Э. Гуссерль о специфике наук о духе

В своих трудах Гуссерль говорит о кризисе европейского человечества. Наиболее полным и показательным среди этих трудов является книга «Кризис европейских наук». Эдмунд Гуссерль говорит о том, что Европу постиг кризис существования, духовный кризис. Выход из него – обращение к философии. Говоря о причинах настоящего кризиса, Гуссерль обращается к истории возникновения философии в Древней Греции. Единственный способ преодолеть кризис – обратиться к его генезису. «Духовная Европа имеет место рождения. … Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Р.X., - В греческом мире «сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру», следствием которой стал «прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование», которое греки называли. Последнюю Гуссерль определяет в ее первоначальном смысле как «универсальную науку» о мироздании, «о всеохватном единстве всего сущего» (4).

Он говорит о том, что возникшая у греков философия с самого начала несла в себе все науки. Однако вскоре интерес к целому начал делиться по отношению к разным сторонам бытия и «философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки». «В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, - говорит Гуссерль, - я вижу … изначальный феномен духовной Европы». Гуссерль считает, что «историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнации, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ», то есть – на идеал. Такая направленность присуща «организму соединенных Европой наций», начиная с отдельной личности с ее интенциональной жизнью. Это означает «прогрессирующую перестройку всего человечества под влиянием возникших в узком кругу и ставших действенными идейных образований». И в этом контексте Гуссерль говорит об идеях. Когда человек создает концепцию идеи, он преображается, становится новым человеком.

Можно выделить следующие основные тезисы, в которых выражена его позиция по данному вопросу:

- предмет наук о духе – это люди как личности, их личная жизнь и деятельность;

- науки о духе, направляя свой взор на душевную жизнь людей, не могут отрывать ее от их телесности;

- желание сделать науки о духе точными как естествознание абсурдно;

- для наук о духе интересны не реальные вещи в пространстве, а свойственные человеку смысловые структуры;

- критический подход должен быть применим ко всему человечеству в целом, к ценностям, которыми люди руководствуется в своей деятельности;

- принцип всесторонности рассмотрения действует и в науках о духе;

- нет объективных наук о духе;

- построить науку о духе может только трансцендентальная феноменология, в рамках которой разработан метод постижения сущностной основы духа. Этот метод заключается в следующем: гуманитарное познание начинается с изучения собственного Я, понимаемого как производитель всех смысловых значений, затем по отношению к этим значениям Я становится теоретическим наблюдателем;

- именно трансцендентальная философия ставит на первое место творчество как радикальную и сущностную проблему духовной жизни;

- так как метод должен быть детерминирован предметом изучения, то у наук о духе должен быть свой собственный метод – феноменологический метод.

Современные социально-гуманитарные науки зависимости от предмета и методов исследования делятся на части, то есть конкретные научные дисциплины (6). Сегодня в рамках социально-гуманитарного знания выделяют следующие самостоятельные научные дисциплины: социальная философия, история, экономическая теория, социология, политология, культурология, археология, педагогика, правоведение, искусствознание, литературоведение, филология, лингвистика и многие другие. Одной из важнейших тенденций в развитии современных социально-гуманитарных наук, так же как и естествознания, является междисциплинарное взаимодействие, в результате которого происходит постоянный дисциплинарный рост научного знания вообще и социально-гуманитарного знания в частности.

Заключение

Таким образом, уже с первой половины XIX века начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Встал вопрос о создании технологии управления социальными процессами. «Методологические проблемы социального познания активно разрабатываются в рамках самой системы «наук о культуре». Механистическая картина мира в качестве общенаучной исследовательской программы была распространена с изучения процессов природы на социальные процессы. И поэтому до конца XIX века господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм, что приводило к игнорированию их специфики» (11, с.19). Кризис натуралистического подхода в конце XIX – начале XX века был связан с осознанием различий природы и культуры. Стала формироваться культур-центристская парадигма. В рамках этой парадигмы утверждалась идея о том, что у социально-гуманитарных наук должен быть свой собственный концептуально-методологический фундамент. Этот тезис особенно отстаивали представители философии жизни и баденская школа неокантиантсва.

Основными представителями «философии жизни» являются В. Дильтей, Ф.Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон и т.д. Для всех представителей этой школы жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления. Большее внимание уделяется проблеме времени как сути творчества, развития, становления. Отсюда тема истории, исторического творчества пронизывает взгляды этих философов. Основные черты философии жизни – это: 1) антисциентизм; 2) иррациональные методы познания сути жизни (интуиция и понимание являются основными методологическими средствами познания жизни) (11).

Говоря о Эдмунде Гуссерлье, то он рассматривает культурологическую проблематику с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии европейской культуры ее «телоса», внутренне присущей истории разумной цели. Причем важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отво­дит науке, в том числе и философии, подвергшим­ся определенной трансформации. При этом фило­соф ставит задачу рассмотреть европейскую куль­туру не с точки зрения натурализма, который ут­верждает причинную обусловленность проявлений духа в телесном, а с точки зрения универсальной, чистой «науки о духе». Возможность обоснования чистой, замкнутой в себе «науки о духе», каковой и является, по мнению Гуссерля, феноменология, рассматривается как задача, выполнение которой обеспечит в полной мере научность объяснений. И именно на этом пути, ведущем через рассмотре­ние темы европейского духа как истории духа, как живой проблемы «наук о духе» и должна, по за­мыслу философа, обнаружиться присущая лишь Европе врожденная «телеология», причем внутрен­не связанная с исторической судьбой философии и ее ответвлений — наук в древнегреческом духе.

Список литературы

1. Бибихин В. В. Герменевтика и эстетика в творчестве В. Дильтея/ Бибихин В. В., Дильтей, В. Собр. соч. – М.: Дом интеллектуал, 2001. - Т. 4. - С. 510-525.

2. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/ Гадамер Г. Г. – М.: Прогресс, 1988. - 270 с.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/ Гадамер Х.-Г. – М.: Прогресс, 1988. – 110 с.

4. Гайдаенко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля / Гайдаенко П.П. –М.: Прогресс-Традиция - 1992. - №7. - С. 116-135.

5. Гаспарян Д.Э. История социальной философии. Курс лекций: Учеб. Пособие/ Гаспарян Д.Э. - М.: ИНФРА, 2012. - 166 с.

6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука/ Гуссерль Э. -Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.

7. Дильтей В. Введение в науки о духе / Дильтей В., Собр. соч. - М.: Дом интеллектуальной книги, - 2000. - Т. 1. - С. 279—395.

8. Дильтей В. Герменевтика / Дильтей В., Собр. соч. М.: Дом интеллектуальной книги, - 2001. - Т. 4. - С. 13—124.

9. Дильтей В. Описательная психология/ Дильтей В. М.: Русский книжник, 1924. - 16 с.

10. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский В.П. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 296-300 (352с.)

11. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская Программа В. Дильтея// Плотников Н. С. Дильтей, В. Собр. соч. - М.: Дом интеллектуальной книги, - 2000. - Т. 1. – 19 с.

12. Философия: Учеб. пособие для высш. учеб. завед. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2001. - С.30-72.

Наши рекомендации