Личность человека, как отражение структуры пространства-времени

Вероятностно ориентированная модель личности, разработанная современным русским философом В.В.Налимовым, достаточно полно соотносится с концепцией многомерного пространственно-временного континуума. Обусловлено это тем, что для описания структурных слоёв личности недостаточно традиционных представлений о четырёхмерном пространстве-времени. Данный подход имеет определённую эвристическую ценность для дальнейших научных изысканий в области философии, психологии и физики.

При объяснении природы парапсихологических явлений(ясновидения, проскопии, телекинеза, телепортации) и таких феноменов человеческой психики, как интуиция и творческие озарения, многие исследователи находят, что общепринятая концепция трёхмерного в пространстве и однонаправленного во времени континуума страдает определённой неполнотой. Так, известный философ и экстрасенс А.В.Мартынов в своей замечательной книге «Исповедимый путь» констатирует: »Мне представляется, что всё, что мы относим к разряду мистики (в обыденном понимании -В.С. ),безусловно принадлежит, во-первых, к проявлению четырёхмерности в нашем мире, во-вторых, наличие сильного регуляторного начала при высоких уровнях духовного развития подразумевает глубокие процессы, идущие в четырёхмерности, и присутствие в ней мощных вселенских сил и вселенского разума».Заметим, что в цитируемом отрывке речь идёт не столько о конкретном (четвёртом) измерении пространства, сколько,как отмечает далее сам же А.В.Мартынов, об «энергетическом континууме, «Суперполе» - то есть о многомерном пространстве-времени вообще.

В последнее время появились также работы, в которых специалисты в области физики сознания, в частности А.В. Букалов, А.П.Лещинский вполне обоснованно допускают, что существуют два измерения времени: линейное (причинно-следственное)время и полевое(континуальное),где привычные причинно-следственные связи отсутствуют, а события прошлого, настоящего и будущего совмещены-то есть существуют всегда – потенциально - «теперь».Данные исследования основаны на представлениях К.Г.Юнга о природе коллективного бессознательного, физическим аналогом которого и выступает полевое время, а также вполне очевидном выводе о причинно-следственной природе Аристотелевого логического мышления ,физическим аналогом которого является линейное- привычное и хорошо знакомое нам, время.

Данные вводные замечания позволят нам упростить и сделать более-менее понятным анализ вероятностно –ориентированной модели личности, разработанной современным русским философом Владимиром Налимовым.

В.В.Налимов обосновывает следующую многоуровневую модель личности человека:1)уровень мышления (Аристотелева логика);2)уровень предмышления (Байесова логика-интуиция, творческое озарение);3)подвалы сознания (созерцание образов);4)телесность человека, поддерживающая сознание; 5)метауровень (космическое сознание;6)подвалы космического сознания (коллективное бессознательное).

При внимательном анализе данной модели можно заметить, что она определённым образом коррелирует с представлениями о многомерном пространстве-времени:

коллективное бессознательное полевое время

( подвалы космического сознания) (информационное

поле)

логическое мышление линейное время

телесность человека вещественно-полевой

субстрат организма в

трёхмерном простран-

стве

Естественно возникает вопрос :возможно ли постулировать наличие физических аналогов у таких структурных слоёв личности, как предмышление, созерцание образов и космическое сознание? Нам представляется, что определённые положения философии и теоретической физики позволяют дополнить вышеуказанные соответствия.

Что касается уровня предмышления или Байесовой логики (интуиции, творческого озарения),то здесь будет уместным ещё раз обратиться к А.В.Мартынову, который анализируя Байесову модель языка, замечает:»Если перебросить мост между языком и мышлением то окажется, что в Байесовской модели языка заложено представление о континуальности мышления. Внешне это выглядит так, что мышлению мы приписываем континуальный характер, а языку – дискретный. Прежде всего это относится к фактам творческого озарения, связанным с выходом за границы логического мышления, но осмысление новых идей происходит на логическом уровне. То есть здесь речь идёт о том что Байесова логика имеет дискретно-полевой характер. Поскольку творческие озарения также описываются данным специфическим видом логики, то будет справедливым далее обратиться к трактовке феномена творчества, сделанной И.П.Шмелёвым в рамках общесистемного подхода к психотронике: »Каждый творческий принцип пребывает в поле сверхмерности, составляет недискретный сверхмерностный континуум и спонтанно отражается, рефлектирует в мыслеформу (идею, программу, алгоритм)».

Из совокупного анализа подходов А.В.Мартынова и И.П.Шмелёва к данной проблеме следует, что Байесова логика имеет континуально-дискретный характер, занимает промежуточную ступень между коллективным бессознательным и логическим мышлением и в системе физических аналогий является видом времени, переходным от полевого к линейному.

