II. Змей, сын Зари и Падение ангелов 12 страница

15 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 337.

16 Ibid. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 338.

17 Ibid.

18 Пс., 126: 2.

19 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 338. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 108a; Pt. V. Fol. 274, где устами рабби Елеазара, сына рабби Шимона, говорится, что Хе есть отдохновение высших и низших существ: вверху это покой Шхины в трансценденции, а внизу – Шхины в ее манифестации.

20 Ibid. Pt. I. Fol. 90b; Pt. I. Fol. 515; Appendix III. Сокровенный Мидраш. Fol. 14b, 15a; Pt. I. Fol. 90b; Pt. II. Fol. 694; Pt. I. Fol. 187a; Pt. II. Fol. 340.

21 Это, пожалуй, худшее слово, которое мог бы выбрать ученый и критик, живо чувствующий свой предмет. Юная дама Ковентри Патмора полагала, что таинство брака дурное таинство, но Зогар возносит его в области, о которых христианские церкви и помыслить не дерзали, хотя лично я встречал положения католического богословия, которые явно указывают на то, что Искупитель, возможно, в скрытом виде живет там.

22 Здесь же многозначительно добавляется, что Святой Благословенный проявляет о мужчине такую особую провиденциальную заботу, чтобы тот не заблудился в грядущем мире.

23 Есть немало ссылок, но, пожалуй, самая яркая – это: Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290.

24 Ibid. Pt. II. Fol. 101b; Pt. III. Fol. 410.

25 Здесь говорится о том, что гипотетически возможно осуществить в брачном состоянии через очищение тела и ума в плане единения душ. Высказывание в Зогаре, на котором основываются мои слова, по-видимому, содержат элементы всей тайны в аспекте явленности и то, каким образом имеющее быть сейчас лишь взаимностью в полном различии способно соединиться опытно в сознании. Я сознательно затемняю свое высказывание, поскольку сие невозможно говорить ad clerum.

* Сокровенный супруг (лат.).

* Ibid. Pt. II. Fol. 173b; Pt. IV. Fol. 128.

* Сокровенная супруга (лат.)

27 При передаче цитат из Писания переводчик Зогара по большей части старался придерживаться Вульгаты: конечно, было бы странно, если бы он выбрал какой-либо другой перевод, и я констатирую этот факт исключительно для того, чтобы показать, что он редко переводил de novo (заново). В Английской авторизованной версии читаем: «Любовь твоя лучше вина», а в Вульгате: «Quia meliora sunt ubera tua vino». В Русской синодальной Библии: «Ласки твои лучше вина» (Песн., 1: 3; 4: 10).

28 Zohar. Pt. I. Fol. 70a, b; Pt. I. Fol. 415.

29 Ibid. Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224.

30 Zohar. Pt. I. Fol. 14a, b; Pt. I. Fol. 82; Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224.

31 Ibid.

32 Ibid. Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224. Интенция здесь вполне самоочевидна: показать, что над тем процессом, на который указывается в Быт., 2: 24, когда говорится, что «будут одна плоть», есть другой и более возвышенный процесс, в результате осуществления которого становится возможным, что они (двое) станут одной душой. Вместе с тем один не без другого, и этот момент необходимо отметить, потому что некоторым умам может явиться противоположная идея. Высказывается мысль, что слова «В начале сотворил Бог» (Быт., 1: 1) скрывают ту же истину, что и другие слова: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт., 2: 22). В словах «Бог сотворил небо» два последних слова намекают на ту же тайну, что слова «И привел ее к человеку» (Быт., 2: 22). В «Бог сотворил небо и землю» три последних слова скрывают ту же тайну, что «кость от костей моих» (Быт., 2: 23). Все означает «землю жизни» (Zohar. Pt. I. Fol. 50b; Pt. I. Fol. 293, 294). Но еще сказано, что слово «небо» означает Шхину наверху, а слова «и землю» Шхину внизу, чей союз будет столь же совершенен в грядущий день славы, как и союз мужчины и женщины (Ibid. Pt. I. Fol. 50b; Pt. I. Fol. 295).

33 Ibid. Pt. I. Fol. 133b; Pt. II. Fol. 126.

34 Ibid. Pt. I. Fol. 151a; Pt. II. Fol. 192.

35 Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 193.

36 Ibid. Pt. I. Fol. 49b; Pt. I. Fol. 289.

37 Было и другое послание Сынам Учения относительно плода супружеских отношений. В случае отсутствия потомства их, по-видимому, минует кара в виде возвращения на землю через перевоплощение души.

38 Быт., 2: 18.

