Как готовиться к семинарским занятиям и контрольным работам
Схема работы
В течение семестра
по предмету «Философия»
для группы ______________
На II семестр 2011-12 уч. г.,
Преподаватель Е.С. Маслов
60% – работа в течение семестра | 40% – ответ на зачёте |
|______________|________|
100%
Соответствие баллов и оценок:
86-100 баллов – «отлично» (отл.);
71-85 баллов - «хорошо» (хор.);
55 -70 баллов - «удовлетворительно» (удов.);
54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.).
Баллы за работу в течение семестра распределяются следующим образом:
10 баллов – посещаемость. Нет пропущенных занятий – 10 баллов, 1 пропущенное занятие за семестр – 9 баллов, 2 пропущенных занятия – 8 баллов и т.д. В случае отсутствия студента на занятии по уважительной причине, подтвержденной документально, балл начисляется.
10+10 баллов – две письменные контрольные работы в течение семестра. Об их проведении студенты предупреждаются заранее. Каждая контрольная работа состоит из 10 тестовых заданий, каждое из них дает 1 балл. Студент имеет право переписать одну из работ (по выбору) в конце семестра, если не добирает до допуска к зачёту (см. ниже), при этом прежний результат аннулируется. В случае пропуска контрольной работы без уважительной причины ее можно написать после, но при этом сразу вычитаются 2 балла (если причина пропуска уважительная, то 2 балла не вычитаются).
18 баллов – устные ответы на занятиях. На одном занятии можно набрать от 1 до 4 баллов (в случае нескольких ответов). На баллы влияют количество ответов и дополнений, их качество, глубина понимания материала, способность самостоятельно мыслить. Студент может набрать за устные ответы дополнительные баллы (сверх 18), но не более 4. Дополнительные баллы идут в счет недобора за другие задания.
6 баллов – домашняя творческая работа по философии Платона. О её проведении студенты предупреждаются заранее.
6 баллов – домашняя письменная работа по темам «Общее, частное, единичное» и «Переход количественных изменений в качественные». О её проведении студенты предупреждаются заранее.
Итого:
Баллов.
Если студент в течение семестра набирает меньше 33 баллов, то данный студент к экзамену не допускается.
Требования к письменной работе по философии Платона. Нужно на листе бумаги формата А4 изобразить в схематическом или образно-схематическом виде учение Платона о структуре бытия (можно шире – о бытии, познании, человеке, обществе и т.п.). Необходимо, чтобы в работе были отражены конкретные философские идеи данного мыслителя в виде объектов, изображённых в пространстве в определённой упорядоченности: квадратиков, кружочков, стрелочек между ними и т.п., можно с рисунками, а текст – только в виде пояснений к элементам схемы. Просто текстовой материал не засчитывается за выполненное задание. Красота оформления сама по себе на оценку не влияет, главное – информационная насыщенность; однако небрежность оформления не поощряется. Работы, слишком похожие друг на друга, не принимаются.
Содержание
Контрольных работ
Все указанные здесь вопросы будут разбираться на семинарских занятиях. Определения терминов прилагаются на отдельном листке.
Вопросы к контрольной работе № 1 (темы: античная философия, средневековая философия).
Как решал вопрос о первоначале каждый из представителей Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен?
Что утверждал Гераклит о первоначале, о движении и изменении, о противоположностях, о логосе?
Что утверждали представители Элейской школы – Парменид и Зенон Элейский – о бытии и небытии? Что они утверждали о свойствах бытия в аспектах движения/неподвижности, единства/множественности (способности делиться на части), рациональной познаваемости/чувственной познаваемости? Что доказывал в своих апориях Зенон Элейский?
Что утверждал Демокрит об атомах и пустоте, соотношении бытия и небытия?
В чём смысл фразы Протагора (одного из софистов): «Человек есть мера всех вещей»?
Что было основным предметом философских интересов Сократа? Что такое «майевтика» Сократа?
Что такое «идеи» («эйдосы»), по Платону? Где они существуют? Как они соотносятся с материальными вещами? Как в соотношении эйдосов и материальных вещей реализуются следующие свойства: общее и единичное, вечное и временное, изменчивое и неизменное, чувственно познаваемое и рационально познаваемое, совершенное и несовершенное? Что из них первично, а что вторично? В чём заключается платоновская теория познания как «припоминания»?
Что представляют собой четыре причины каждой вещи (материальная, формальная, движущая, целевая), по Аристотелю? Что такое актуальное и потенциальное, по Аристотелю?
В чём заключалась сущность полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?
Знать значения терминов: теизм, деизм, реализм, номинализм, гилозоизм, пантеизм, креационизм, телеология, теодицея; отрасли философии: онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, методология науки.
Вопросы к контрольной работе № 2 (темы: философия нового времени, немецкая классическая философия).
Ф. Бэкон: что такое «идолы» («призраки»)? Какие их виды выделял Бэкон? Что утверждал Бэкон о методах научного познания? Бэкон о пути муравья, паука и пчелы.
Что такое «методологическое сомнение» Декарта? Какие свойства материальной и духовной субстанции выделял Декарт? Сколько субстанций существует в мире по мнению Декарта, Спинозы, Лейбница? Что такое атрибуты и модусы, согласно Спинозе? Что Спиноза относил к атрибутам?
Что такое «вещь в себе» и априорные формы знания, согласно Канту? Что Кант относил к априорным формам чувственности, а что – к априорным формам рассудка?
Что является движущей силой исторического прогресса согласно Гегелю, а что – согласно Марксу?
Знать значения терминов и представителей перечисленных философских направлений: эмпиризм, сенсуализм, рационализм, панлогизм, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектический материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, агностицизм, диалектика.
Значения терминов к контрольным работам нужно готовить по листку «Определения некоторых философских терминов», который будет роздан вместе с данным документом («Схема работы в течение семестра по предмету «Философия»»).
Примерный график проведения контрольных работ:
№ занятия
1/2/3/4/5/6/7/8
(подчеркнуты занятия, на которых планируются контрольные работы).
Как готовиться к семинарским занятиям и контрольным работам
Необходимо взять учебник по философии (какой дадут) на абонементе научной библиотеки КГУ в день, когда вашей группе будут выдавать учебники. Если в этот день учебник по философии не дадут, попробуйте подойти после завершения дней массовой выдачи учебников и спросить ещё раз.
При подготовке к семинарским занятиям можно пользоваться лекциями, а также самыми различными источниками: учебниками, справочной литературой, материалами, найденными в Интернете.
На семинарах в основном будет изучаться история философии, поэтому готовиться лучше по учебникам, в названии которых есть слова «История философии». Из них рекомендуются в первую очередь:
История философии в кратком изложении (группа авторов, перевод с чешского И.Богута).
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х томах.
Эти учебники в электронном виде есть, в частности, на сайтах
http://books.atheism.ru/study
sbiblio.com/biblio
По философии в целом рекомендуются также (эти учебники есть на тех же сайтах):
Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.
Электронный адрес преподавателя [email protected] (Маслов Евгений Сергеевич, кафедра общей философии).