Глава i. религиозное развитие евреев 7 страница
Григорий повествует не только о чудесах, но время от времени рассказывает и о фактах из жизни св. Бенедикта. Основав двенадцать монастырей, он прибыл в конце концов в Монте Кассино; здесь было капище, в котором жители окрестных мест продолжали, по обычаю язычников, воздавать божеские почести Аполлону. "Даже в то время безумная толпа неверных приносила мерзкие жертвы". Бенедикт ниспроверг жертвенник, капище превратил в церковь, а окрестных язычников обратил в христианство. Сатана был разъярен:
"Но древний враг рода человеческого не мог спокойно перенести сего: он не тайно, не во сне, но открыто уже явился пред очами сего святого отца и громкими стенаниями оплакивал свою потерю, так что шум, им производимый, слышали и монахи, хотя и не видели образы его. Но этот враг, как сказывал достоуважаемый отец своим ученикам, явился телесным очам его страшный и свирепый; казалось, что он хочет своим огненным ртом и пылающими глазами растерзать его в клочья. Что же говорил дьявол, все монахи и сами слышали. Прежде всего он назвал его по имени; когда же святой муж не ответил врагу, дьявол тотчас стал изрыгать хулы на него. Ибо, крича: "Бенедикт, Бенедикт!" - и не слыша от него никакого ответа, тотчас закричал:
"Проклятый, а не благословенный! (81) Что я тебе дался? Почему ты преследуешь меня?" На этом рассказ обрывается; надо думать, что сатана в отчаянии капитулировал.
Я привел довольно пространные выдержки из диалогов Григория, потому что они имеют троякое значение. Во-первых, они являются нашим главным источником для изучения биографии св. Бенедикта, устав которого стал образцом для всех западных монастырей (кроме ирландских или тех, что были основаны ирландцами). Во-вторых, диалоги Григория дают живую картину духовной атмосферы, царившей среди наиболее культурных людей конца VI столетия. В-третьих, автором этих диалогов был папа Григорий Великий - четвертый и последний доктор западной церкви и в политическом отношении один из наиболее выдающихся пап. К нему мы и должны теперь обратить свое внимание.
Преподобный У. X. Хаттон, архидиакон Нортгемптона (82) настаивает на том, что Григорий был величайшей личностью VI столетия; единственными претендентами, которые могли бы, по его словам, оспаривать это положение у Григория, являются Юстиниан и св. Бенедикт. Нельзя не согласиться с тем, что все эти три деятеля оказали глубокое влияние на последующие столетия: Юстиниан - своим кодексом (но не своими завоеваниями, оказавшимися эфемерными); Бенедикт - своим монастырским уставом; и, наконец, Григорий - увеличением власти папства, что явилось результатом его политики. В цитированных мною диалогах Григорий предстает глуповатым и легковерным, но как политик он был проницателен, деспотичен и отлично отдавал себе отчет, чего можно достичь в том сложном и переменчивом мире, в котором ему приходилось действовать. Этот контраст поразителен; но наиболее выдающиеся люди действия зачастую не блещут особым умом.
Григорий Великий, первый папа, носивший это имя, родился в Риме около 540 года в богатой и знатной семье. Есть основания предполагать, что дед его, после того как стал вдовцом, занимал папский престол. Сам Григорий в молодости владел дворцом и огромными богатствами. Он получил образование, которое по тем временам считалось хорошим, хотя оно не включало знания греческого языка; языком этим он так никогда и не овладел, несмотря на то, что прожил шесть лет в Константинополе. В 573 году Григорий занимал пост префекта города Рима. Но религия предъявила на него свои права: он отказался от своего поста, роздал богатство на основание монастырей и благотворительные цели, а дворец свой превратил в монашескую обитель, сам вступив в орден бенедиктинцев. Григорий предавался религиозным размышлениям, а также аскетическим лишениям, которые постоянно ставили под угрозу его здоровье. Однако папа Пелагий II прослышал о политических талантах Григория и послал его в качестве своего посла в Константинополь, в формальной зависимости от которого Рим находился со времени Юстиниана. Григорий прожил в Константинополе с 579 до 585 года, представляя папские интересы при императорском дворе и папскую теологию в спорах с восточными церковниками, которые всегда были более склонны к ереси, чем церковники Запада. Как раз в это время Константинопольский патриарх придерживался ошибочного мнения, согласно которому при воскресений наши тела будут неосязаемыми; но Григорий спас императора от принятия этого воззрения, представлявшего собой явное отклонение от истинной веры. Однако ему не удалось убедить императора предпринять военный поход против лангобардов, что было главной задачей его миссии.