Для выяснения сущности» подвалов сознания»(созерцания образов)следует обратиться к философскому наследию В.Н.Пушкина, который исследовал данную проблему в рамках своего блестящего учения о форме, как философской категории:»Образы восприятия, с точки зрения их материального существования, выступают как реальности, подобные стоячим волнам ,как некоторые полевые структуры, как формы в чистом виде, лишённые вещества»,-и далее:»В конкретно-научном, физическом смысле понятие формы может быть раскрыто как волновая(полевая)функция, контуры которой совпадают с пространственными особенностями того или иного объекта».При этом следует иметь ввиду, что процесс созерцания образов «в чистом виде»существует только умозрительно. В психической реальности он «модулируется», как правило, либо мыслительными процессами, либо интуитивными и творческими прозрениями. В сновидениях на вполне конкретные» земные» образы сознания могут накладываться ещё архетипы - структурные элементы коллективного бессознательного. Но тогда получается, что в «подвалах сознания» трёхмерный образ созерцаемого объекта освещается когерентным источником временной природы(либо полевым, либо линейным временем),на что указывалось в работах некоторых авторов. В результате, в силу физической аналогии процесса формирования голограммы ,создаётся четырёхмерная голограмма образа, то есть последний переходит в качественно иное пространственное бытие, не укладывающееся в трёхмерную пространственную реальность. Тогда получается, что процесс созерцания образов протекает в четырёхмерном пространственном континууме, который и выступает физическим аналогом созерцания образов.

И, наконец, космическое сознание. Опираясь на фундамент всех наших вышеизложенных рассуждений, будет логичным предположить, что космическое сознание является сложным пространственно-временным континуумом, образованным четырёхмерным пространством и тремя видами времени: линейным, дискретно-континуальным и полевым. Личность человека является частью этого континуума и содержит в себе все его составляющие.

Таким образом, мы получили полную корреляцию вероятностно-ориентированной модели личности и структуры пространства-времени, которая имеет следующий вид:

телесность человека вещественно-полевой

субстрат организма в

трёхмерном простран-

стве

«подвалы сознания» четырёхмерное

пространство

логическое мышление линейное время

Байесова логика дискретно-континуальное

(интуиция,творческие (промежуточное)время

озарения)

коллективное бессознательное полевое время

(подвалы космического (информационный конти-

сознания) нуум,структуированный

архетипами).

космическое сознание пространственно-временной

континуум, описываемый

четырёхмерным простран -

ством и тремя видами

времени

Анализируя выведенное нами соотношение структур личности и пространства - времени, можно высказать ряд предположений: 1)процесс внутреннего самосовершенствования человека заключается в освоении его внутренним «я» всё более «высоких» слоёв пространственно- временного континуума; 2)структуризация, то есть становление пространства-времени находится в прямой зависимости от психики человека; 3)если придерживаться взглядов о наличии у человечества суммарного психического поля, то, в свете вышеизложенного, данное поле представляет собой по сути формирующуюся в нашем эйнштейновском континууме особую пространственно-временную форму, описываемую четырёхмерным пространством и тремя видами времени. Данный специфический континуум постоянно наращивает свои количественные (метрические) параметры- увеличивает банк составляющих его многомерных психических единиц.Но по законам становления пространственно-временных форм, их количественный рост неизбежно заканчивается качественным скачком-формированием собственной топологии и обособлением от старого континуума, а по сути - образованием новой Вселенной.

Итог всех наших рассуждений будет сформулирован так: вероятностно-ориентированная модель личности позволяет исследовать структуру пространственно-временного континуума. В этом нет ничего надуманного и удивительного. Если сознание человека коррелирует с материальным субстратом (содержанием), то почему бы ему не коррелировать и с его формой(пространственно-временным континуумом)?В данном подходе, и мы в этом уверены, заложена определённая эвристическая ценность.

11. Творцы Вселенных (или как может повлиять духовность на отдалённое будущее цивилизации в свете некоторых, не очень сложных, физических аналогий).

Картины далёкого будущего человечества, созданные в наше время фантастами на страницах книг, в кинолентах и на видеокассетах, впечатляют межзвёздными перелётами, освоением планетных систем, деятельностью галактических содружеств цивилизаций.

Между тем, ни один современный учёный, будь то астрофизик или философ, серьёзно занимающийся проблемами КЦ (здесь и далее – космических цивилизаций), не возьмётся утверждать, что безудержная экспансия в Космос – наиболее вероятное будущее технологически развитого разумного сообщества. Напротив. Сейчас специалисты, отказавшись от концепции “ ударной волны разума, распространяющейся беспрепятственно по Вселенной, более охотно рассуждают о цивилизациях, осваивающих микромир, путешествующих через заряженные ”черные дыры” в

другие вселенные, изучающих другие измерения, наконец- углубляющихся в недра собственной психической деятельности, образованной совокупностью миллиардов разумных существ, и добивающихся на этом пути слияния с абстрактным Абсолютом.

