Рационализм философии Нового времени

РАЦИОНАЛИЗМ(от лат. рацио–разум)–философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт(1598-1650). Метод познания Декарта – дедуктивный. ДЕДУКЦИЯ(от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего. Метод Декарта рационалистически-дедуктивный. Суть его сводится к следующему:

1. В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных фундаментальных истин. В основе познания должна лежать интуиция разума, то есть твердое и ясное представление ума, настолько простое и настолько отчетливое, что не может вызывать никакого сомнения.

2. Из этих интеллектуально-интуитивных истин при помощи дедукции выводится частное знание, как необходимые следствия из знания общего.

Истинное знание необходимо не только для познания природы, но и для того, чтобы руководствоваться им и в практической жизни, в своем жизнеустройстве. То, что прежде происходило стихийно, должно теперь стать предметом сознательной, целенаправленной воли, руководимой принципами разума. Под контроль разума необходимо поставить всю общественную жизнь людей во всех ее проявлениях.

Таким образом, начиная с Декарта, рационализм становится не только философским методом, он проникает во все сферы европейской культуры (науку, технику, производство, образование и др.), придавая ей своеобразный, рациональный характер.

Особенностью философии Декарта является его дуализм в онтологии. ДУАЛИЗМ –(букв. двойственный) – философско-мировоззренческое учение, признающее две равнозначные первоосновы (субстанции) этого мира – материальную и духовную, в отличие от МОНИЗМА,где за первооснову принимается одно начало – материальное или духовное.

Яркими представителями философии Нового времени, кто продолжал традиции рационализма, были Б.Спиноза (1632-1677) в Нидерландах и Г.Лейбниц (1646-171) в Германии. Спиноза выработал учение о единой субстанции (монизм), которую он назвал Богом или природой. Бог у него отожествляется с природой, т.е. он как бы растворен в последней (пантеизм). Это бесконечная, безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве причины и начала всего сущего. Существует единая субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Г.Лейбниц в основании мира полагал множество начал (субстанций), которые он называет монады. Монада сама по себе проста, она не состоит из частей, а потому неделима. Сущность каждой монады составляет деятельность. Эта деятельность выражается в непрерывной смене состоянии. Монады различаются по своему рангу и составляют «единую лестницу», низшей ступенькой которой являются минералы, затем растения, животные, человек. На вершине лестницы находится высшая монада – Бог. Все монады самостоятельные, обособленные вселенные, но не все обладают светом разума. Только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.

Таким образом, развитие науки Нового времени, равно как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных и утверждения буржуазныхотношений, ослабление влияния церкви вызвали новую ориентацию философии на ее союз с естествознанием. Из всех наук того времени наибольшее развитие получила механика (небесная и земная). Вскоре основные принципы механики, характеризующие неживую природу, были распространены на животный мир, человека, мир в целом. При таком подходе мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить. Такое понимание природы и человека принято называть МЕХАНИЦИЗМОМ.Это одна из существенных характеристик философии Нового времени. Другой чертой философии того времени является антиисторизм. То есть философы воспринимали мир и человека как нечто законченное, не развивающееся.

И все же философия Нового времени, безусловно, была большим шаговом вперед по сравнению с предшествующим периодом. Она способствовала освобождению науки от оков схоластики, придала ей новый стимул развития в виде прогрессивных методов познания, способствовала осознанию новых задач науки, нацеленных на преобразование природы и служение практическим потребностям человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каких условиях формировалась философия Нового времени?

2. Что такое эмпиризм и каковы его исходные принципы?

3. В чем сущность эмпирически-дедуктивного метода познания?

4. Что такое рационализм и на каких принципах он основан?

5. В чем состоят особенности рационально-дедуктивного метода познания?

6. Как изменилось мировоззрение людей в Новое время?

7. Что такое механицизм и почему он появляется в Новое время?

8. Дайте общую оценку философии Нового времени.

Наши рекомендации