Понятие человека в истории философской мысли
Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела – основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке (анатомия, психология и др.) стремится постичь человека как целостноесущество. Она рассматривает человека, взятого в единстве всех го сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное и универсальное.
Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. По словам Л.Н.Толстого, философия есть знание о человеческой жизни, дающее ответ на смысло-жизненный вопрос: «Для чего человеку жить?» Н.А.Бердяев подчеркивал, что проблема человека является для человека основной, и человек по сути дела «неустраним» из нее. Во всем этом проявляется гуманитарная традицияв философии («линия Сократа -Фейербаха Достоевского») с ее нацеленностью на человека как уникальное и сложнейшее явление Космоса. Разумеется, философия не сводит тему человека лишь к проблеме его происхождения и становления, которую мы кратко затронули в предыдущей теме лекционного курса. Философская антропология охватывает в себе весьма широкий крут вопросов как методологического, так и мировоззренческого характера.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризмкак тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а редко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно формироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечно самопознание, поиск самого себя в мире - в этоми состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья >века. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.
В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство). В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудростикак умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.
В философии средних веков господствовал теоцентризмкак тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварноесущество. И хотя он призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, он все же находится в иерархии мира несравненно ниже Бога как своего Творца и Спасителя. Человек есть, по выражению Бернарда Клервосского, всего лишь «лампада на ветру». Все зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека. Зло есть результат греха,т.е. отпадения от Бога, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу. «Не вижу, не слышу, не говорю», так гласил христианский принцип смирения и покорности того времени.
Философия средних веков полагала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен)и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно, а душа — бессмертна. По выражению Фомы Аквинского, тело -- это «лошадь», а душа — ее «наездник». Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым — в спасении себя. В символе крестахристианство призывало человека: распинай земное в себе и стремись к Богу, уничтожай зло на своем пути, и тогда ты будешь спасен на небесах. Следует заметить, что философия средних веков в большей мере, нежели древняя, обратила внимание на внутренний(духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему. В отличие от средневековья, философия эпохи Возрожденияпревратила живого человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризмкак специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. В Италии сформировался гуманизмкак мощное идейное течение, представленное в философии и литературе. Этот гуманизм носил оптимистическийхарактер, поскольку нес в себе веру в силы и возможности человека. В данную эпоху человек рассматривался как творец(кузнец) самого себя и своей судьбы, господинприроды. Философия эпохи Возрождения с ее духом титанизма(богоборчества) утверждала идею всемогущества и всесилия человека, которому якобы все дано и все доступно. Для иллюстрации этой идеи будет вполне уместным привести слова античного поэта Софокла: «В мире много сил великих,/ Но сильнее человека/ Нет в природе ничего». В это историческое время человек как бы поставил себя на одну ступень с Богом, провозгласил себя человекобогом.Решая вопрос таким образом, эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна безмерной гордыни и безграничного индивидуализма.
Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это продуктокружающей природы, а не результат собственной деятельности. Антропоцентризм оказался, таким образом, внутренне противоречивым мировоззрением. Это дало повод Н.А.Бердяеву охарактеризовать это мировоззрение как «ложный гуманизм», поскольку человек в эпоху Возрождения рассматривался преимущественно как самодостаточный индивид, противостоящий всем другим людям и миру (почти сверхчеловек). Антропоцентризм Возрождения есть, по мнению Бердяева, мировоззрение природногочеловека, стремящегося преодолеть рабскую зависимость от сил внешнего мира, угнетенность этим миром. В целом же для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставлениечеловека природе. И хотя природное начало в человеке подчеркивается, он все же ставится вышеприроды, надней. Человек, с точки зрения данной эпохи, красив, деятелен и свободен.
В философии Нового временичеловек исследовался с позиций механизмакак философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность.Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.Такое рационалистическоевосприятие человека наиболее полно было представлено, в частности, в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Новое время продолжало творить культ человека. Полагалось, что й все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей. Рационалистическая антропология как бы подталкивала человека к революционному преобразованию мира общественных отношений и даже к насилию над историей.
Говоря об антропологии Нового времени, следует упомянуть об особой позиции французского ученого Б Паскаля. Не соглашаясь с самообожествлением человека, он напоминал, что человек есть всего лишь «мыслящий тростник»,затерянный в бесконечных просторах Вселенной. Человек хотя и разумное существо, но существо хрупкое и беззащитное перед силами космоса. Он есть «мельчайший атом», «тень, промелькнувшая на миг». «Пусть человек, — призывал ученый, — снова подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим; пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной... Человек в бесконечности - что он значит?» Подобные рассуждения можно определить как трагический гуманизм.В самом деле, бытие человека противоречиво: он и могуч и слаб одновременно. Трагизм ситуации состоит еще и в том, что человек осознаетконечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.