Создаётся впечатление, что времена сверхцивилизаций, подчинивших себе целые галактики, не наступят никогда. А всё дело здесь в том, что безудержное расширение техносферы в Космос невыгодно ей прежде всего из “информационных” соображений. Космическая цивилизация, имеющая линейные или сферические размеры, превышающие 0,1 светового года (то есть 36 световых дней), как установили ещё в конце 70-х годов советские учёные П.В.Маковецкий, Н.Т.Петрович и И.С. Шкловский, в качестве единого целого существовать не сможет и неизбежно распадётся на отдельные, изолированные друг от друга части.

Оъясняется это тем, что ввиду конечной скорости распространения информации (предел здесь ставит максимально возможная в физической Вселенной скорость света в 300 000км/сек), управляющие сигналы из одного конца цивилизации-гиганта в другой будут терять свою актуальность, как ввиду быстрых изменений внутренних компонентов техносферы, так и вследствие возможного мгновенного действия энтропийных (разрушающих) факторов окружающей космической среды (пример- взаимодействующие галактики)].

Так что, вероятнее всего, наша космическая цивилизация в не такой уж далёкой временной перспективе окажется довольно компактным образованием в пределах, примерно, одного светового месяца. Но тогда возникает другая проблема, которую специалисты в области прогнозов развития КЦ не всегда замечают. Цивилизация до тех пор будет оставаться цивилизацией (в смысле КЦ), пока она будет в состоянии наращивать свой вещественно-полевой, а стало быть, и энергетический, потенциал. ”Консервация энергетики равносильна остановке эволюции” – известный афоризм астрофизика И. С. Шкловского, который с величайшей скрупулёзностью исследовал вопрос о тенденциях и перспективах развития человечества планеты Земля. Следовательно, техносферу относительно небольших(в космических масштабах, безусловно,) размеров рано или поздно неизбежно ожидает , по меньшей мере, серьёзный перегрев ввиду высокой плотности энергоносителей в ограниченном пространственном объёме. А по большому счёту, в развитии нашей космической цивилизации неизбежно наступит такой момент, когда она станет областью чудовищной концентрации вещества и поля, что по законам физики приводит эту область к гравитационному коллапсу, сингулярности, а в последующем - к квантовым и вакуумным эффектам.

Но для такого сценария существует ещё одна интереснейшая возможность. Английский физик А.Эддингтон в своё время предположил: при больших концентрациях поля (в частности электромагнитного)меняется размерность пространства, когда число

характеризующих его измерений уже не равно трём, да ещё и к тому же “включается” ещё одно- дополнительное - измерение времени. То есть речь здесь идёт о том, что техносфера при таком варианте событий создаёт самостоятельную пространственно-временную форму, а говоря проще - “мини-вселенную”, в которой “учреждает” cвою геометрическую и временную (предположительно целостно-волновую(полевую) вместо линейной) топологию и собственные физические законы.

Вот и получается в итоге наших рассуждений, что свойства нашего, ”обычного” пространства-времени, а именно- конечность распространения информационных сигналов не допускают бесконечно-количественного развития ”вширь’’ космической цивилизации. Рано или поздно последняя должна создать свою собственную Вселенную, ограниченную масштабом 0,1светового года.

Но вот только жить в новой Вселенной и управлять ею будут далеко не белковые организмы. Пройти через горнило сингулярности и других фундаментальных возмущений материи под силу разве что «лучистому человечеству», о котором мечтал К.Э.Циолковский А ждать этого чудесного события нам придётся не так уж долго. Методика расчёта скорости распространения в космос сферической волны-цивилизации по Гюйгенсу-Шкловскому позволяет прогнозировать наступление этого события через 4-5тысяч лет. Именно через этот промежуток времени все те, кто будет жить в коллапсирующей техносфере, будут вовлечены волею физических законов в создание собственной разумной Вселенной.

Правда, возможно, всё произойдёт намного раньше (или позже?). Некоторые исследователи допускают, что топология пространства-времени изменяется не только при большой концентрации вещества и поля, но и под влиянием высокой плотности духовно - информационных явлений. Весомым аргументом в пользу данного предположения является положение о том, что носителем духовной компоненты, как отдельного человека, так и всего человечества является специфическое (субфизическое) или неизвестное физическое поле, например, (но не безальтернативно)- торсионное. Ведь большинство физиков полагает, что сверхконцентрация любого поля неизбежно приводит сначала к метрическим, а затем и к более фундаментальным -топологическим флуктуациям континуума. Не вызывает сомнения и тот факт, что духовный потенциал человечества имеет тенденцию к постоянному приращению. Но каким должен быть порог совокупного духовного поля человечества для начала процесса формирования им собственной мини-вселенной - вопрос на сегодняшний день открытый. Подлежит ли эта проблема исследованию вообще - мы тоже пока не знаем. Пока.

Зато не вызывает сомнения, что суммарное поле духовности разумного человечества формируется каждодневными усилиями по совершенствованию своего светлого и духовного начала каждым из нас.

Возможно, что, совершенствуя себя, мы творим новую Вселенную.

Наши рекомендации