К кандидатскому экзамену по философии

Примерная тематика рефератов

1. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

2. Статус и роль философии в современной культуре.

3. В чем смысл движения «от мира к логосу»?

4. Философия и культура - историческая взаимосвязь.

5. Предмет философии в истории философии.

6. Родственность и различие философии и религии.

7. Философские аспекты в художественном творчестве.

8. Философия и наука на путях конвергенции и дивергенции.

9. Критическая природа философского мышления.

10.Философский характер нравственных исканий человека.

11.Философия как духовная квинтэссенция эпохи.

12.Метатеоретический характер философского знания.

13.Философия как познание и смысл жизни.

14.Особенности современной философской рефлексии.

15.Философия и политика.

16.Философские науки и междисциплинарный подход к исследованию действительности.

17.Сравнительный анализ восточного и западного типов философии мышления.

18.Понятие «дао» в даосизме, легизме, конфуцианстве.

19.Сопоставление понятий «дао» и «логос».

20.Религиозно-философская концепция буддизма.

21.Различение видимого и умопостигаемого миров в античной философии.

22.Роль Сократа в истории философии.

23.Учение о душе у Платона, Аристотеля, Демокрита.

24.Учение стоиков о языке.

25.Античный эвдемонизм.

26.Социально-политическая философия античности.

27.Человек как «микрокосм».

28.Древнегреческий идеал калокогатии.

29.Взаимосвязь философских и математических (и астрономических) идей в Древней Греции.

30.Античные представления о судьбе (Античный фатализм).

31.Феномен античного скептицизма. Истина, добро и красота в античной культурной традиции.

32.Переемственность идей античности в средневековой философии.

33.Формирование гуманистических идей в средневековой философии.

34.Проблема постижения Бога в средневековой философии.

35.Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии.

36.Новаторские идеи средневековой философии в учении о человеке.

37.Свобода воли человека и проблема теодицеи (богооправдания).

38.Роль христианского мировоззрения в формировании идеи исторического развития.

39.«Психологизм» философии Августина Блаженного.

40.Августин Блаженный и его «Исповедь».

41.Рационалистические традиции средневековой схоластики.

42.Новый взгляд на человека в философии эпохи Возрождения.

43.Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно.

44.Философия эпохи Возрождения и оккультизм.

45.Культ творческой личности в философии эпохи Возрождения.

46.Культура и философия арабского Средневековья.

47.Влияние естествознания на философию Нового времени.

48.Концепция «человека-машины».

49.Теория «общественного договора».

50.Идея прогресса и ее противники в философии Нового времени.

51.Значение афоризма Ф. Бэкона «Знание-сила».

52.Полемика о возрожденных идеях в Новоевропейской философии.

53.Идеалы философии Просвещения.

54.Просветительская трактовка человека.

55.«Расколдованный мир»: механицизм в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии Нового времени.

56.Сущность «коперниканского переворота в философии», совершенного И. Кантом.

57.Нравственная философия И. Канта.

58.«Энциклопедизм» гегелевской философии.

59.Значение гегелевского учения о диалектике.

60.Религия любви Л. Фейербаха.

61.Учение К. Маркса об отчуждении.

62.Концепция отчуждения и его преодоления у Л. Фейербаха и К. Маркса.

63.Л. Фейербах: сущность человека и «новая религия».

64.Роль понятия «воля» в философии А. Шопенгауэра.

65.Позитивизм в соотношении научного и философского знания.

66.Влиянпие кризиса науки конца ХIХ в. на философию.

67.Смысл фразы Ф. Ницше «Бог мертв».

68.«Антропологический поворот» неклассической философии.

69.Понятия «жизненной силы», «жизненного порыва» в философии конца ХIХ - начала ХХ вв.

70.Экзистенциальная диалектика С. Къеркегора.

71.Переосмысление понятий «интуиция» и «время» в философии А. Бергсона.

72.«Закат Европы» О. Шпенглера - реквием по Западу.