Пять лет (585-590) Григорий провел в, Качестве главы своего монастыря. Затем папа скончался, а Григорий стал его преемником. Времена были трудные, но именно благодаря царившему тогда хаосу они открывали большие возможности перед талантливым политиком. Лангобарды опустошали Италию, Испания и Африка пребывали в состоянии анархии, вызванной немощностью византийцев, упадком государства вестготов и грабительскими набегами мавров. Франция была ареной войны между Севером и Югом. Британия, которая под властью римлян придерживалась христианства, со времени вторжения саксов вернулась в лоно язычества. Продолжали существовать остатки арианства, да и ересь "трех глав" отнюдь не исчезла бесследно. Бурные времена заражали даже епископов, многие из которых вели далеко не примерный образ жизни. Симония была обыденным делом и оставалась кричащим злом вплоть до второй половины XI столетия.
Все эти источники неурядиц встретили в лице Григория энергичного и проницательного врага. До его понтификата епископ Римский, хотя за ним и признавалось первенство в церковной иерархии, не пользовался никакой юрисдикцией за пределами своей епархии. Например, св. Амвросий, который находился в наилучших отношениях с папами своего времени, безусловно, никогда не считал себя в какой бы то ни было мере подчиненным их власти. Григорию частично благодаря его личным качествам, частично же благодаря царившей в те времена анархии удалось успешно утвердить власть епископа Римского, которая была признана церковниками на всем Западе и даже, хотя и в меньшей мере, на Востоке. Григорий осуществлял эту власть в основном посредством писем, которые он направлял епископам и светским правителям во все концы римского мира, но также и другими методами. Его книга "Правило пастырское", содержащая наставления епископам, пользовалась огромным влиянием на протяжении всего раннего средневековья. Она была задумана как руководство в том, как должны исполнять свои обязанности епископы, и именно в качестве такого руководства получила признание. Первоначально Григорий написал свою книгу для епископа Равеннского и послал ее также епископу Севильскому. В правление Карла Великого она вручалась всем епископам, когда их посвящали в сан. Альфред Великий перевел книгу Григория на англосаксонский язык. На Востоке она распространялась в греческом переводе. В своем руководстве Григорий даст епископам здравые, чтобы не сказать поразительные, наставления, вроде того, что они не должны пренебрегать своими обязанностями. Он указывает им также, что они не должны осуждать своих правителей, но должны беспрестанно напоминать им об опасностях адского огня, если они не будут следовать наставлениям церкви.
Необычайный интерес представляют письма Григория, ибо они не только раскрывают его личность, но и дают картину века, в который он жил. К корреспондентам своим (кроме писем, адресованных императору и придворным византийским дамам) Григорий обращается тоне директора школы: иногда наставительно, часто порицательно и никогда не обнаруживая ни малейшего сомнения относительно своего права отдавать повеления.
Возьмем в качестве примера письма, относящиеся к одному году (599). Первое письмо обращено к епископу Кальяри (в Сардинии), который, несмотря на свои преклонные годы, был дурным пастырем. В письме, в частности, говорится: "Мне было поведано, что в воскресный день, прежде чем отслужить праздничную мессу, ты отправился в поле, дабы вспахать жниво подателя сего письма... А также, что после окончания праздничной мессы ты не убоялся вырвать межевые знаки сего владения... Мы желаем пощадить твои седые волосы, а потому упреждаем: одумайся, наконец, старик, воздержись от столь легкомысленного поведения и столь злонамеренных деяний". Одновременно Григорий обращается по тому же вопросу к светским властям Сардинии. Упомянутый епископ заслуживает, далее, укора за то, что он взимает налог за проведение похорон, и еще за то, что с его разрешения новообращенный еврей поместил крест и икону Богоматери в синагоге. Кроме того, о нем и других сардинских епископах стало известно, что они путешествовали без соизволения своего архиепископа; с этим надо покончить. Затем следует необычайно резкое письмо проконсулу Далмации, в котором, среди прочего, говорится:
Мы не усматриваем, в чем ты выполняешь свой долг перед Богом или людьми"; и далее: "Когда ты бы действительно искал нашего расположения, как в том уверяешь, то ты должен был бы всем сердцем и всею душою, со слезами на очах, подобающим образом выполнять свой долг перед Спасителем в таких делах, как эти". Не знаю уж, в чем провинился несчастный.
