Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 4 страница

Мейстер Экхарт — немецкий философ — мистик, монах-доми­никанец, занимал высокие посты в системе ордена, преподавал в Парижском университете, в доминиканских школах в Страсбурге и Кельне. Общегерманскою известностью пользовались его пропове­ди на народном немецком языке. Официальная церковь в последние

годы его жизни объявила его учение еретическим. Он развивал _мис-____

тическое_представление ;об Абсолютном (абстрактное понимание

Бога) и человеке.

Сначала Абсолютное не имеет проявлений, что соответствует;

понятию Ничто. Оно — (Абсолютное) есть основа всего сущего,, которая чужда всему ей обоснованному. Оно есть безднаи Божест=—

во. Но оно же — деятельно (в отношении к иному) и выступает как______

начало творения. Это Бог, который существует, в. трех лицах. Бог. порождает ступени бытия, одной из них является человек. Развива­ется учение о тождестве природы человека и Бога, это выражается в присутствии в душе человека несотворенного начала, божествен-^ ной искорки. Это начало есть безосновная основа души, как Божес­тво (исходное — gottheit) — безосновная основа Бога. Душевная искорка ведет человека к Богу, к слиянию с безосновным. Душа соединяется в экстазе_ (nopbiBej ^исходным Ничто..В этом пафос

учения Экхарта..

Якоб Беме — выходец из крестьянской семьи, по профессии — сапожник. Подвергался преследованиям духовенства. Его произве­дения — "Аврора или утренняя заря в восхождении...", "О трех принципах божественной сущности" содержат переложение биб­лейских рассказов, полны поэтической фантазии. Бог и природа для Беме — одно и то же. Бог творит_самого себя. ПервоначальнсГон был Ничто, пропасть, это был лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя. Бог-отец создал сына — "слово жизни", ее "основу^ (ground). В результате соединения этих двух начал возник дух. — , божественная троица. Беме всюду видел раздвоение. Все вещи со-

— 57 —

стоят из "да" и "нет". Мир ря.чгшкается-в борьбедобра и зла-геввта- -и тьмы. Без тождества в одном предмете, двух, противоположных начал, находящихся в борьбе, вещи .были бы ничто, и стояли, бы без движения. Для мистики характерны, таким образом* элемел!Ы___ _пантеизма_и_диалектики. Эти стороны мистицизма оказали значи­тельное влияние на последующее развитие религиозной (М. Лютер) и философской мысли (Николай Кузанский, Г. Гегель, Л. Фейербах, Н. Бердяев и др.). Мистика, проникая в сознание масс, порождала отрицательное отношение к культу, к обрядовой стороне религии. Если богопознание достижимо индивидуальным путем в результате разгорания божественной "искорки" в душе человека, в экстазе, то сложная система церковной организации и ее догматы восприни­маются как излишние. Мистика порождала еретические течения и отрицание церкви. Католическая церковь осуждала мистику и пре­следовала еретиков.

17. Гуманистический характер философии эпохи i

Возрождения. Проблема человека в творчестве '

итальянских гуманистов ("Флорентийская !

академия") ;

Европейское гуманистическое движение впервые возникло в XIV в. в Италии. Генуя, Флоренция и другие торговые города имели тогда широкие культурные контакты со странами Востока. В свя­зи с угрозой турецко-османского нашествия сюда переселялись из Византии многие ученые. Здесь развертывается активная работа по переводу древних авторов. Но в средние века многие сочинения и памятники культуры были утеряны. Теперь, в результате активных поисков многое из утраченного находят. Обнаружены сочинения Цицерона и Эпикура, Секста-Эмпирика, поэма Лукреция "О при­роде вещей". Среди образованных слоев растет интерес к древней философии и литературе, захватывая в некоторой степени даже простых людей. Это движение дало название данному периоду как эпохе Возрождения. Возрождение именно античной культуры, повы­шенного интереса к ней. Перед европейским человеком открылась во всем своем величии и красоте греческая скульптура, литература и философия. В эпоху Возрождения жили и работали такие выдаю-

i

щиеся художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер (Германия), поэты — Петрарка, Данте и др.

