Философия и мировоззрение

Знание подразделяется на три группы:

  • Обыденное знание.
  • Конкретное научное знание.
  • Мировоззренческое знание.

Обыденное знание – это знание, получаемое человеком в повседневной практике своего существования.

Конкретное научное знание – знание, получаемое в процессе обучения (в ВУЗе, к примеру).

Мировоззренческое знание – это формирование понимания окружающего мира и своего места в этом мире (познание мира, поиск смысла жизни и так далее...).

Существует три типа мировоззрения:

  1. Мифологический тип мировоззрения.

это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира.

При данном типе мировоззрения мир рассматривается с антропоморфной точки зрения, то есть с точки зрения человека.

Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Мифологическое мировоззрение выражается в символах.

Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».

  1. Религиозный тип мировоззрения.

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удваивании мира на мир реальный и мир божественный.

Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.

Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

  1. Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.

В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.

Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.

Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.

Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.

Элитарность заключается в следующем:

  • Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых – легко, для других трудно.
  • Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
  • Философия не имеет практической значимости.

Философия Древнего Востока

Философия древнего востока

Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения.

Буддизм

Философия буддизма вошла в мировую культуру. По утверждению некоторых исследований Будда был реальной личностью. Буддизм – это не имя, это состояние ума, достигшее высшей точки развития. В буквальном переводе – познавший или осветлённый. Будда, отрицая существование вечной и неизменной души. Своё учение создавал на основе жизненной ситуации без включения какой-либо мистики4 благородных истины: 1. Страдание воплощенного бытия проистекает из постоянно возобновленных возрождения и смерти; 2. Причина этих страданий – жажда земных присвоений влекущих за собой не прекращаемого повторного не совершенства бытия; 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просвещения и тем самым создание возможности сознательного представления кругов бытия на земле; 4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постижении совершенства человека и приближение его к великой истине.

Античная философия

В основном опиралась на мифологию, а греческая мифология была религией природы и один из важнейших вопросов в ней, это вопрос о происхождении мира. И если миф повествовал о том, кто родил всё это, то философия спрашивала из чего всё произошло

Пифагор

Вслед за милетской школой, в древней Греции начинают возникать и другие философские центры, важнейшим из которых стала школа Пифагора (580-500 гг. до н.э.) Он представлял единое начал как нечто идеальное. Как число. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных местах, является их связующей линией, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать началом мира.

Скептицизм

Перрон (300-270 гг. до н.э.) Он считал, что человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие, и стремиться к счастью. Для этого нужно либо воздержаться суждений, т.к. достичь истину невозможно, т.е. познать суть вещей.

Зенон (333-262 гг. до н.э.), Сенека и Марк Авретей (121-188 г.) Они полагают, что материя, как субстанция пассивна, пронизана и творима разумом (Богом). На ряду с бытием, телом, существует и бестелесное, к которому относится «время», «место», «бесконечное», а также наиболее общее понятие (универсалы).

Сократ

Сократ (470-399 гг. до н.э.) Философия Сократа касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как её достичь. Добродетель необходим человеку для возрастания его души.

Аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вводит понятие – форма, которая идеально вечна и неизменна. Помимо формы есть материя, как субстанция. Форма вселяется в кусок этой субстанции материи и получается нормально чувствительно воспринимаемая вещь. Всё мировоздание – это оформленное вещество. Материя – пассивна, а форма – активна. И именно форме принадлежит главная роль. Главной формой, которая не отчего не зависит – это ум – перводвигатель, причина всего, что есть на свете.

Платон

Платон (427-347 гг. до н.э.) Идея – это чистая форма прекрасного в себе, гармоничный и современный образ.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врождённые идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещей, т.е. нужно умом созерцать идеи. Человек является собой единство души и тела, в основе которого лежит душа.

.

Наши рекомендации