В немецкой классической философииутвердился так называемый деятельностныйподход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творецистории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории гуманизмкак состояние человечности, пре одоления отчуждения и обретения свободы.
Специфичны были воззрения Л.Фейербаха на человека. Он рассматривал человека как высший предметфилософии и иных наук. Хотя человек есть высшее проявление жизненной силы природы, вместе с тем он являет собой порабощенное внешним миром существо, и потому - существо несвободное.Как и всякое дитя природы, он любит ее, но вместе с тем беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. В такой теоретической позиции Фейербаха, именуемой антропологическим материализмом, нашла свое воплощение идея необходимости преобразования мира на человеческих, т.е. разумных и справедливых началах. Немецкий мыслитель был убежден в том, что социальный мир может быть преобразован на путях любви,т.е. самоотречении человека ради другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми.
Классический марксизмрассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. «Человек — это мир человека,государство, общество», — так писал об этом К.Маркс. Сущность человека есть, но его определению, «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность (практика). Как в зеркале, в человеке отражается вся эпоха, в которой он живет и действует. Человек это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Он исследуется в марксизме не только в контексте истории, но и с учетом его принадлежности к конкретной социальной группе (слой, класс, нация). Человек универсален,т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.
Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм есть тем самым социоцентризмкак тип философского мировоззрения и как познавательная установка в теоретическом исследовании человека. Несомненно, в таком подходе состоит сила марксизма как конкретной теории мира и человека в нем. Однако в этом кроется и его слабость, так как в марксистской теории на волне макроанализаобщества из ноля зрения, по сути дела, выпал отдельный человек (индивид), этот мыслящий и страдающий «тростник» с его сложным и неповторимым духовным миром. Он оказался как бы подавлен обществом, а позже, в советский период нашей истории был фактически принесен в жертву «светлому будущему» в качестве его «строительного» материала.
Будучи православной но своим духовным истокам, русская религиозная философияв своем содержании вся антропологична, она обращена в первую очередь к душечеловека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как подчинить окружающий мир, Главная проблема для нее - усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничествуи поиску правды,к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести. В этой философии человек рассматривается, по меткому определению П.А.Флоренского,как «сокращенный конспект мироздания», кото рый вбирает в себя весь мир, всю его историю. Человек соединяет в себе и «небо» и «землю», г.е. высокое и низ-кое. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что человек есть «двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Кратко говоря, человек — это живое противоречие,в котором представлено все.Основными же его качествами являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастникапроцесса миротворения.
Человек — это «микротеос»,или малый Бог. Его вые шее призвание состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные, в том числе и нравственные ценности. Русская религиозная философия всегда была нравственноориентирована (например, в учении В.С.Соловьева о любви). Поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека, что весьма полно представлено в философии Н.А.Бердяева. Она ставила и ре шала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете призвание (миссию) человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножениялюбви ко всему живому. Важно и то, что в русской религиозной философии выражалось глубокое беспокойство в связи с кризисом гуманизма,который зримо обнаруживался к началу XX в.
В зарубежной философииXX в. также имел место большой интерес к теме человека. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни>> Ф.Ницше. Австрийский ученый З.Фрейд предложил психоаналитическую трактовку человека, в которой вскрывались глубинные мотивы поведения и деятельности человека (учение о «бессознательном»). «Философия техники» рассматривала человека под своим специфическим углом зрения. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.
В 20 —30-х годах нынешнего столетия в Западной Европе возник экзистенциализмкак «философия человеческого существования». Его духовными предтечами были Б..Паскаль, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие мыслители. Основной темой в этой философии стала тема существования человека в отчужденном (абсурдном) мире существенных отношений. Экзистенциалисты (Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй и др.) учили, что человек обреченбыть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути,энергично бунтовать (протестовать, бороться) против бесчеловечности этого мира, — вот в чем состоит призвание современного человека. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы длятого, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей.Во-вторых, она осмысливается с различныхмировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии — это история осмысления процесса выделениячеловека из внешнего мира (античность), противопоставленияему (Возрождение) и, Наконец, — слиянияс ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).