Следующее письмо обращено к Каллинику, экзарху Италии, которого Григорий поздравляет с победой над славянами и наставляет, как вести себя по отношению к еретикам Истрии, совратившимся с пути истинного в вопросе о "трех главах". По этому же вопросу Григорий обращается к епископу Равеннскому. Один-сдинственный раз в порядке исключения, мы обнаруживаем письмо епископу Сиракузскому, в котором Григорий защищается от нападок, вместо того чтобы нападать самому. Спор разгорелся по вопросу первостепенной важности, а именно - следует ли в известный момент мессы произносить "аллилуйя". Григорий заявляет, что установленный им обычай принят не из раболепия перед византийцами, как намекает епископ Сиракузский, а заимствован у самого св. Иакова через посредство блаженного Иеронима. Те же, кто думал, будто Григорий безмерно раболепствовал перед греческим обычаем, были поэтому неправы. (Подобный вопрос явился одной из причин схизмы старообрядцев в России.)
Ряд писем обращен к варварским королям мужского и женского пола. Брунгильда, франкская королева, выразила желание, чтобы одному французскому епископу был передан паллий (83) и Григорий от всей души готов был удовлетворить ее просьбу; но, на несчастье посланный ею эмиссар оказался схизматиком. Агилульфу, лангобар-дскому королю, Григорий шлет поздравительное письмо по случаю заключения мира. "Ибо если бы, к несчастью, мир не был заключен, что иное могло бы последовать с грехом и уроном для обеих сторон, кроме пролития крови несчастных земледельцев, трудом которых кормимся и мы и вы?" Одновременно Григорий пишет жене Агилульфа, королеве Теодолинде, увещевая ее воздействовать на своего супруга, чтобы он твердо держался пути добра. Григорий снова обращается к Брунгильде, чтобы осудить две вещи в ее королевстве: во-первых, миряне сразу возводятся в сан епископа, без испытательного срока в качестве рядового священника; во-вторых, евреям разрешают иметь рабов-христиан. К Теодориху и Теодоберту, франкским королям, Григорий пишет, что ему хотелось бы, учитывая примерное благочестие франков, говорить им одни лишь приятные вещи, но он не может молчать по поводу того, что в их королевстве царит симония. В новом письме Григорий указывает на несправедливость, учиненную епископу Туринскому.
Одно письмо к варварскому королю выдержано от начала до конца в тоне похвалы; оно обращено к Рихарду, королю вестготов, который был арианином, но в 587 году перешел в католичество. За это папа шлет ему в награду "вместе со своим благословением маленький ключик с преосвященнейшего тела блаженного апостола Петра, еще хранящий следы железа от его цепей; и пусть то, что сковывало выю апостола, причиняя ему муки, освободит твою выю от всех грехов". Я надеюсь, что подарок Григория понравился его величеству.
Епископа Антиохийского Григорий предупреждает против решений еретического синода в Эфесе; далее он сообщает ему, что "слуха нашего достигло, что в церквах Востока никто не может получить духовного сана, не дав взятки"; епископ обязан исправить это положение, использовав все, что имеется в его распоряжении. Епископа Марсельского Григорий корит за то, что он уничтожил иконы, которым поклонялись верующие: правда, поклоняться иконам дурно, но тем не менее иконы - вещь полезная, и относиться к ним нужно уважительно. Двух галльских епископов Григорий корит за то, что женщину, ставшую монахиней, позднее силой заставили выйти замуж. "Когда вы будете так вести себя... вас надо будет назвать не пастырями, а наемниками".
