РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК (XIX — НАЧАЛО XX в.)

Основные области технической дея­тельности и научно-технические (в пер­вую очередь, производственные) пробле­мы, теоретическое и практическое решение которых привело к возникно­вению технических наук, были, как ма­шины и механика, унаследованы евро­пейской культурой XIX в. не только от промышленной революции XVIII в., но и от технической практики XVI— XVII ва Так, в связи с запросами практики и на основе опыта примене­ния часовых механизмов и мельниц возникли теория равномерного движе­ния, учения о трении и об измерении величины двигательной силы и лучших способах ее применения, основы тео­рии зубчатых передач и некоторые дру­гие научно-технические по предмету и сфере применения области теоретичес­кого знания.35 «Очень важную роль, — отмечал К. Маркс, — сыграло споради­ческое применение машин в XVII столе­тии, так как оно дало великим мате­матикам того времени практические опорные пункты и стимулы для созда­ния современной механики».36

И все же вплоть до середины XIX в. все эти и им подобные области науч­но-технического знания и деятельности по своей структуре мало чем отличались от ранних научно-технических дисци­плин (например, баллистики) и уни­версальной инженерно-технической практики мануфактурного периода.

С ростом масштабов технологичес­кого применения науки время универ­салов — инженеров, одинаково компе­тентных в решении технических проблем в области артиллерии, фортификации, мостостроения, гидротехнических соору­жений, горнодобывающей промышлен­ности, научного приборостроения и т. д., подошло к концу. Техническая деятель­ность, и прежде всего промышленное производство все более сложных искус­ственных материальных средств, требо­вала подготовки все более узких спе­циалистов. Поэтому развивавшееся науч­но-техническое знание сохраняло дис­циплинарное строение, хорошо отвечав­шее требованиям учебного процесса и интересам подготовки инженерных кад­ров. Более того, дифференциация тех­нической деятельности и научно-техни­ческих знаний в XVII—XIX вв. отрази­лась в развитии их дисциплинарной стру­ктуры за счет появления ряда новых дисциплин и установления новых свя­зей между ними. Еще в период мануфак­турного производства в тесной связи с выдвинутыми практикой задачами эво­люционировали статика и гидростатика, динамика твердого тела и гидродинами­ка, получили развитие учения о трении, сопротивлении материалов, начала кине­матики и прочие разделы научно-техни­ческого знания, представленного в этот период главным образом механикой.38 Взаимосвязанные процессы специализа­ции технической деятельности и диф­ференциации дисциплинарной структуры научно-технического знания продолжа­лись в XIX и XX вв.

Однако, даже с учетом происходив­ших изменений, дисциплинарное строе­ние научно-технического знания в XIX в. уже не могло отразить в полной мере специфику современной ему технической деятельности и удовлетворить ее за­просы.

Основной областью непосредственно­го практического использования научно-технического знания стала сфера маши­низированного материального производ­ства. Соответственно целям машинного производства и формировалась в XIX в. целостная система специализированного научно-технического знания и институ-циализированной профессиональной деятельности по разработке и примене­нию этого знания, включая преподава­ние и обеспечение всех видов, форм и фаз научно-технических исследова­ний. По отношению к этой более общей системе дисциплинарное строение науч­но-технического знания, специализиро­ванное применительно к задачам препо­давания, выступило теперь как один из ее аспектов.

Формирование специализированной системы дисциплинарного научно-техни­ческого знания и профессиональной де­ятельности по производству и примене­нию этого знания представляло собой нечто большее, чем эволюцию традици­онных форм их организации и устано­вление между ними более тесных ста­бильных связей. В технической и науч­ной деятельности после революции в технике появилась новая постоянная функция — систематического техноло­гического применения научного знания непосредственно в сложной сфере мате­риального производства. Это вызвало дальнейшую не совпадающую с дисци­плинарной дифференциацию и специа­лизацию научно-технических знаний со­ответственно фазам создания искусст­венных материальных средств. Уже в конце XIX—начале XX в. можно было выделить три такие основные фазы: научно-исследовательская и эксперимен­тальная разработка, конструирование и технологическая подготовка39 и, нако­нец, само производство.