73.Славянофильские и западнические тенденции в русской философии.

74.Понятие «богочеловечества» в философии В.С. Соловьева.

75.Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

76.Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский).

77.«Философия творчества» Н.А. Бердяева.

78.«Философия имени» (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков)

79.Философы, жившие в Витебске: Н.О. Лосский, М.М. Бахтин.

80.«Неортодоксальная» философия советского периода (Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили. А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, А.А. Зиновьев и др.)

81.Значение Ф. Скорины для становления философской мысли в Беларуси.

82.Возрожденческие идеи в белорусской гуманистической мысли.

83.Сымон Будный и антитринитаризм.

84.Философские идеи Симеона Полоцкого.

85.Атеизм Казимира Лыщинского.

86.Философские взгляды Г. Конисского.

87.Вклад Аниола Довгирда в развитие философской мысли Беларуси.

88.Социально-философские воззрения К. Калиновского.

89.Философия современного белорусского национального возрождения.

90.К. Нарбут и философия эпохи Просвещения на Беларусси.

91.Роль философских традиций Беларуси в национальном Возрождении.

92.Влияние идей З. Фрейда на мировоззрение на мировоззрение ХХ века.

93.Антропологический поворот современного томизма.

94.«Омега» Тейяра де Шардена.

95.Анализ языка научного знания в неопозитивизме.

96.Философская эволюция Л. Витгенштейна.

97.Экзистенциализм: новое понимание бытия.

98.Понимание свободы и ответственности в философии Ж.П. Сартра.

99.«Философия абсурда» А. Камю

100.«Язык - дом бытия» (М. Хайдеггер).

101.Тема отчуждения в экзистенциальной философии.

102.Экзистенциальные мотивы в современной художественной литературе.

103.Философия «бессознательного» в изобразительном искусстве (художественной литературе, музыке, хореографии).

104.Постмодернизм в искусстве и современная философия.

105.Феномены человеческого бытия в творчестве белорусских писателей конца XIX - начала ХХ в.

106.Проблема менталитета белорусов в современной философской литературе.

107.Философия белорусского национального возрождения: проблемы и перспективы.

108.Актуальность социально-культурных традиций славянского менталитета в современную эпоху.

109.Понятие бытия как центральная категория онтологии.

110.Многообразие форм бытия: диалектика их взаимосвязи и взаимодействия.

111.Изменение статуса метафизики в историко-философской традиции

112.Пространственно-временная организация бытия, особенности ее понимания в различных культурах.

113.Синергетика как новый мировоззренческий подход к бытию.

114.Философский анализ проблемы бесконечности.

115.Ленинское определение материи: «за» и «против».

116.Биоритмы и время.

117.Время и память (индивидуальная, социальная).

118.Перспективное и ретроспективное измерение времени.

119.Проблема обратимости и цикличности исторического времени.

120.Историческое время и проблема ускорения темпов общественного развития.

121.Проблема конечности и бесконечности исторического и личностного времени в истории культуры.

122.Проблема развития в философии.

123.Кибернетическое моделирование процесса развития.

124.Кибернетика и проблема управления социальными процессами.

125.Социальное отрицание как снятие и как деструкция.

126.Соотношение случайности и необходимости в общественном развитии.

127.Причинность и целесообразность в живой природе.

128.Диалектика необходимости и случайности в эволюционном процессе.

129.Диалектическое единство человека и Вселенной.

130.Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

131.Теория универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

132.Религиозно-диалектическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.

133.Эволюция представлений о соотношении человека и космоса.

134.Антропный принцип: ритмы Вселенной и жизнь человека.

135.Моральная и эстетическая ценность природы.

136.Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях резкого расширения искусственной среды.

137.Идея коэволюции природы и общества.

138.Учение И.В. Вернадского о ноосфере.

139.Идея гармонии человека и природы на различных этапах человеческой истории.

140.Экологическая картина мира и горизонты оптимальной технической политики.