Приведенное выше - лишь небольшая часть писем, относящихся к одному году. Не удивительно, что Григорий не находил времени для религиозных размышлений, на что он сетует в одном письме (CXXI), относящемся к тому же году.
Григорий не питал никакой симпатии к светскому знанию. Обращаясь к Дезидсрию, епископу Вьенна (во Франции), он пишет:
"Слуха нашего достигло, что мы и выговорить не можем без стыда, будто твое Братство имеет (то есть что ты имеешь) обыкновение разъяснять грамматику отдельным лицам. Дело сие представляется нам столь неподобающим и предосудительным, что чувства, которые мы выразили прежде, обратились в нас в стоны и скорбь, ибо нельзя одними и теми же устами воздавать хвалу Христу и воздавать хвалу Юпитеру... И поелику особенно отвратительно это, когда в том упрекают священника, нужно точно и правдиво разузнать, воистину ли дело было так или нет".
Этой враждебности к языческому знанию церковь придерживалась по меньшей мере четыре столетия, до времени Герберта (Сильвестра II). И только начиная с XI столетия церковь сменила в отношении знания свой гнев на милость.
К императору Григорий относится гораздо более почтительно, чем к варварским королям. Обращаясь к одному из своих константинопольских корреспондентов, он заявляет: "Что бы ни пожелал благочестивый император, что бы он ни повелел исполнить, - все в его власти. Как он решает, так и быть должно. Только пусть он не понуждает нас впутываться в дело о низложении [ортодоксального епископа ]. Мы будем следовать всем его решениям, когда они согласны с церковным правом. Когда же решения императора не согласны с церковным правом, мы будем терпеть их, насколько это возможно, чтобы не впасть самим в грех". Когда в результате мятежа, предводительствуемого безвестным сотником Фокой, император Маврикий был свергнут с престола, этот выскочка захватил трон, на глазах отца убил пять сыновей Маврикия, а затем казнил и самого старого императора. Фока, конечно, был коронован Константинопольским патриархом, у которого не было иного выбора, кроме смерти. Более поразительно то, что Григорий из своей относительно безопасной римской дали писал узурпатору и его супруге письма, полные самой низкой лести. "Между королями варваров, - пишет он, - и императорами Римской империи существует та разница, что короли варваров владычествуют над рабами, императоры же Римской империи - над свободными... Да хранит Всемогущий Бог во всех мыслях и делах сердце вашего благочестия (то есть вас) в руках Своей благодати; и да направляет все, что вершится справедливо и милосердно. Святой дух, обитающий в вашей груди". А супруге Фоки, императрице Леонтии, Григорий пишет: "Какие уста в состоянии выговорить, какой ум - осмыслить ту великую благодарность, коей мы обязаны Всемогущему Богу за блаженство вашего правления, освободившего наши выи от невыносимо сурового и долгого бремени и сызнова сделавшего ярмо императорской власти мягким и легким". Можно подумать, что Маврикий был извергом; на самом деле он был добросердечным старцем. Апологеты оправдывают Григория тем, что он ничего не знал о зверствах, совершенных Фокой; но ведь ему, безусловно, было известно, как обычно вели себя византийские узурпаторы, и он не подождал, чтобы удостовериться, составлял ли Фока исключение.