39 Считалось, что он был как бы в состоянии болезни и, как таковой, не участвовал в служении жертвоприношения. Только человек завершенный и в состоянии полноты и в этом смысле совершенный единением с женщиной имел право приносить жертву (Zohar. Pt. III. Fol. 5b; Pt. V. Fol. 12).

40 Несколько фантастическое положение; ведь в таком случае аналогичная опасность возникала даже при отлучении на час: кроме того, такой подход обесценивает союзы, осуществляемые в духе и истине, отдавая явное предпочтение чисто физической близости перед сродством сердечным, которому никакое расстояние не помеха. Но этот вопрос на самом деле возник потому, что дает возможность практикованию верности своему посвящению в лучшем духе Зогара. Еще один пример «лыка в строку»: средство оправдывает цель – провести эту идею верности.

41 Ibid. Pt. I. Fol. 49b, 50a; Pt. I. Fol. 289.

42 В другом месте говорится, что Шхина не отлучается от человека, пока тот соблюдает предписания Закона (Zohar. Pt. I. Fol. 232a; Pt. II. Fol. 516). Эта мысль базируется на скриптуральном авторитете Исх., 23: 22: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути» – и Исх., 33: 2: «Пошлю пред тобою Ангела [Моего]». Под этим Ангелом понимается Ангел-Избавитель, на которого ссылается Иаков (Быт., 48: 16), который наблюдает за человеком, принимает благословения свыше и ниспосылает их в нижний мир (Zohar. Pt. I. Fol. 230a; Pt. II. Fol. 508; Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 502).

43 См. среди других мест: Ibid. Pt. I. Fol. 49a; Pt. I. Fol. 284. Как я понимаю, с точки зрения Зогара причина более чем ясна: простая физическая близость еще не единство. Должно быть также понятно, что мы имеем дело не с мифом о сиамских близнецах. Было бы крайне сложно понять, что заложено в самом сердце этой истории, рассматриваемой гипотетически как нечто из далекого прошлого, если бы действительно ее надо было воспринимать как некий реальный факт. Она относится к «алчбе и жажде сердца» на пути к благословенной жизни через посредство земного состояния супружества. Несомненно, Сыны Учения не могли не находить в собственном брачном опыте перлы высочайшей ценности, которые их наследники нынче утратили и о которых мы даже не дерзаем мечтать. И, однако, мы непрестанно слышим немало недостойных вещей о горькой участи женщины в Израиле, причем нередко это исходит от обращенных в христианство евреев, вроде шевалье Драха, который, на мой взгляд, умудрился извлечь из своего обращения немало выгоды.

44 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. II. Fol. 508; Pt. I. Fol. 290.

45 См.: Талмуд. Трактат Евамот.

46 Zohar. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290. Та, что разделяет с Израилем его несчастья, входит с ним и в радость.

* М и ц в а – благое дело, которое вменяется в заслугу и обязанность исполняющего Закон.

47 Иов., 5: 24.

48 Zohar. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290.

49 Это часть созерцания отсутствующей и высшей красоты, в единении с той красотой, которая, хотя и ниже уровнем, присутствует в своей явленности и есть или может стать священнотаинством. Знаменательно и то, что союз во времени причаствует или может причаствовать союзу вечному, описываемому в одном месте как созерцание красоты Шхины, о чем уже говорилось (Ibid. Pt. II. Fol. 116a; Pt. III. Fol. 448, 449).

50 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 291. Сказано также, что Шхина исполняет волю господина дома. Не требуется особой проницательности, чтобы понять, что здесь подразумевается Моисей.

51 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 292.

52 Здесь необходимо отметить то, что иллюстрируется этим высказыванием в целом, а именно: что мужчина в своем супружеском союзе с женщиной становится домом, отмеченным Богоприсутствием. Возьмем другой пример с восхитительной и высокопоэтичной образностью: говорится, что око мужчины – это образ мира; белки – образ великого океана, объемлющего землю, а образ последней – «внутреннее кольцо», радужная дужка глаза. Внутри ее второе кольцо, и это образ Иерусалима, центра всего мира. А внутри этого кольца есть еще зрачок, он соответствует Сиону, и это и есть обитель Шхины (Zohar. Fol. 226a; Pt. II. Fol. 490, 491). Есть также физические и душевные компоненты человеческой личности, и есть сознание, это и есть место Божественного Присутствия, ожидающего от нас внутренней (само)реализации. Смысл же в том, что брак – это условие реализации.

53 Ibid. Pt. I. Fol. 14a, b; Pt. I. Fol. 82, 83.

54 Ibid. Pt. I. Fol. 49a, b; Pt. I. Fol. 286.

55 Быт., 28: 11; Zohar. Pt. I. Fol. 49b; Pt. I. Fol. 286.

