XLV. О строениях

Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не смотреть на них; поэтомуследует оказывать предпочтение пользе перед гармонией, за исключением техслучаев, когда можно достичь и того и другого. Сооружение невиданных домовтолько для красоты оставьте поэтам, которым дешево обходятся ихзаколдованные замки. Тот, кто строит хороший дом на плохом месте, заключаетсебя в тюрьму. Я считаю плохим местом не только такое, где нездоровыйвоздух, но также -- где воздух непостоянен. Можно видеть много красивыхзданий, расположенных на возвышении, окруженном более высокими холмами,благодаря чему там скапливается жар солнца и собирается ветер, как врасщелинах скал; так что у вас будет, и притом внезапно, такое разнообразиежара и холода, как будто вы живете в двух разных местах, И не только плохойвоздух делает место не подходящим для постройки дома, но и плохие дороги,плохие рынки и -- если вы обратитесь за советом к Мому -- плохиесоседи[20][7]. Я не буду говорить еще о многом другом:нехватка воды; нехватка леса, тени и защиты; плохое плодородие земли и малоеее разнообразие; отсутствие приятного вида; отсутствие ровных площадок;отсутствие вблизи от дома мест для охоты с борзыми и соколом или скачек;близко к морю, слишком далеко от него; неудобство от судоходности рек илинеудобство от их разлива; слишком далеко от больших городов, что можетмешать вашим делам, или слишком близко к ним, что может привести к нехваткепровизии или ее удорожанию; где человек будет располагать всеми удобствами,чтобы жить беззаботно, или где его средства к жизни будут ограничены; ипоскольку, вероятно, невозможно найти все это в одном месте, то все жеполезно знать и думать о них, чтобы получить столько, сколько можно; и еслиу кого-нибудь есть несколько домов, то он должен распределить их такимобразом, чтобы то, чего нет в одном доме, он мог найти в другом. Лукуллхорошо ответил Помпею, когда тот, осмотрев величественные галереи и комнаты,такие большие и светлые, в одном из его домов, сказал: "Безусловно, хорошеепомещение для лета, но как ты живешь здесь зимой?" Лукулл ответил: "Как,неужели ты считаешь меня глупее тех птиц, которые всегда к зиме меняют своежилище?"[ 20][8]. Перейдя от места расположения дома к самому дому, мы поступим, какпоступил Цицерон в отношении ораторского искусства, написав сначала книгу"Об ораторском искусстве", а потом другую, которую назвал "Оратор"; в первойиз них он излагает основы искусства, а во второй -- способы егосовершенствования. Поэтому мы опишем королевский дворец, представив егонебольшую модель. Ибо странно видеть теперь в Европе такие огромные здания,как Ватикан, Эскориал и некоторые другие, в которых едва найдется однодостаточно просторное помещение. Поэтому прежде всего я скажу, что у вас не будет совершенного дворца,если у него не будет двух различных половин: одна для приемов, как говоритсяоб этом в книге Эсфири, а другая для домашнего хозяйства; первая служила быдля празднеств и церемоний, а вторая -- для жилья. По моему мнению, обе этиполовины должны составлять не только крылья здания, но и часть фасада,должны быть внешне одинаковы, хотя по-разному разгорожены внутри, и должныбыть расположены по обе стороны высокой и величественной башни в центрефасада, которая как бы соединяла их вместе, находясь посередине. В параднойполовине с фасада я бы имел только одну большую залу над лестницей, примерно40 футов высоты, а под ней комнату для переодеваний или приготовлений вовремя торжественных банкетов. Что касается другой половины, предназначеннойдля домашнего хозяйства, то я хотел бы, чтобы она сначала была разделена назалу и часовню (с перегородкой между ними), причем обе они должны бытьдостаточно величественны и обширны; и они не должны идти по всей длинекрыла, а иметь в дальнем конце зимнюю и летнюю гостиную, обе просторные; апод этими комнатами -- просторный и большой погреб, а также кухни и другиеслужбы с кладовыми и буфетными, и тому подобное. Что касается башни, то я быхотел, чтобы у нее было два этажа высотой 18 футов каждый над обоимикрыльями; и чтобы наверх вела красивая лестница с балюстрадой, обставленнойстатуями, расположенными на некотором расстоянии друг от друга; и чтобы этабашня была разделена на комнаты, как будет сочтено удобным. Равным образомлестница в верхние комнаты должна быть винтовой, и с деревяннымиизображениями, окрашенными под цвет бронзы; а наверху должна быть оченькрасивая смотровая площадка. Но это будет так, если вы не отведете одну изнижних комнат под столовую