Выделение соответствующих этим фазам областей научно-технического знания несколько позже привело к фор­мированию и новых дисциплин — тео­ретических основ конструирования и ря­да дисциплин технологического цикла, что было важно для совершенствования системы подготовки кадров. Но в самом материальном производстве дисципли­нарная структура не облегчала приме­нения научно-технических знаний, а ско­рее обострила проблему междисципли-нарности.

Принципиально комплексные, меж­дисциплинарные реальные задачи на­учно-технической деятельности требова­ли привлечения и объединения знаний из разных дисциплин. Междисципли­нарные исследования и деятельность по применению их результатов в производ­стве, естественно, должны были орга­низовываться уже иначе, чем деятель­ность по преподаванию. Так практика выделила новое членение научно-техни­ческого знания: а) по уровню теоретиза-ции и связанной с ним форме его фик­сации или представления — здесь разли­чаются уровни технических теорий, ин­женерных методов и, наконец, норма­тивно-технических знаний, и б) по объ­екту — здесь в конце XIX— начале XX в. различались знания о материалах, технологических процессах и об энергии (способах ее получения, передачи, пре­образования и использования). Про­исходившее в XIX в. формирование тех­нических наук, как и новых конкретных областей знания, направлений и инсти­тутов научной и технической деятель­ности — исторический процесс, в кото­ром явления и их предпосылки, стано­вящееся и ставшее, не имеют четких разграничений. «Эпохи истории общест­ва, подобно законам истории Земли, не отделяются друг от друга абстрактно строгими границами», — указывал К. Маркс.40 Тем меньше оснований при­нимать за исторический факт генезиса отдельных технических наук какие-либо конкретные события — будь то первая публикация какой-нибудь фундамен­тальной для данной области знаний на­учной идеи или теории, выход в свет первой обобщающей монографии, учреждение специализированной кафед­ры или выпуск первого научного жур­нала по данной проблематике.41 Поэто­му, говоря о формировании первых тех­нических наук в XIX в., мы имеем в виду прежде всего то, что в это время впер­вые складываются целостные системы специфического теоретического и эмпи­рического научно-технического знания и систематической деятельности по произ­водству и применению этого знания.

Научно-техническое знание, пред­ставленное набором технических рецеп­тов, норм, процедур, приемов, методов и содержательных представлений, а так­же специфических теорий разного уров­ня Ъбщности, может рассматриваться в различных аспектах и на различных уровнях своей сложной структуры. В наиболее общем виде научно-техни­ческое знание может быть определено как отвечающее критериям научности знание об искусственных материальных средствах человеческого существования и деятельности. Специфика научно-тех­нического знания определяется его целе­вой функцией и особенностями объекта, в том числе органической связью харак­теристик функционирования и структу­ры с характеристиками естественных процессов, совершающихся в объекте.42

По своей структуре и формам пред­ставления научно-техническое знание специально приспособлено к решению основных задач социально обусловлен­ной технической деятельности челове­чества, ориентированной на производ­ство и применение технических средств. Данная область деятельности имеет соб­ственную социально обусловленную си­стему целеполагания, соответственно ко­торой и выстраивается ее организацион­ная структура. «Целенаправленный и сознательный характер научной деятель­ности состоит в использовании нако­пленных знаний и опыта, и в особен­ности специальных приемов и методов,, для достижения новых знаний», — подчеркивает В. А. Штофф.43 Эта общая характеристика науки как единства тео­ретической и практической деятель­ности в части, касающейся научно-тех­нической деятельности, должна быть до­полнена частной характеристикой техни­ческих наук, решающих особые познава­тельные задачи, возникающие в сфере создания и применения технических средств.

