Методологические проблемы в науке и методы научного познания
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Все методы делятся на эмпирические и теоретические. Объкт-все, на что направлены познавательные и практические действия субъекта. Субъект-носитель действия. Эмпирические (т.е опытный, через опыты наблюдения) методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Теоретические (т.е на теории, законах, гипотезах) построены на единстве предмета и метода. Метод восхождение от абстрактного к конкретному Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении(описание, измерение, сравнение). Эксперимент -создание искусственных условий, необходимых для выявления неизвестных свойств предмета. Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.
Эмпирический анализ - это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез- соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, а на поисках конкретно-всеобщего. Позитивизм —утверждает что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Неопозитивизм течение, претендующее на анализ и решение
актуальных философско-методологических проблем,изучает роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания, отрицает возможность философии как теоретического познания, противопоставляя науку философии. Постпозитивизм - придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся, ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую, настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Методология - совокупность конкретных методических приемов исследования. Значение методологических проблем в современной науке. Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве "сквозных" в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии - внутринаучная методологическая рефлексия.
№24