Контрольная работа № 2
«Трагедии и комедии V-III века до н.э.»
Целью данной работы является проверка знания содержания текстов трагедий и комедий V в. до н.э. Студентам предлагаются вопросы, ответы на которые можно дать, прочитав тексты трагедий полностью, не в пересказе и не по хрестоматии. Обычно проверяется знание следующих текстов: Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея»; Софокл «Антигона», «Царь Эдип»; Еврипид «Медея» или «Ипполит», «Ион», или «Елена», или «Алкеста»; «Ифигения в Авлиде» или «Вакханки». Аристофан «Облака», «Лягушки» + одна его комедия по выбору учащегося.
Содержание этой контрольной работы дополнено текстами Менандра («Брюзга»), Плавта и Теренция (по одной комедии каждого автора на выбор (см. список текстов для чтения)).
Образец заданий контрольной работы № 3
1. Какой сон снится матери Ореста?
2. Кто и с какой целью переодевается в комедии Аристофана «Лягушки»?
Проза V-IV веков до н.э.
Появление прозы связано со становлением рационального способа осмысления мира. Три важнейших типа прозы – историография, риторика и философская проза – по-разному отражают этот процесс.
Центром внимания историков становятся войны как столкновения различных цивилизаций. Геродот как «отец истории», совмещение рационального и эпического в его истории Греко-персидских войн. Критический отбор материала у Фукидида, риторическая традиция в его сочинении. Ксенофонт как создатель литературного портрета, типы «мудреца» и «идеального правителя» в его сочинениях.
Высокий статус риторики был обусловлен и устным характером литературы, и менталитетом греческого народа, и особенностями политического устройства Древней Греции, где многие вопросы решались Народным собранием. Политическое (Демосфен), судебное (Лисий), эпидиктическое (Исократ) типы красноречия. Значение софистики в развитии риторики и прозы в целом.
Философская проза представлена произведениями Платона и Аристотеля. Жанр философского диалога, создателем которого является Платон как синтез драматургического метода и достижений ораторского искусства. Влияние личности Сократа и его метода философствования на прозу Платона. «Поэтика» Аристотеля определяет сущность искусства через категорию «подражания» (в полемике с Платоном), а также теоретически осмысляет итоги развития жанра трагедии. Понятия «сказание», «характер», «пафос», «сострадание», «страх», вопрос о «катарсисе».
Литература
Историки Греции. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Пер. с древнегреч., сост. и предисл. Т.А. Миллер. М., 1976.
Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. (ЖЗЛ).
Аристотель и античная литература. / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1978.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. Люб. изд. Глава «Проблема Сократа».
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. Или М., 2000. (о понятиях «калокагатия», «миф»). Здесь же: Аристотель и поздняя классика. С. 424-455, 584- 594.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. с. 709-727, 732-754.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: В 3 т. М., 1997. Т.2. С. 48-101.