В. 43. Этика и культура по работам Швейцера
Альберт Швейцер (1875-1965) – теолог, философ, музыкант, врач.
Книга «Культура и этика» вышла в 1923 году. Посвятил её нравственному прогрессу человечества, возрождению культуры, защите гуманизма. Служению этим целям посвящена у него философия культуры. Величайшим злом современности Швейцер считал угрозу мировой термоядерной войны.
«Благоговение перед жизнью отбрасывает чисто индивидуалистическое и духовное понимание культуры».
«Благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира».
Анализируя состояние современной европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основанное на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. Он приходит к выводу, что идеи этого мировоззрения были благородны, но не глубоки.
Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стала швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене практически его собственными руками больница.
О мыслящем человеке:
«Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».
Швейцер прагматично замечал: «Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».
Этическое таит в себе высшую правду и высшую целесообразность».
Значительное место уделено в книге истории этических идей и критическому анализу этических систем (со времён Древней Греции до конца 19в.) с точки зрения провозглашённой Швейцером этики активного самосовершенствования и благоговения перед жизнью.
Этический пафос пронизывает и протест Швейцера против «гротескного прогресса» современного западного общества, враждебного подлинной этической культуре, утратившего этические идеалы, завещанные ему Просвещением и рационализмом 18 века.
Творчество Швейцера – не желание устранить тайну, а попытка её понять. Понять всю огромную непростоту мира и человека, не редуцируя их к простым объясняемым величинам. Исходный посыл протестантской этики Швейцера – отношение к миру как непознаваемой тайне культуры.
Любая мысль человека, не отвечающая критериям научной рациональности, и в современном информационном обществе продолжает рассматриваться «как незаконная комета в кругу расчисленных светил».
Еще в начале прошлого века Швейцер усомнился, что выше научной истины ничего нет. Блестящий знаток Баха, он не доверял психологии как науке о душе и настаивал на том, что человек — это тайна, о которой науке нечего сказать. Только теперь мы понимаем всю важность мысли Швейцера о том, что переживание даёт для постижения мира гораздо больше, чем научное знание об этом мире.
До конца своих дней Швейцер был убеждён, что даже с помощью философии полного постижения тайны Бытия не достичь никогда: для человека навсегда останется загадкой его жизнь с чувством благоговения перед жизнью в мире, в котором созидающая воля одновременно действует как разрушающая воля, а разрушающая — как созидающая. И, тем не менее, культура, согласно Швейцеру, даёт человеку бесценную способность понимания метафизического единства с миром. Человек, у которого спокойная совесть, никогда не почувствует этой внутренней связи.
Для человека же, живущего только заботами о себе, ценящего только собственную жизнь, мир закрыт, и философствование о мире кажется ему непрактичной и бесполезной тратой времени. Поэтому, любой из людей обладает высокой культурой и духовностью лишь тогда, когда он исполнен внутреннего побуждения помогать всякой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. И если человек в своём духовном напряжении доходит до понимания единства со всем живым, то это означает, что в каждой живой клетке он обнаруживает элементы своей жизненной силы. И тогда, причиняя вред или убивая любое живое создание, человек тем самым убивает частичку самого себя.
Единство человека с миром, понимаемое Швейцером как культурная таинственная связь всех форм жизни, фактически означает признание равенства всех форм жизни. Этой идее Швейцера сегодня просто нет цены. Сегодня мы лучше, чем когда-либо, понимаем крайнюю сомнительность утверждений, что человек — вершина эволюции, венец творения, и что сама жизнь человека есть высшая ценность. Напротив, человек — не господин природы, а её часть. И когда мы в своей истории пытаемся разрушить эту связь, тогда природа отвечает человеку тем же.
Здоровое психическое состояние человека — когда он имеет Небо. И если человек теряет Небо, он теряет свою причастность к Высокому. А не имеющий Неба — гибнет.