Основным идейным содержанием эпохи Возрождения стал гу- ' манизм — интерес к человеку. Гуманисты-поэты стали воспевать; богатство духовных сил человека, красоту природы. Художники писали мадонн, но изображали их как реальных, прекрасных жен­щин, развивается жанр портрета и пейзажа (чего не было в искус-, стве средневековья). Возрастает интерес к внутреннему миру лич­ности. Художники пишут автопортреты. Леонардо да Винчи рисует себя в преклонном возрасте, Дюрер — в возрасте 13 лет. Ремб-, рандт в XVII веке создает галерею своих портретов. Ориентация на человека появилась и в философии. Особенно показательно в этом плане творчество философов, относящихся к так называемой -"^лоренти1ской..Акадш.ии"^Э_то_.был_кружок .почитателей фило-^.. софии Платона, неформальное объединение ученых, возникшее в... 1459 году под прямым патронажем Козимо Медичи — главы Фло­рентийской республики,

Марсилио Фичино (1433_— 1499} —.основатель Академии был католическим священником, каноником Флорентийского собора, В своих проповедях он нередко проповедовал учение Платона, сближая платонизм с христианством ("Закон Моисеев до Христа был исправлен Платоном и Со кратом")..^ В его сочинениях вызрева^__ ла мысль о возможном единстве всех религий, единств_е религии и__ философии. В "Комментарии на "Пир" Платона" Фичино воспевает^ могущество человека,.утверждая,.что .человек.не только в отличие_ от животных, использует стихии огня, воды и другие, он покоряет^ их для своих творческих целей. Он, по Фичино, "является неко­торого рода богом. Он — бог неразумных стихий... всех матери-альных вещей, которые он. видоизменяет и преобразует". Здесь же_ излагается его понимание красоты и любви. Фичино выделяет три рода красоты: красоту тел, душ и голосов. Красота душ постигает­ся умом, тел — зрением, голосов — слухом. Любовь есть желание красоты. Но Фичино выделяет два вида любви: плотскую, телесную и духовную. Красота тела, — пишет Фичино, — есть дорога, по_ которой мы начинаем подниматься к высшей красоте, которая есть_ Еог. В чувстве любви Фичино особо подчеркивает ее духовность.

Второй представитель Флорентийской академии Пико делла Ми-рандола (1463 — 1494) написал замечательное произведение "Речь о достоинстве человека", в котором гуманистическая идея получи-



— 58 —

— 59 —

 
 

ла дальнейшее развитие. Пико уже не ограничивалсн-констатациеи-власти человека над природой, он утверждает, что главное преиму-. шество человека, данное ему богом — это свобода самоутверждения, которая позволяет ему не только бытьвыше всех других существ, но и формировать себя как личность, реализовать себя в творчестве и

_ познании. Пико пишет: ".„Согласился .Бог с тем, что человек — тво­рение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: "Не дам тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, собственной воле и своему решению. Образ прочих творений определен по установленному образцу, в пределах установленных нами законов. Ты же. не стесненный никакими преде­лами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя, ни земным, ни небесным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродится в низшие, неразумные существа, но можешь переро­диться по велению души в высшие, божественные"".

Идея свободы человека, его нравственного и творческого самопрсм явления была своеобразным "откликом" на творческие достижения художников, поэтов, ученых эпохи Возрождения. О*на же, с другой стороны, стимулировала их активность и'поиски в'твбрчестве. Таким образом, на смену ориентации на Бога, типичной'для средневековья

Тэто — теоцентризм. от лат. — Deus — Бог) ренессансный гума:_ ннзм, сохраняя идею абсолютной личности Бога, выдвигает ориента­цию на человека — антропоцентризм (от греч. anthropos — чело-век). Это становится ведущей идеей эпохи Возрождения.