для слуг, ибо в противном случае вам придетсяустроить, чтобы слуги ваши обедали после вас, так как запах из кухни будетподниматься вверх, как бы по тоннелю. И это все о фасаде. Только, насколькомне известно, высота первой лестницы должна быть 16 футов, как и высотанижней комнаты. За фасадом дома должен быть большой двор, но три стороны его должныбыть обставлены зданиями гораздо более низкими, чем фасад. А во всех четырехуглах этого двора должны быть широкие лестницы, ведущие в башенки,выдающиеся вперед, а не во внутрь самих зданий. Но эти башни должны бытьвысотой не с фасад, а, скорее, соразмерны более низким строениям. Двор недолжен быть замощен, ибо это притягивает много тепла летом и много холодазимой. Должны быть вымощены только некоторые боковые аллеи, пересекающиеся иделящие двор на четыре газона с травой, которую необходимо постоянноподстригать, но не слишком коротко. Задняя сторона той половины здания,которая отведена для торжественных празднеств, должна представлять собойпышные галереи; и по всей длине этих галерей должно быть три или пятькрасивых куполов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, икрасивые цветные окна с различными поделками. Задняя сторона половины,отведенной под домашние покои, должна иметь комнаты для приема гостей икомнаты для обычных развлечений, а также спальни; и пусть все три частибудут как бы двойным домом без сквозного света, чтобы у вас были комнаты, вкоторых можно было бы укрыться от солнца как до полудня, так и после.Распределите комнаты также таким образом, чтобы у вас были отдельные покоидля лета и для зимы: затененные -- для лета и теплые -- для зимы. Иногдаможно встретить большие дома, в которых так много окон, что нельзя найти,куда себя деть, чтобы спрятаться от солнца или холода. Что касаетсяокон-фонарей, то я считаю их весьма полезными (в городах, напротив, лучшеиметь прямые окна, ибо это придает единообразие улицам), так как ониявляются отличным местом, где можно уединиться для беседы, и, кроме того,они загораживают от солнечного света и ветра: ведь, хотя свет и ветер моглибы пронизать почти всю комнату, в этом случае они едва проходят окно; ноокон должно быть немного; в крыльях всего четыре, выходящих во двор. За этим двором должен располагаться внутренний двор такой же площади ивысоты, который должен быть окружен со всех сторон садом, а изнутри со всехсторон окружен крытыми аркадами с подходящими и красивыми арками высотой вдва яруса. Та часть первого яруса аркады, которая обращена в сад, должнабыть превращена в грот или затененное место, используемое в летнее время, идолжна иметь выход и окна, обращенные только в сад, находящиеся на уровнеземли, но не погруженные совершенно в землю, чтобы избежать сырости. Вцентре двора должен быть фонтан или какая-либо красивая статуя; двор долженбыть вымощен таким же образом, как и первый двор. Здания по обеим сторонамдвора могут быть предназначены для уединенных жилищ, а замыкающая дворсторона -- для отдельных галерей. В них необходимо предусмотреть помещениедля лазарета на тот случай, если государь или какое-либо иное особо важноелицо заболеет; чтобы там были покои, спальня, приемная и задние комнаты,примыкающие к лазарету. Все это должно быть на втором этаже. На первом этаже-- большая открытая галерея на колоннах; и на третьем этаже также должнабыть открытая галерея, опирающаяся на колонны, чтобы можно было наблюдатькрасивые виды и вдыхать свежесть сада. В обоих углах дальней стены свнутренней стороны должны быть устроены два изящных и богатых кабинета,элегантно устланных коврами, украшенных богатыми занавесями, уставленныххрусталем и с богатым куполом посередине; там должны быть и всякие другиеизящные вещи, которые можно только придумать. Я хотел бы, чтобы и на верхнейгалерее, если позволит место, были фонтаны, воды которых текли бы в разныхнаправлениях от стены, с красиво расположенными водостоками. И это все обобразцовом дворце, за исключением того, что перед фасадом дворца должно бытьтри двора. Простой зеленый двор, окруженный стеной; второй двор такой же, ноболее украшенный, с башенками или, скорее, украшениями на стене; и третийдвор, который вместе с фасадом дома образовывал бы площадь, которая не былабы застроена и окружалась не голой стеной, но террасами, крытыми свинцом ибогато украшенными с трех сторон; а с внутренней стороны он был бы окруженколоннами без арок внизу. Что касается служб, то они должны находиться нанекотором расстоянии от дворца и соединяться с ним низкими галереями.

Наши рекомендации