Журналистские этические кодексы
Точной даты принятия первых журналистских этических кодексов нет. Некоторые свидетельства указывают на то, что в 1890 в США, в 1896 году в Галисии и приблизительно в 1990 году в Швеции у журналистов уже были некие нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональные правила морального поведения(назраетян)
Однако, относить их к влиятельным документам не просто. Они не получили
Широкого распространения.
В статье «Журналистская этика: тенденции развития», К.А Назаретян, говорит о том, что чаще всего отсчет истории кодексов журналистской этики ведется с 1910 года. В это время в США ассоциацией редакторов Канзаса был принят первый кодекс этики, описывающий принципы морального и нравственного поведения корреспондентов. В Европе, «Хартия долга» становится первым крупным кодексом. Он был принят во Франции в 1918 году Национальным союзом журналистов.
В 1926 году в Женеве был также принят ассоциацией прессы первый международный кодекс журналисткой этики.
«Примерно в это же время начали проводиться международные встречи журналистов. На одной из них, в Гонолулу в 1921 году, американский журналист Джеймс Браун предложил принять составленные им международные правила поведения журналиста, но журналистская общественность их не одобрила. Тем не менее, это дало толчок к принятию национальных кодексов по всему миру. Под влиянием идей, высказанных на конференции, национальные кодексы стали появляться в Швеции, Бразилии, Финляндии и многих других странах.»(проф.этика журн. Гуляев)
Стоит отметить, что составители кодекса были под влиянием концепуии свободной прессы. Она возникла в начале двадцатого века, а ее идеи восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам.
Содержание первых кодексов включало в себя следующие принципы:
1. Пресса – общественный или полуобщественный институт. Ее главная задача – информирование читателя, его развлечение и помощь в контроле правительства.
2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий средства, может издавать газету.
3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".
4. В ней запрещены клевета и непристойности.
5. Пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом(http://www.evartist.narod.ru/text24/0017.htm)
В первых этических кодексах требования не выходили за пределы общечеловеческих норм, нравственности. Все рекомендации прописаны на уровне здравого смысла.
Провозглашается свобода слова в СМИ, право людей получать достоверную и правдивую информацию. Журналист должен придерживатся даже тех фактов, которые не приятны для него. Большое значение имеет уважение чести и достоинства каждой личности, ее право частной жизни. Не маловажно уважать демократические институты и нормы морали, принятые обществом.
Не маловажную роль в разработке этических норм в фотожурналистике сыграл — Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet). Он был основан в 1912 году, в Дании. А его организаторами и первыми членами стали шесть фотографов.( http://def.kondopoga.ru/1180508846-den-fotografa.html) Его появлению предшествовало стремительное развитие фотожурналистике, которое началось в конце девятнадцатого века. Настоящую революцию в мире фотографии произвели сравнительно легкие съемочные камеры.
Члены союза, специалисты в области репортажа, в своих работах часто отражали социальные проблемы, такие как неравенство разных слоев общества, нищету, использование детского труда и т. д. Сначала информация об авторстве снимков не печаталась.
На Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года была принята Декларация принципов поведения журналиста. Позже, на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки в 1986 году, в нее также были внесены некоторые изменения. Приводим из него некоторые выдержки:
- Уважение правды и права общества знать правду.
- Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен.
- Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.
- Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат, умышленное искажение фактов, клевету, оскорбление, необоснованное обвинение.
Все выше перечисленные принципы являются основополагающими в кодексах журналистской этики в период до 50-х годов ХХ века.
Сегодня, опираясь на различные источники, сложно назвать точное количесво кодексов журналистской этики в разных частях мира. Многие из них носят национальный характер, что подтверждает выше обозначенную мысль о том, что у каждого общества существуют свои понятия об этических принципах. Все принятые кодексы журналистской этики помогают верно ориентироваться выполняя свои профессиональные задачи, держаться в рамках установленных принципов.
Исходя из представленных выше пример содержания этических кодексов журналиста, можно отметить, что конкретно фотографии и фотожурналистике, занимающей особое место в системе средств массовой информации, уделяется не так много внимания. По большей части информация об этике в фотосъемки занимает не более одного пункта.
В качестве примера, в котором стандартизируются этические нормы фотожурналиста, приведем Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов, принятый в сентябре 1996 года. В нем присутствует пункт, в котором говорится о том, что искажение содержания фото- и видеоматериалов не допускается. Усиление образа возможно в качестве технического приема, обеспечивающего его более полное раскрытие. Смонтированные материалы и фотоиллюстрации должны быть помечены.
Также, авторы кодекса уазывают на то, что фотожурналисту следует быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью и фотографий к тем, кого непосредственно затронули трагедия или горе.
http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/1901-kodeks-eticheskikh-norm-obshchestva-professionalnykh-zhurnalistov
Еще одним кодексом, регламентирующим стандарты профессиональной журналистики, является Этический кодекс Национальной ассоциации пресс-фотографов США (NPPA). В предисловии идет речь об отвественности за документальное описание жизни общества и сохранение истории посредством изображений. Выявляется основная задача фотокорреспондента- достоверное и всеобъемлющее описание предмета исследования.
Составители отмечают, что роль журналистской фотографии действительно велика: она может выявить истину, разоблачить правонарушение, вселить надежду и понимание, но, с другой стороны, она способна нанести большой и ощутимый вред, если ее грубо навязывать или подвергать манипуляции.
В качестве примера приводим несколько выдержек из представленного кодекса:
1. Не пользоваться возможностями постановочной фотографии.
2. Предоставлять при съемке событий полную информацию и контекст. Избегать стереотипной подачи материала применительно к отдельным людям и группам людей. Не допускать в работе влияния собственных предубеждений
3. Относиться к объекту изображения с уважением. Проявлять особое внимание к уязвимым людям и сострадание к жертвам преступлений или трагедий. Вторгаться в моменты горя людей только в тех случаях, когда это оправдано и необходимо для нужд общества.
4. Намеренно не способствовать изменению событий, не влиять и не изменять их ход.
5. При редактировании сохранять целостность содержания и контекста фотографического изображения. Не манипулировать с изображениями, не добавлять и не изменять ничего, что может ввести в заблуждение зрителей или исказить объект изображения.
Также, по мнению авторов норматино-правового документа, журналист должен стремиться быть ненавязчивым и скромным при общении с объектами съемок, уважать целостность фотографического момента.
http://spbphotographer.ru/2013/05/nppa_ethics/