18. Кордоцентризм Б. Паскаля. Трагизм и величие

человека '

Блез_Паскадь {1623 — J662) — физик, математик, философ. По характеру своих естественнонаучных исследований принадлежит уже новому времени, но на его философских воззрениях лежит от­печаток переходной эпохи Ренессанса и Реформации. Он родился в семье чиновника и ученого Этьена Паскаля. Когда Блезу было

всего два с половиной года, умерла его мать. В дальнейшем его вос­питанием занимался отец. Рано проявилась гениальность Паскаля, в частности, его повышенное влечение к математике. В возрасте 10 лет он пишет "Трактат о звуках", в 16 лет — блестящий матема­тический трактат "Опыт теории конических сечений", где излагает одну из основных теорем проективной геометрии. Паскаль написал ряд работ по теории чисел, алгебре, теории вероятностей. В помощь отиу, работавшему интендантом в Руане, сконструировал счетную машину (сумматор). В физике установил основной закон гидростати­ки, проводил опыты, подтвердившие существование атмосферного давления. Неполадки со здоровьем и несчастный случай на горной дороге (когда лошади сорвались в пропасть, а экипаж остался на краю) вызвали необходимость врачебной помощи. Паскаль оказался под сильным влиянием врачей, приверженцев учения голландского теолога Янсения. Янсенисты. хотя и оставались католиками, по ряду своих позиций были близки к протестантизму. Они, в частности, ре­шительно осуждали практику иезуитов (орден основан в 1642 году для борьбы с Реформацией). Они выступали за христианство, близ­кое к его истокам, авторитету Фомы Аквинского противопоставля­ли учение Августина Блаженного. Паскаль, переживший глубокое религиозное чувство а связи с необычным спасением, включился в борьбу с орденом иезуитов. Он пишет "Письма к провинциалу", часть задуманного им труда "Апология христианства", так и остав­шегося незавершенным. В "Письмах" осуждаются суды инквизи­ции, сжигание "еретических" книг, вся теория и практика иезуитов. Последние искали способы оправдать свои жестокости ссылками на зависимость моральной практики от обстоятельств. Они теоре­тически размывали границы между дозволенным и недозволенным, определяя свои преступления как "простительные грехи". Они учи­ли, что недостойные средства (например, убийство еретиков) могут быть оправданы великой целью ("цель оправдывает средства").

Паскаль решительно осуждает иезуитов "Не беритесь же боль­ше изображать наставников, — пишет он, — у вас нет на то ни нравственных, ни умственных оснований". Он выступает как борец за общечеловеческие нормы нравственности, противопоставляет беспринципности иезуитов нравственный максимализм, защищает принципы человеколюбия, порядочности. Но откуда берут начало истоки нравственности? Ответ Паскаля: не в разуме, а в сердце человека, в конечном счете, — от Бога.



60 —

— 61 —

уч£ние-о,..сердце_как._ср_£асточиилазнз«ия-,- нравс­твенности и религиозностн_че.ло.века. В. процессе, познания действу-ТШ" гшзуЖ"ТС5У-5сТ.ва,-но..ани нередко противоборствуют и вводят друг друга в заблуждения. Деятельность разума, зависит, от обстоя; тельств, от желаний человека, от воображения. "Сколько бы разум Йй кричал^ он_не может самостоятельно оценивать вещи. Воображег мне правит миром" — пишет Паскаль. Разумом и чувствами можно познать явления лишь в определенном диапазоне. "Чувства не пе-^нoxтйCIeиi_cJшшкDM-cилыiый .шум-.нас ог-л-ушает, яе.т, одень далекое и очень близкое расстояние мешают нам аидеть, мы не чувствуем ни крайнего тепла, ни крайне­го холода". Самое же главное, что человек.— песчинкав безбреж­ной Вселенной, он — смертен,, и его бытие — миг по сравнению с вечностью. Паскалю присуще ощущение трагичности человеческого существования. "Это вечное, молчание безграничных пространств ужасает меня". И познать бесконечное способен лишь виновник этих чудесТтот, кто^дал ход машине природы. Но человеку присуще стремлениё'к'ггазнанию, желание истины и нравственной правды.

Показав "ограниченность человека, Паскаль не впадает в край-""" ность агностицизма. Человек и ничтожен, и велик. Его величие в мышлении, в этом неискоренимом стремлении к познанию. "Чело­век — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной^остатачно дунавения.ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас. а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — ос­нова нравственности".

Таким образом, человек противоречив. "Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожестзо. Дерево своего ничтожест­ва не сознает. Итак, человек чувствует себя ничтожным, ибо пони­мает, что он ничтожен, этим-то он и велик". Человек объединяет в_ себе духовное и телесное., божественную и животную природу. Но_ его пороки коренятся не в его животной природе, а в его воле, кото­рая влечет его к греху. И может низвести его до уровня животного. В этом — проклятие человека, восходящее к первородному греху. "Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он-

способен к добру, но не становится из-за этого снисходителен к низости, заложенной в его натуре".