141.Основные подходы к построению прогностических моделей в системе «общество-природа».

142.Сознание в психологии и философии.

143.Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.

144.Проблема души в философии и психологии.

145.Кибернетические модели сознания.

146.Язык как знаковая система и средство общения.

147.Проблемы взаимоотношения языка и мышления

148.Проблема идеального в философии.

149.Самосознание как проблема философии.

150.Самосознание, самопознание и проблема «Я».

151.Загадки происхождения сознания.

152.Современные научные трактовки бессознательного.

153.Дух, душа, сознание, сверхсознание.

154.Рациональное и иррациональное в духовных процессах.

155.Архетипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.

156.Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.

157.Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.

158.Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

159.Индивидуальное и общественное сознание.

160.Феномены идеологизации и мифологизации сознания.

161.Особенности массового сознания.

162.Структура общественного сознания.

163.Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

164.Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

165.Архетипы народного сознания.

166.Роль самосознания народа в историческом процессе.

167.Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) народа - симптом деградации в обществе.

168.Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

169.Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

170.Проблема активности человека и ее трактовка в различных культурах и мировоззрениях.

171.Ценности, потребности, интересы как мотивы социальных действий.

172.Игра - специфическая разновидность человеческих действий.

173.Диалектика цели и средств в человеческих действиях.

174.Творчество как высшая форма активности человека.

175.Общество как социальный способ бытия человека в мире.

176.Традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества (сравнительный анализ).

177.Специфика социального детерминизма.

178.Логика истории и субъективное своеволие.

179.Проблема соотношения стихийно-спонтанного и целеволевого начала в историческом процессе.

180.Самоорганизация и организация в жизни общества.

181.Сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное в общественной жизни.

182.Тенденция возрастания роли субъективного фактора истории, целеволевого начала и организации (управления) в развитии общества.

183.Субъективный фактор как созидательное и разрушительное начало в развитии социума.

184.Свобода и необходимость в общественном развитии.

185.Синергетика и ее применимость к анализу общественной жизни.

186.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

187.Современные дискуссии по проблеме формационного развития общества.

188.Теория исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер и др.).

189.Волнообразность в общественном развитии.

190.Социальные динамики и теория длинных волн (Н.Д. Кондратьев).

191.Проблема исторических альтернатив и выбора пути развития.

192.Философия хозяйства и трудовая этика.

193.Глобализирующийся мир: путь в рабство или к свободе.

194.Соотношение эволюции и революции в общественном развитии.

195.Личность и история.

196.Масса, элита, лидер и их взаимодействие в ходе общественного развития.

197.Феномен культа личности, его специфика и характер.

198.Проблема насилия в истории «Восстание масс» как феномен XX века.

199.Проблема масс и толпы в социальной философии.

200.Индивидуализм и коллективизм как два типа мировоззрения и социального поведения.

201.Соборность как гармоническое сочетание интересов индивида и общности.

202.Понятие социальной модернизации и адаптации.

203.Соотношение научно-технического, социального и духовно нравственного прогресса в современную эпоху.

204.Современная критика «религии прогресса».

205.Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев прогресса.

206.Русская религиозная философия истории (С. Франк, Л. Карсавин, И. Ильин).

207.Духовные основания общественной жизни (Н. Бердяев, С. Франк).

208.Концепция Богочеловечества в русской религиозной философии истории.

209.Добро и зло в истории.

210.Культура как освоенный человеком мир.

211.Элитарная и массовая культура: их природа и характер.

212.Диалог культур: Восток и Запад.

213.Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби: «за» и «против».

214.Возникновение единого информационно-экологического общества: миф или реальность?

215.Культура и цивилизация: варианты интерпретаций их соотношения.

216.Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций.

217.Беларусь на рубеже Восточной и Западной цивилизаций.

218.Духовная культура и техногенная цивилизация.

219.философская антропология и проблема построения ценностного образа

220.человека.

221.Антропосоциогенез и естественнонаучное познание.