Важной составной частью процесса роста влияния церкви являлось обращение язычников в христианство. Готы были обращены еще до конца IV столетия Ульфилом, или Ульфилой, к несчастью - в арианство; арианство было также религией вандалов. Однако после смерти Теодориха готы постепенно перешли в католичество; как мы уже видели, еще при жизни Григория король вестготов принял ортодоксальное вероучение. Франки стали придерживаться католицизма со времени Хлодвига. Ирландцы были обращены в христианство еще до падения Западной империи св. Патриком, провинциальным дворянином из Сомерсетшира (84), который жил среди них с 432 года до самой своей смерти, последовавшей в 461 году. В свою очередь ирландцы сделали многое для христианизации Шотландии и северной Англии. Крупнейшим миссионером на "этом поприще был св. Колумба; велики были заслуги и св. Колумба; который писал Григорию длинные письма о сроке наступления пасхи и по другим столь же важным вопросам. Обращение в христианство Англии, не считая Нортумбрии было предметом особых забот Григория. Общеизвестен рассказ о том, как еще до своего вступления на папский престол Григорий увидел на рынке рабов в Риме двух юношей с прекрасными волосами и голубыми глазами; когда ему сказали, что это англы, он ответил: "Нет, ангелы". Когда же Григорий стал папой, он направил в Кент для обращения англов св. Августина. В переписке Григория имеется много писем к св. Августину, королю англов Этельберту и другим лицам, касающихся деятельности миссии. Григорий предписывает не разрушать в Англии языческие храмы, а разрушать лишь идолов и затем освящать храмы в церкви. Св. Августин засыпает папу вопросами, вроде того, могут ли вступать в брак двоюродные братья и сестры, могут ли посещать церковь супруги, имевшие совокупление предыдущей ночью (могут, если они омылись, заявляет святой), и т.д. Миссия, как мы знаем, увенчалась полным успехом, чему мы и обязаны тем, что все являемся ныне христианами.
Своеобразие рассмотренного нами периода заключается в том, что хотя великие люди этого периода и уступают великим людям многих других эпох, они оказали более сильное влияние на последующие столетия. Римское право, монашество и папство обязаны своим долгим и глубоким влиянием в весьма значительной мере Юстиниану, Бенедикту и Григорию. Деятели VI столетия, хотя они и уступали по культуре своим предшественникам, значительно превосходили по культуре деятелей последующих четырех столетий, и именно им удалось создать те учреждения, которые в конце концов позволили смирить варваров. Примечательно, что из трех деятелей, упомянутых выше, два были по рождению выходцами из аристократических кругов Рима, а третий - римским императором. Григорий в самом истинном смысле является последним из римлян. Повелительный тон Григория, хотя он и оправдывался его саном, по существу своему коренился в римской аристократической гордыне. После Григория на протяжении многих столетий Рим утратил способность рождать великих людей. Но в своем падении Рим сумел покорить души своих завоевателей: благоговение, которое они питали к престолу Петра, было результатом того страха, который они питали к трону Цезарей. :
На Востоке ход истории принял совершенно иное направление. Магомет родился, когда Григорию было уже около тридцати лет.
(1) Иерем. 7; 17-18.
(2) Там же. 7; 31.
(3) Там же. 44; 11 - конец.
(4) Иезек. 8; 11 - конец.
(5) Ездр. 9-10; 5, имеется в виду первая книга Ездры.
(6) Левит 20; 24.
(7) Там же, 19; 2.
(8) Исаия 2; 4.
(9) Там же, 7; 14.
(10) Там же, 9; 2, 6.
(11) Там же, 60; 3.
(12) Там же.
(13) E. Bevan Ierusalem under ihe High Priesis, p. 12
(14) Из партии "Хасидим", вероятно, развилась секта сссеев, доктрины которой и свою очередь, по-видимому, оказали влияние на первоначальное христианство. См.: Oeslcrley and Robinson. History of Israel. Vol. II, p. 323 и далее. От той же секты произошли и фарисеи.
(15) Некоторые александрийские евреи не возражали против такого отождествления. См.: "Letter of Arislcas", 15, 16.
(16) Макк. 1; 60-63.
(17) В русском переводе Библии книги четвертой Маккавеев нет; рассказ о старце и семи братьях, который приведен далее, содержится в книге второй Маккавеев. - Прим. ред.
(18) The Apocrypha and Pscudepigrapha of the Old Teslament in Englich, ed. by K.H.Charles. Vol. II, p. 659.
(19) Английский текст этой книги см.: R.H. Clwrles. Op.cit.; ценна также встунитель-статья этого автора.
(20) R.H.CIuirles. Op.cil., p. 291-292.
(21) I Тимоф. 6; 20, 21.
(22) Марк 15; 34.
(23) Вернее, автору послания, приписанного св. Павлу (Колос. 2; 8).
(24) Матф. 19; 12.
(25) Origen. Conira Celsum, lib. 1, chap. II.
(26) Origen. Contra Celsum, lib. I, chap. XXVI.
