Воля Божия, создавая гармонию во внешней природе, требует в мире нравственном послушания себе. При исполнении этого требования достигается и здесь та же гармония, что и в мире материальном. В христианском обществе эта воля требует подчинения определенному устройству и чину. В личной жизни христианина это подчинение воле Божией рождает смирение, которое должно быть преобладающим настроением христианина всю жизнь. Святость воли Божией, наконец, обеспечивает будущее воздаяние и блаженство праведных.
Тринитарная формула у св. Климента выдерживается твердо в виде клятвы: «Жив Бог и Господь Иисус Христос и Святой Дух» (гл. 57, примечание) и в виде вопроса: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?» (гл. 46).
Христология св. Климента мало развита. Сыном Божиим св. Климент называет Христа только один раз (гл. 36), и то приводя слова псалма 2,7: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Евр. I, 5). При всем том мысль о предсуществовании Христа и, следовательно, о Его Божественном достоинстве выражена у св. Климента довольно ясно. «Жезл величия Божия, — говорит св. Климент, — Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно» (гл. 16). Христос говорил уже в Ветхом Завете чрез Духа Святого. Он есть сияние величия Божия и потому превосходнее ангелов. Ярче оттенено человечество Христа. Он происходит от Авраама по плоти и есть отрок Божий; дело Христа — наше спасение. Из любви к нам, по воле Бога, Он дал Кровь Свою за нас, Свою Плоть за плоть нашу, Свою Душу за душу нашу, и, таким образом, совершил искупление всех, уповающих на Бога (гл. 12), и всему миру даровал благодать покаяния. Христос — наше спасение, Первосвященник наших приношений, Помощник в немощах наших.
Более развита у св. Климента эсхатология. Царь будущего суда и воздаяний часто возникает пред его умственным взором. Касается св. Климент и загробной жизни. Праведные (апп. Петр и Павел) по кончине идут в «святое место» (гл. 5) и оттуда явятся при открытии Царства Божия (гл. 50). Но особенно раскрывает св. Климент истину воскресения плоти (гл. 24–26) и в доказательство указывает не только на воскресение Христа и свидетельства Священного Писания, но и на явления природы, каковы смена дня и ночи, произрастания растение из согнивающих семян и, наконец, приводит сказание о птице Феникс, живущей («только одна») в Аравии 500 лет. По смерти птицы из согнивающего тела рождается червь, который оперяется и затем относит гнездо с костями предка в Илиополь египетский на жертвенник Солнца (гл. 25). Св. Климент учит о близости пришествия Христа в полном согласии с оживленными ожиданиями первого века. Хилиазма у него нет.
В особенности развито у св. Климента учение о церковном устройстве. У него имеется ясный взгляд на богоучрежденность иерархии в связи с идеей непрерывного иерархического преемства. «Христос, — по словам св. Климента, — был послан от Бога, а апостолы — от Христа. Апостолы, принявши повеление, пошли благовествовать наступающее Царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (гл. 42). Ясно выражена и идея преемства. Апостолы, по свидетельству св. Климента, поставив «вышеозначенных служителей, потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (гл. 44). В словах «они почиют» разумеются не апостолы, а иерархические лица, ибо из контекста видно, что автор говорит о непрерывности иерархического служения и представляет иерархические лица преемниками не только апостолов, но и друг друга: они поставляются, по его словам, «апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви» (гл. 44).
Протестанты утверждают, что св. Климент впервые выдвинул учение о богоучрежденности и апостольском происхождении иерархии по аналогии с ветхозаветным священством. Но св. муж говорит об этом как об апостольском Предании. Он писал всего лишь через 30 лет по смерти свв. апп. Петра и Павла, когда многие из современников апостолов были еще живы, а потому не мог выдавать собственного измышления за апостольское установление и еще менее мог бы об этом писать коринфянам, обличать их и опираться на этот факт в своих увещаниях, ибо в Коринфе многие знали и помнили апостолов и их установления и могли бы уличить его во лжи и лишить всякой силы его слова. Но ничего подобного не было, напротив, как мы знаем, Послание св. Климента пользовалось большим уважением в древней Церкви (44).
Однако хотя у св. Климента определенно говорится о богоучрежденности иерархии, у него нет ясного разграничения степеней иерархии. Смешение это не составляет исключительной особенности св. Климента. Оно встречается и в новозаветных Писаниях, и в другой древней письменности. Объясняют его различно, и каждое вероисповедание в своем духе [1].
Говоря о церковном устройстве, св. Климент не только оттеняет идею иерархического преемства, но и идею священства. Сохраняя древнехристианское представление о «пресвитерах» как пастырях (Деян. 20,17) и религиозно‑нравственных руководителях верующих (57), св. Климент особенно выдвигает их священнический характер, их исключительное право приносить бескровную жертву, и резко выделяет их из ряда других верующих, мирян. Служение их, по св. Клименту, носит литургический характер: они приносят «дары» (гл. 44), и это является существенной стороной их служения.
Характерную черту учения св. Климента об иерархии составляет еще то, что он оттеняет идею власти и порядка, подкрепляя свои слова указаниями на дисциплину римских войск (гл. 37). Это способствовало развитию папских требований повиновения Римскому престолу ради послушания воле Божией.
Западный патролог Барденхевер видит догматико‑историческое значение Послания св. Климента в том, что оно является фактическим свидетельством папского главенства. Св. Климент говорит авторитетно, как наместник Бога (гл. 59), и со своими увещаниями обращается к Коринфской Церкви, якобы даже без всяких просьб с ее стороны, как бы признавая своим правом наблюдение за порядком в других Церквах. Но вероятнее предположить, что такое «вмешательство» свидетельствует о тесных братских отношениях двух крупных центров — Коринфа и Рима.
Каковы права мирян, по Посланию св. Климента? Это: 1) право одобрения («с согласия всей Церкви» (гл. 44)) кандидата на священство и 2) право дисциплинарного суда над членами общины и удаления их из своей среды (гл. 54).