222.Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации.

223.Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации.

224.Рациональное и иррациональное в свободе человека.

225.Образ человека в Восточной и Западной культурной традиции.

226.Восприятие смерти.

227.Принцип разумной достаточности в расширении границ свободы.

228.Истина, добро, красота в иерархии ценностей.

229.Концепция универсального человека и ее эволюция.

230.Образы человека в религиях мира.

231.Концепция сверхчеловека в творчестве Ф. Ницше.

232.Проблема исторической необходимости, отчуждения и свободы человека
в философии раннего Маркса.

233.Проблема человеческого отчуждения в неомарксизме.

234.Высшие духовные ценности и смысл человеческого бытия.

235.Социальный прогресс и свобода личности.

236.Повседневность и проблема человеческих ориентации.

237.Мир повседневности как единство и тотальность.

238.Понятие любви, ее земной и космический смысл.

239.Любовь как творчество.

240.Рациональное и иррациональное в любви.

241.Философские подходы к проблеме одиночества.

242.Вопросы смерти в различных культурных традициях и современная танатология.

243.Идея человеческой персональности в христианском вероучении.

244.Человек в поисках смысла.

245.Современная философия о трагизме человеческого существования и возможности его преодоления.

246.Я и другой: возможности и пределы коммуникации.

247.Личностно-этический опыт человека: «забота», «решимость», «вина», «страх», «совесть».

248.Идея утраты метафизического смысла бытия современным человеком.

249.Человек перед лицом абсурда: бунт как изменение человеческого бытия (А. Камю).

250.Научное познание и здравый смысл.

251.Современные теории познания.

252.Агностицизм и его исторические разновидности.

253.Механизмы социокультурной детерминации познавательной деятельности.

254.Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.

255.Роль интуиции в познавательном процессе.

256.Проблема «понимания» в истории философии и теории познания.

257.Истина и ценность.

258.Постижение истины как путь осуществления свободы.

259.Вера как гносеологический феномен.

260.Взаимодействие теории и практики в процессе познания.

261.Философский образ познания: софия или эпистена.

262.Научное познание и его специфические признаки.

263.Идея глобальной целостности мира и ее отражение в современной физике.

264.Специфика исторического познания.

265.Проблемы современного социально-гуманитарного познания.

266.Идеалы и нормы науки.

267.Философское обоснование науки и стиль научного мышления.

268.Роль гипотезы в научном поиске.

269.Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

270.Наука и мораль.

271.Сциентизм и антисциентизм - два подхода к пониманию роли науки жизни общества.

272.Предвидение - человеческая потребность и способность.

273.Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.

274.Прогностическая информация как инструмент манипуляции массовым сознанием людей.

275.Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

276.Основные формы и методы научного предвидения.

277.Вненаучное предвидение, его формы и методы.

278.Утопия как особая форма описания и предвосхищения будущего человеческого общества.

279.От утопий постиндустриализма к утопиям «информационного общества».

280.«Век антиутопии»: антиутопия как наиболее рельефное выражение пессимистического видения будущего.

281.Социальный смысл антиутопий Е. Замятина, Дж. Оруэла и О. Хаксли.

282.Утопический максимализм и революционное действие в России.

283.Эсхатология и прогностика.

284.Тупики и противоречия современного техногенного общества.

285.Технофобия и технократизм в истории философской мысли.

286.Техника и проблема отчуждения.

287.Понятие и причины кризиса современной цивилизации.

288.Посткоммунистическое общество: перспективы развития.

289.Судьба человека и общества в современных футурологических концепциях.

290.Глобальный гуманизм против социального пессимизма.

291.Социальный идеал: пути формирования и трудности реализации.

292.Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.

293.Глобализирующийся мир: характер, направленность, противоречия.

294.Философия образования и воспитания.

295.Философия и развитие национального самосознания белорусов.

296.Гуманитаризация образования. Философия и прфессионализм.

Наши рекомендации