Неискоренимо стремление людей к счастью. Одни видят его в обладании разного рода благами, в радости (гедонисты), другие — ищут тгТгТолноте душевной жизни внутри нас (стоики). "Это же­лание счастья оставлено в нашей душе не только, чтобы покарать нас, но и чтобы всечасно напоминать, с каких высот мы упали". "Счастье, ■— заключает Паскаль, — не вне и не внутри нас; оно — в Боге, вне нас и внутри".

Шоаль^=-^еликий..улшгш^м^£око--вер

зывал искать_3(ша-в..глу6иыак...нашей.природы, нашего естества.
Понятие "сердца" носит у него скорее метафорический, чем прямой
смысл. "Сердце" — это непреодолимая тяга человечества к лучше­
му, это заложенные вхлубшш.егр природы поиски правды, истины
и справедливости. Учение Паскаля о человеке оказало значительное
влияние на последующее развитие философии, в частности — на
философию" экзистенциализма.- "" "" -ч>.-

: 19.Научная революция XVI— XVII веков нее роль■i вформировании новой картины мира

■6

Научная революция XVI — XVII веков, с которой берет начало современная наука, была подготовлена всем ходом развития обще­ственной жизни: великими географическими открытиями XV — XVI веков, техническими изобретениями средневековых ремесленников и ученых монахов. К этому времени уже были изобретены механи­ческие часы, оптические стекла различной кривизны, книгопечата­ние, компас и т. д. Использование последнего позволило Колумбу достичь Америки (1492). Магеллану совершить кругосветное путе­шествие (1519 — 1522). доказавшее реально шарообразность Земли. Эти достижения, с одной стороны, показывали несостоятельность старых представлений о плоской поверхности Земли и ее непод­вижности, с другой стороны — стимулировали интерес к научным исследованиям, особенно в астрономии и физике. . ' Началом научной революции XVI — XVII веков можно считать публикацию сочинения польского астронома и католического свя­щенника Николая Коперника "О вращении небесных сфер" (1543).



— 62 —

— 63 —

       
   
 
 

; В этом произведении, подводившем итог его астрономическим на­блюдениям и расчетам, утверждалась гелиоцентрическая система мира. Земля в противоположность схоластическому (идущему от „Аристотеля) представлению уте не рассматривалась как неподвиж-ный центр мира, а лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солн­ца. Джордано Бруно (1548 — 1600), ученый монах доминиканского ордена популяризовал идеи Коперника, доказывал множественность миров во Вселенной и ее бесконечность ("О бесконечности Вселен­ной и мирах"). В 1600 году по решению Римской курии Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме. Но костры инквизиции не могли остановить движение научной мысли. Немецкий астроном Иоганн. Кеплер (1571 — 1630), опираясь на астрономические таблицы Тихо де Браге, открывает основные законы движения планет (опублико­ваны в 1609— 1619).Галилео Галилей (1564 — 1642) — выдаю­щийся физик и астроном — впервые использует для астрономичес­ких наблюдений самостоятельно сконструированный телескоп. Он обнаруживает "пятна на Солнце", неровность поверхности Луны, описывает Млечный путь как скопление звезд, открывает спутники Юпитера. Его открытия подтверждали учение Коперника.

Церковь не принимала учение Коперника и Галилея. 5 марта 1616 года книга Коперника была запрещена как противоречащая Священному писанию. Осуждению подвергся н труд Галилея "Диа­лог о двух системах мира — Птолемеевой и Коперниковой". Против автора был организован судебный процесс. В 1633 году Галилей вынужден был отречься от своего учения. (Современная католичес­кая церковь в лице Папы Павла Иоанна П-го осудила процессы над Бруно и Галилеем).

Галилей не только выдающийся астроном, но также замечатель­ный физик-экспериментатор и теоретик. Его открытия в этой облас­ти: закон свободного падения тел, принцип относительности дви­жения и др. Он дал формулировку понятий скорости и ускорения, вплотную подошел к пониманию принципа инерции.