(27) Там же, lib. VIII, chap. LXXV.
(28) Несколько отличающийся от его современной формы, установленной в 362 году.
(29) Э.Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1883, ч II, с. 3.
(30) См.: Ocsterley and Robinson. Hebrew Religion.
(31) См.: С.Г.Angus. The Mystery Religions and Christianity.
(32) Этот тезис, по-видимому, предвосхищает точку зрения феодализма.
(33) Письмо XVII.
(34) Письмо XX.
(35) Начальник императорского трибунала. - Прим. ред.
(36) Эта ссылка на книги Самуила открывает традицию библейской аргумента"! против королей, которая держалась на протяжении всего средневековья и даже времена конфликта пуритан со Стюартами. Она появляется, например, у Мильтон
(37) Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers. Vol. VI, p. 17.
(38) Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1875, ч. 3, с. 212.
(38) Творения блаженного Иеронима Стридонского. Киев, 1893, ч. 1, с. 119.
(39) Песн. песн. 2; 5.
(40) Там же, 4; 12.
(41) Этой враждебности к языческой литературе церковь непреклонно придерживалась вплоть до XI столетия (исключая Ирландию, где боги Олимпа никогда не почитались и потому не внушали церкви страха).
(42) Письмо 56.
(43) Письмо 104.
(44) Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Киев, 1901, ичд 2 ч. 1, с. 36.
(45) Я должен исключить Махатму Ганди, в автобиографии которого встречаются места, весьма схожие с приведенным выше.
(46) Творения блаженного Августина епископа Иппонийского, ч. 1, с. 31.
(47) Творения блаженного Августина епископа Инпонийского, ч. 1, с. 44-45.
(48) Там же, с. 69.
(49) Там же, с. 155-156.
(50) Там же, с. 218.
(51) Там же, с. 70.
(52) Творения блаженного Августина епископа Иппопииского, ч. 1, с. 94.
(53) Там же, с. 98-101
(54) Там же, с. 106-107.
(55) Творения блаженного Августина епископа Иппонийского, ч. 1, с. 108.
(56) Там же, с. 116.
(57) Там же, с. 123.
(58) Творения блаженного Августина епископа Иннонинского, ч. 1, кн. VII, гл. IX
(59) Там же. с. 194.
(60) Творения блаженного Августина епископа Иннонинского, ч. 1, с. 349.
(61) Там же, с. 363.
(62) Там же, с. 366.
(65) Творения блаженного Августина епископа Иппонийского, ч. 3, с. 56.
(66) Там же, с. 60.
(67) Там же, с. 81.
(68) Этот аргумент не оригинален, он заимствован у академического скептика Карнеада.
(69) Ср.: Cumont. Oriental Religions in Roman Paganism, p. 166.
Творения блаженного Августина епископа Ипнонийского. Киев, 1905, изд.
(70) Творения блаженного Августина епископа Иппонийского, ч. 4, с. 258.
(71) Там же, 1907, изд. 2, ч. 5, с. 38.
(72) Речь идет об английском переводе. В русском издании соответствующие главы (кн. 14, гл. XVI-XXVI) переведены полностью. - Прим. перев.
(73) Галат. 2; 11, 12.
(74) Об Абдоне мы знаем только то, что он имел 40 сыновей и 30 внуков и что все они ездили на ослах (Суд. 12; 14).
(75) Эрастианизм - учение о подчинении церкви государству. - Прим. ред.
(76) Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1885, гл. XLVII.
(77) Там же, с. 230.
(78) Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи, с. 239.
(79) Пустыни близ египетских Фив
(80) Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1884, ч. IV. с. 131, третье примечание.
(81) В оригинале игра слов - "maledicte, поп bcnedicic!", основанная на этимологической связи слов Benediclus (Бенедикт) и bcncdiclus (благословенный). - Прим перев.
(82) Cambridge Medieval History. Vol. II, chap. VIII.
(83) Паллии - составная часть облачения Римского епископа; позднее стал вручаться папой всем архиепископам, а в виде особой милости - и отдельным епископам. - Прим. перев.
(84) Так но крайней мере утверждает Бэри в своей биографии святого.