Глава i

Разделение учения об использовании и объектах способностей человеческойдуши на логику и этику. Разделение логики на искусство открытия, суждения,запоминания и сообщения Наука об интеллекте, великий государь, и наука о человеческой волеявляются близнецами, потому что просветление ума и свобода воли вместевозникают и вместе гибнут, и во всей Вселенной не существует более глубокойсимпатии, чем та, которую испытывают друг к другу истина и добро. Тем болеедолжно быть стыдно ученым, если они, будучи в науке подобны крылатымангелам, в своих страстях уподобляются змеям, ползающим по земле, а души ихподобны грязному зеркалу. Мы подошли уже к учению об использовании и объектах способностейчеловеческой души. Это учение делится на две очень известные и всемипризнаваемые части -- логику и этику. При этом, однако, следует оговорить,что учение об обществе, обычно считающееся частью этики, мы уже раньшевыделяли в самостоятельную и цельную науку о человеке, его связях собществом, и поэтому здесь речь будет идти только об отдельном человеке,рассматриваемом вне этих связей. Логика изучает процессы понимания ирассуждения, этика -- волю, стремления и аффекты; первая рождает решения,вторая -- действия. Не подлежит, однако, сомнению, что в обеих этихобластях, т. е. в области суждения и в области действия, роль своего родапосла, или посредника, или поверенного как той, так и другой стороны играетвоображение. Ведь чувство передает воображению все виды образов, о которыхзатем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв теили иные образы, возвращает их воображению еще до того, как принятое решениебудет исполнено. Ибо воображение всегда предшествует произвольному движениюи возбуждает его, так что оно является общим орудием и того, и другого: иразума, и воли; впрочем, этот Янус имеет два лица: лицо, обращенное кразуму, несет на себе отпечаток истины, лицо же, обращенное к действию,выражает добро; однако эти два лица подобны, ...как быть полагается сестрам '. Но воображение не является лишь обыкновенным посредником, и помимосвоей роли простой передачи поручения само приобретает немалое влияние.Аристотель правильно говорит: "Душа обладает такой же властью над телом, какгосподин над рабом, разум же обладает над воображением такой властью, какаясуществует в свободном государстве у выборного магистрата по отношению кгражданину" ^ который в свою очередь тоже может получить власть. Мы видим,что в вопросах веры и религии воображение берет верх над самим разумом ивыходит на первый план, и не потому, что божественное просветление находитсебе место в воображении (наоборот, оно располагается прежде всего вкрепости духа и интеллекта), но потому, что милосердие божье используетдвижения фантазии как орудие просветления, точно так же как оно используетдвижения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегдаискала себе путь и к человеческому уму прежде всего, через сравнения,образы, притчи, видения, сны. Кроме того, не так уж мала власть воображенияи в области убеждения, осуществляемого силой красноречия. Ведь если искуснаяречь способна ласкать, воспламенять, увлекать в любую сторону умы людей, товсе это происходит благодаря активной деятельности воображения, которое,приобретая неодолимую силу, не только нападает на разум, но и совершаетнасилие над ним, и ослепляя его, и в то же время возбуждая. Тем не менее яне вижу причины отступать от первоначального деления: ведь воображение посуществу не создает науки, так как поэзия, которую мы вначале отнесли кобласти воображения, скорее должна считаться своего рода развлечением ума,чем наукой. Значение же воображения для понимания естественных явлений наукио душе мы только что отметили. Что же касается его близкого родства сриторикой, то вполне естественно отнести рассмотрение этого вопроса кобласти самой риторики, о которой мы будем говорить ниже. Часть философии человека, которая посвящена логике, не очень-тонравится большинству умов, и в ней не видят ничего, кроме шипов, запутанныхсетей и силков утонченного умозрения. Ибо если правильно утверждение, что"знание -- это пища ума" ^ то не менее правильно и то, что, стремясь к этойпище и выбирая ее для себя, большинство проявляет вкус, напоминающий опредпочтении, выказанном в пустыне израильтянами, которых охватило страстноежелание вернуться к горшкам с мясом и отвращение к манне, хотя и небеснойпище, однако казавшейся им менее сытной и вкусной. Точно так же вбольшинстве случаев людей привлекают те науки, в которых есть, если можнотак выразиться, кое-какая, более съедобная, "мясная" начинка, такие, какгражданская история, мораль, политика, ибо они волнуют человеческие страсти,честолюбие и затрагивают судьбы людей. А этот "сухой свет" [логики]неприятен и невыносим для нежной и слабой природы большинства умов. Впрочем,если уж угодно определять каждое явление по степени его достоинства, тоследует сказать, что науки, изучающие мышление, безусловно, являются ключомко всем остальным. И точно так же как рука является орудием орудий, а душа-- формой форм *, так и эти науки являются науками наук. Они не тольконаправляют разум, но и укрепляют его, подобно тому как упражнения в стрельбеиз лука развивают не только меткость, но и силу, давая возможность стрелкупостепенно натягивать все более тугой лук. Логика делится на четыре раздела в зависимости от тех целей, которыестоят перед каждым из них. В процессе мышления человек либо находит то, чтоон искал, либо выносит суждение о том, что он нашел, либо запоминает то, очем он вынес суждение, либо передает другим то, что он запомнил. Поэтомунаука, изучающая мышление, естественно, должна делиться на четыре раздела:искусство исследования, или открытия; искусство оценки, или суждения;искусство "сохранения", или памяти; искусство высказывания, или сообщения ^Мы будем говорить о каждом из них отдельно.

Наши рекомендации