Выдающийся философ XVII века Репе Декарт (1596 — 1650) также внес значительный вклад в развитие науки. Он открыл закон преломления света, сформулировал закон сохранения движения, в математику ввел понятие переменной величины, метод прямолиней­ных координат, заложил основы аналитической геометрии. В XVII веке жили такие выдающиеся ученые как Торричелли и Блез Пас­каль, эксперименты которых привели к открытию атмосферного

— 64 —

давления и изобретению барометра. Роберт Бойль и Мариотт, открывшие газовые законы. Бойль также дал первое определение понятия химического элемента, стремился ввести в химию атомис­тические представления.

Венчают научную революцию XVI — XVII веков замечательные достижения Исаака Ньютона, открывшего три закона механики, закон всемирного тяготения, дифференциальное и интегральное исчисление, создавшего корпускулярную теорию света. Открыти­ем закона всемирного тяготения утверждалось единство законов Вселенной, окончательно устранялся разрыв земной и небесной сфер — идея, восходящая к Аристотелю и поддерживаемая схолас­тикой. Этот закон давал объяснение порядка в Солнечной системе, объяснял постоянство планетных орбит действием силы тяготения. Английский поэт Александр Поп, выражая восхищение научной об­щественности открытием- Ньютона, писал:

"Природы смысл был вечным сном окутан.

— Да будет свет! — рек Бог, — и вот явился

™ Ньютон"

Под влиянием успехов науки и, прежде всего механики, терной чертой мировоззрения нового периода (как оно выражалось в философии) становится механицизм как определенный метод, спо­соб анализа явлений. Механицизм —■ есть абсолютизация законов механики, опора на них при объяснении любых явлений и процес­сов, т. е. перенесение законов механики и на немеханические, в сущности, процессы. Природа начинает рассматриваться как гига­нтская система, действующая по строгим законам механики. Чело­век (телесно) уподобляется машине. У Декарта, например, снима­ется различие между естественными явлениями и искусственными (созданными человеком). Растения — такой же механизм, как и часы, действия природных процессов вызываются "трубками и пру­жинами", подобно действиям механизма, с той лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин превосходит созданное челове­ком (поскольку они созданы Творцом). Убеждение в непреложности и всеобщности законов механики позднее породит представление о возможности, опираясь на них, строить безусловные предсказания будущего. (Лапласовский детерминизм).

Однако научная революция, охватившая фундаментальные от­расли естествознания в XVH-м веке, не оказала (и не могла оказать)

— 65 —

в то время кардинального влияния на массовое сознание, оставшее­ся религиозным. Вера в чудеса, "знамения", ведьм и демонов была феноменом обыденной психологии. А магией, астрологией и алхими­ей занимались многие ученые — творцы научных идей XVII века.

20.Механистический характер философии XVII — XVIII веков (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ж- Ламетри и др.)

Выдающиеся открытия XVI — XVII веков в области механи­ки, математики, астрономии обусловили своеобразие философии XVII — XVIII столетий, а именно .присущий ей .механицизм как ме­тод подхода и анализа всех .явлений. После-аткрытия.закола все­мирного тяготения, объяснившего причину упорядоченного движе­ния планет, после открытия дифференциального и интегрального исчисления, давшего могучее средство описания динамических про­цессов, невозможно было отрицать значение механики и математи­ки для гтознания природы. Возникло преувеличенное восхищение этими науками, стремление объяснить на их основе и немеханичес­кие процессы..-Дйеханишзм -означал-также редукционизм (от лат. reductio — отодвигание назад) —„сведение сложного, к простым элементам, целого к сумме его частей. Ограниченность механициз­ма не в том, что признается действие законов механики в сложных объектах (это верно), а в том, что не учитывается качественное своеобразие этих объектов. Механицизм присущ большинству ма­териалистов XVII — XVIII веков, дуалисту Декарту при объяснении проблем космогонии и человека и даже некоторым идеалистам, в частности — Христиану Вольфу. Особенно рельефно этот подход проявился в философии Т. Гоббса и О. Ламетри.