Научно-техническая деятельность отличается от других видов научной дея­тельности тем, что ее конечная цель — специальное приспособление и использо­вание знаний о естественных законах объективного мира для создания обла­дающих заданными, необходимыми об­ществу характеристиками искусствен­ных материальных средств человеческо­го существования и деятельности, т. е. «технологическое применение естество­знания» (К. Маркс).

Выделение в XIX в. технических наук как относительно самостоятельного спе­цифического раздела науки, обя­занного своим возникновением потреб­ностям материального производства, са­мо по себе важно для ее истории. Но дело еще в том, что именно этот раздел и именно этот период имеют ключевое значение для познания условий и зако­номерностей генезиса и становления всей науки. Изучение особенностей ор­ганизации и развития научно-техничес­кого знания, научно-технической дея­тельности, поведения ученых в специ­фических для этой деятельности усло­виях, взаимосвязи технических наук с общественными и естественными наука­ми, а также с другими общественными институтами важно для познания и науки, и материального производства.

Одной из особенностей начального периода становления технических наук является то, что до второй половины XIX в. (и даже позднее) происходило формирование главным образом научно-технических дисциплин и наук, рас­сматривающих в соответствии со своими специализациями те свойства и характе­ристики искусственных материальных средств, математическая интерпретация и научное объяснение которых возмож­ны на основе методов, теорий и языка, разработанных в механике и теплотех­нике. Тяготеющая к механике как своей фундаментальной основе совокупность технических наук, родственных по при­меняемым методам и научным средст­вам, — это относительно самостоятель­ная область научно-технического знания и деятельности, которую в литературе принято называть техническими науками механического цикла.

Технические науки механического цикла «первой волны», возникшие после промышленной революции XVIII в. в пе­риод господства классической механики, имеют много общего в процессах своего становления. Но уже во второй половине XIX в. стройная картина развития тех­нических наук Нового времени претер­пела существенные изменения. Они были связаны с возникновением науки техно­логии и учения об электричестве, по­ложивших начало техническим наукам технологического и электротехническо­го, а затем и ряда других циклов.

Появление технологии как научно-технической дисциплины и технической науки, объединившей впоследствии це­лый ряд весьма различных по содержа­нию (но не по общей цели) отраслевых технологических дисциплин, было вызва­но становлением машинного производ­ства и производства машин. Существо­вавшие издревле описания эмпирически найденных приемов, методов и средств обработки материалов, соединения час­тей технических, устройств в условиях машинизированного производственного процесса оказались мало эффективными. В результате уже в первой половине XIX в. наряду с областями научных знаний о материалах и о машинах сфор­мировалась наука, предметом которой стало не только описание, но и объ­яснение «производств, инструментов, ма­шин и орудий, употребляемых при об­работке грубых материалов в разных ремесленных заведениях, фабриках и за­водах».

Рассматривая последствия развития машинного производства для всей науки, К. Маркс писал: «Принцип крупной про­мышленности — разлагать всякий про­цесс производства, взятый сам по себе и прежде всего безотносительно к руке человека, на его составные элементы, создал вполне современную науку техно­логии». 48

Становление первых технических на­ук Нового времени было только началом их истории. Новые технические науки формируются и в более поздние пери­оды истории общества, включая новей­ший. Возникшие в разное время техни­ческие науки вступают на путь истори­ческого и логического развития в раз­ных социально-экономических и социо­культурных условиях, и уже поэтому развиваются неравномерно. Анализ и учет всех этих различий несомненно требуют особого внимания, как заслу­живают специального исследования кон­кретные факты и исторические источ­ники, свидетельствующие о возникнове­нии той или иной конкретной техни­ческой науки, ее становлении и началь­ном развитии и т. д. Все эти актуальные вопросы исследованы еще очень мало. Они представляют собой обширное поле деятельности не только для историков науки и науковедов, но и для специали­стов, разрабатывающих проблемы мето­дологии конкретных технических наук.

Наши рекомендации