Журналистские этические кодексы

Точной даты принятия первых журналистских этических кодексов нет. Некоторые свидетельства указывают на то, что в 1890 в США, в 1896 году в Галисии и приблизительно в 1990 году в Швеции у журналистов уже были некие нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональные правила морального поведения(назраетян)

Однако, относить их к влиятельным документам не просто. Они не получили

Широкого распространения.

В статье «Журналистская этика: тенденции развития», К.А Назаретян, говорит о том, что чаще всего отсчет истории кодексов журналистской этики ведется с 1910 года. В это время в США ассоциацией редакторов Канзаса был принят первый кодекс этики, описывающий принципы морального и нравственного поведения корреспондентов. В Европе, «Хартия долга» становится первым крупным кодексом. Он был принят во Франции в 1918 году Национальным союзом журналистов.

В 1926 году в Женеве был также принят ассоциацией прессы первый международный кодекс журналисткой этики.

«Примерно в это же время начали проводиться международные встречи журналистов. На одной из них, в Гонолулу в 1921 году, американский журналист Джеймс Браун предложил принять составленные им международные правила поведения журналиста, но журналистская общественность их не одобрила. Тем не менее, это дало толчок к принятию национальных кодексов по всему миру. Под влиянием идей, высказанных на конференции, национальные кодексы стали появляться в Швеции, Бразилии, Финляндии и многих других странах.»(проф.этика журн. Гуляев)

Стоит отметить, что составители кодекса были под влиянием концепуии свободной прессы. Она возникла в начале двадцатого века, а ее идеи восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам.

Содержание первых кодексов включало в себя следующие принципы:

1. Пресса – общественный или полуобщественный институт. Ее главная задача – информирование читателя, его развлечение и помощь в контроле правительства.

2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий средства, может издавать газету.

3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".

4. В ней запрещены клевета и непристойности.

5. Пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом(http://www.evartist.narod.ru/text24/0017.htm)

В первых этических кодексах требования не выходили за пределы общечеловеческих норм, нравственности. Все рекомендации прописаны на уровне здравого смысла.

Провозглашается свобода слова в СМИ, право людей получать достоверную и правдивую информацию. Журналист должен придерживатся даже тех фактов, которые не приятны для него. Большое значение имеет уважение чести и достоинства каждой личности, ее право частной жизни. Не маловажно уважать демократические институты и нормы морали, принятые обществом.

Не маловажную роль в разработке этических норм в фотожурналистике сыграл — Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet). Он был основан в 1912 году, в Дании. А его организаторами и первыми членами стали шесть фотографов.( http://def.kondopoga.ru/1180508846-den-fotografa.html) Его появлению предшествовало стремительное развитие фотожурналистике, которое началось в конце девятнадцатого века. Настоящую революцию в мире фотографии произвели сравнительно легкие съемочные камеры.

Члены союза, специалисты в области репортажа, в своих работах часто отражали социальные проблемы, такие как неравенство разных слоев общества, нищету, использование детского труда и т. д. Сначала информация об авторстве снимков не печаталась.

На Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года была принята Декларация принципов поведения журналиста. Позже, на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки в 1986 году, в нее также были внесены некоторые изменения. Приводим из него некоторые выдержки:

  1. Уважение правды и права общества знать правду.
  2. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен.
  3. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.
  4. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат, умышленное искажение фактов, клевету, оскорбление, необоснованное обвинение.

Все выше перечисленные принципы являются основополагающими в кодексах журналистской этики в период до 50-х годов ХХ века.

Сегодня, опираясь на различные источники, сложно назвать точное количесво кодексов журналистской этики в разных частях мира. Многие из них носят национальный характер, что подтверждает выше обозначенную мысль о том, что у каждого общества существуют свои понятия об этических принципах. Все принятые кодексы журналистской этики помогают верно ориентироваться выполняя свои профессиональные задачи, держаться в рамках установленных принципов.

Исходя из представленных выше пример содержания этических кодексов журналиста, можно отметить, что конкретно фотографии и фотожурналистике, занимающей особое место в системе средств массовой информации, уделяется не так много внимания. По большей части информация об этике в фотосъемки занимает не более одного пункта.

В качестве примера, в котором стандартизируются этические нормы фотожурналиста, приведем Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов, принятый в сентябре 1996 года. В нем присутствует пункт, в котором говорится о том, что искажение содержания фото- и видеоматериалов не допускается. Усиление образа возможно в качестве технического приема, обеспечивающего его более полное раскрытие. Смонтированные материалы и фотоиллюстрации должны быть помечены.

Также, авторы кодекса уазывают на то, что фотожурналисту следует быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью и фотографий к тем, кого непосредственно затронули трагедия или горе.

http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/1901-kodeks-eticheskikh-norm-obshchestva-professionalnykh-zhurnalistov

Еще одним кодексом, регламентирующим стандарты профессиональной журналистики, является Этический кодекс Национальной ассоциации пресс-фотографов США (NPPA). В предисловии идет речь об отвественности за документальное описание жизни общества и сохранение истории посредством изображений. Выявляется основная задача фотокорреспондента- достоверное и всеобъемлющее описание предмета исследования.

Составители отмечают, что роль журналистской фотографии действительно велика: она может выявить истину, разоблачить правонарушение, вселить надежду и понимание, но, с другой стороны, она способна нанести большой и ощутимый вред, если ее грубо навязывать или подвергать манипуляции.

В качестве примера приводим несколько выдержек из представленного кодекса:

1. Не пользоваться возможностями постановочной фотографии.

2. Предоставлять при съемке событий полную информацию и контекст. Избегать стереотипной подачи материала применительно к отдельным людям и группам людей. Не допускать в работе влияния собственных предубеждений

3. Относиться к объекту изображения с уважением. Проявлять особое внимание к уязвимым людям и сострадание к жертвам преступлений или трагедий. Вторгаться в моменты горя людей только в тех случаях, когда это оправдано и необходимо для нужд общества.

4. Намеренно не способствовать изменению событий, не влиять и не изменять их ход.

5. При редактировании сохранять целостность содержания и контекста фотографического изображения. Не манипулировать с изображениями, не добавлять и не изменять ничего, что может ввести в заблуждение зрителей или исказить объект изображения.

Также, по мнению авторов норматино-правового документа, журналист должен стремиться быть ненавязчивым и скромным при общении с объектами съемок, уважать целостность фотографического момента.

http://spbphotographer.ru/2013/05/nppa_ethics/

Наши рекомендации