Томас Гоббс (1588_— 1679) — философ, современник английс­кой буржуазной революции XVII века находился под сильным влия­нием, как политических событий, так и научных достижений своего времени. Его произведения: трилогия — "О теле", "О человеке", "О гражданине" ;_а также "Левиафан"^- произведение, посвящен­ное, главным образом, рассмотрению теории государства, полити­ческим вопросам. В "Левиафане" Гоббс пишет: "Мир телесен ... телом является всякая часть Вселенной, а то, что не есть тело, не является частью Вселенной". Отсюда вывод: то, что "не есть часть

— 66 —

Пселенной, есть ничто и, следовательно, нигде не существует", Сле­довательно, отрицается существование духовных существ (типа су­ществ запредельного мира).

Материя^ по Гоббсу, — совокупность тел, которым присущи чис­то геометрические свойства — протяженность и фигура^ Тела могут быть в состоянии покоя или движения, которое всегда вызывается другим движением, т. е. понимается как' механичёёкбё-першещение и пространстве. Природа может -приобретать 6прёдёленйь1ё"качест-па (акциденции), но они не "являются постоянно ей присущими, "они " могут быть, а могут и .е быть, они — "определенный способ, каким мы представляем себе тело". Философ различает мир явлений (того, что наблюдается) и мир сущности (того, что всегда есть). Данная в чувствах природа многокачественна, понятая разумом — она лишь совокупность тел, обладающих протяженностью и фигурой. Это — природа математика-геометра.

Механицизм, сведение сложного к простому проявляются у Гоб-йса и в понимании человека, его психики, способности познания, его телесной жизни. Он категорически отвергает признание души как особой духовной".субстанции (позиция едо современника Дека­рта). Способность" мыслить — порождение материальной субстан­ции. Описывая телесность человека, Гоббс утверждает: "Что такое " наше сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы, как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер". Да цсамлроцесс познания _ человеком природы, по Гоббсу, следует понимать как процесс ком­бинирования, сопоставления и даже сложения и вычитания чувс­твенных ^образйЕ-Т! имен (за которыми скрываются понятия). "Не следует думать, — отмечает он, — что операция вычисления,., про­изводится только над числами; нет, складывать и вычитать можно и величины, тела, движения, времена, качества, деяния, понятия, отношения, предложения и слова..."X. Гоббс — один из создателей естественно-правовой теории происхождения государства, согласно которой государство возникло путем соглашения, " обществен ного-договора", образующих _его-рраждан.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 — 1751) — французский фи­лософ-материалист. По образованию — врач. Был полковым вра­чом; заболев горячкой, наблюдал ее течение, в результате пришел к выводу о зависимости духовной деятельности от состояния тела. Позднее он укажет факторы, влияющие на психику: темперамент,

— 67 —

       
   
 
 

характер пищи, возраст, состояние здоровья. Первое его сочинение "Естественная история души" было приговорено к сожжению (Ла-метри проявил себя в нем как атеист). Ему пришлось эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно публикует свое произведение "Че­ловек — машина", которое тоже было публично сожжено. Он при­зывал строить философию, опираясь на познание телесной жизни человека. Истинные философы — это врачи, размышляющие о при­роде человека, а не схоластические мудрецы, не понимающие, что душа есть не что иное, как "активное начало" самого тела. Понятно, что религиозно настроенное общество не могло принять философию Ламетри. Слабость механистического материализма — в недооцен­ке сложности проблемы качественного своеобразия высших уров­ней бытия, в полном отрицании, например, понятия идеального.

Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии

Сначала о терминах/ Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — это _направление ..в.. теории, познания, признающее чувственный _опыт источником знания и считающее, что содержание знания мо­жет быть представлено либо как описание этого опыта, либо све­дено кнему. Рационализм^ лат\ raVionalis —-.разумный) — фи­лософское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Эмпиризм — как разновидность теории познания сформировался в XVII — XVIII веках. Основные положения эмпирического метода^ были сформулированы английским философом Френсисом Бэконом [ (1561 — 1626). Бэкон был государственным чиновником высокого—* ранга, дослужился до поста лорд-канцлера, хранителя королевской печати. Но одновременно следил за развитием науки своего време­ни. Одним из первых он понял громадное значение науки для буду­щего развития человечества. Особый интерес вызвали у него иссле­дования в области физики и алхимии (предшественницы химической науки). Было ясно, что в естественных науках открытия делаются случайно, опыты ставятся с целью найти ответ на какой-то практи­ческий запрос, нет продуманной методики эксперимента.

Наши рекомендации