56 В перспективе освящения, в которой Зогар рассматривает половой акт при условии соблюдения чистоты, что и есть состояние брака, было запрещение на совокупление in nuditate personarum (в обнаженном виде (лат.). – Пер.). Нарушившим этот запрет грозило посещение демонов, а дети, зачатые в таком соитии, рождались с признаками эпилепсии, одержимые Лилит. Вина усугубляется, если при этом горит лампа. Основывается ли этот запрет на авторитете Талмуда, мне неизвестно (Ibid. Pt. I. Fol. 14b; Pt. I. Fol. 83).

57 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290; Pt. II. Fol. 89b; Pt. III. Fol. 363.

58 Ibid. Pt. III. Fol. 219b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 556.

59 Ibid.

60 Ibid. Pt. I. Fol. 90b; Pt. I. Fol. 514, 515.

61 Ibid. Pt. I. Fol. 209a; Pt. II. Fol. 437. Здесь важна имплицитно выраженная мысль. Фригидные, лишенные любви и вдохновения союзы, то есть браки pro forma (формальные), по этой гипотезе негодны для высших целей: необходимо обоюдное и равное желание, рождаемое подлинной взаимной любовью, и это желание должно быть окрашено Божественной страстью.

62 Вот наставление по части супружеских отношений: «Mens sana in corpore sano et spiritus Deo adherens» (что можно перевести как «В здоровом теле здоровый дух Божий», вернее, «к тому прилепляется дух Божий» (лат.) – Пер.), но это прилепление обязано любви, возносящейся через все миры. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 78a; Pt. V. Fol. 213.

63 Сказано еще, что женщина образ жертвенника; в перспективе этой символики надо понимать, что мужчина – священник, о роде же самих жертвоприношений говорить не приходится. Далее в этой же связи говорится, что развод наносит урон жертвеннику – нижнему жертвеннику, потому что происходит расторжение мужского и женского, и в верховном жертвеннике, согласно каббалистической теории соответствий между Высшим Миром и нижним (Zohar. Pt. II. Fol. 102b, 103a; Pt. III. Fol. 415; см. также: Ibid. Pt. III. Fol. 78a; Pt. V. Fol. 213).

64 Быт., 1: 27.

65 Zogar. Pt. I. Fol. 55b; Pt. I. Fol. 320.

66 Быт., 5: 2. Русская синодальная Библия: «Благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их».

67 Ис., 25: 1.

68 Быт., 25: 26; Zogar. Pt. I. Fol. 199a; Pt. II. Fol. 387.

69 Быт., 2: 1.

70 Ис., 15: 1.

71 Zogar. Pt. II. Fol. 34a; Pt. III. Fol. 166.

72 Ibid. Pt. I. Fol. 206b; Pt. II. Fol. 427; Pt. I. Fol. 186a; Pt. II. Fol. 335.

73 Ibid.

74 Ibid. Pt. II. Fol. 139b; Pt. IV. Fol. 41, 42.

75 Здесь представляется целесообразным резюмировать ссылки на эти Врата, разбросанные в тексте, дабы избежать недоразумений в этом вопросе. Вот как выглядят эти положения в сжатом виде: 1) через 50 выходов из таинственных небесных дворцов Слово «Йод» – оно же, как мы знаем, есть Хохма – проникает в Хе (в Бине) (Ibid. Pt. I. Fol. 13b; Pt. I. Fol. 79); 2) есть одни Врата, которые суть синтез всех Врат, и одна Степень, или Ступень, которая суть синтез всех Ступеней; этими Вратами и Ступенью мы входим в славу Пресвятого Благословенного (Ibid. Pt. I. Fol. 103b; Pt. II. Fol. 19); 3) эти врата неведомы, потому что Израиль в изгнании, а вследствие этого все Врата закрыты (Ibid. Pt. I. Fol. 103b; Pt. II. Fol. 20); 4) Пятидесятые Врата Понимания являются или могут стать спасением всего мира (Ibid. Pt. I. Appendix I. Пропуски; Pt. II. Fol. 260a; Pt. II. Fol. 611; 5) Врата эманируют или соотносятся со стороной суровости (Ibid. Pt. I. Appendix III. Тайны Закона; Pt. II. Fol. 723, 724); 6) Моисей смог вступить только в 49 из 50 Врат Бины из-за Самаэля, духа зла (Ibid. Pt. II. Fol. 115a; Pt. III. Fol. 443); 7) соединение Отца и Матери породило 5 светов, которые в свой черед произвели 50 Врат Высших Светов (Ibid. Pt. II. Собрание Скинии. Fol. 122b, 123a; Pt. III. Fol. 473); 8) Свет Высшей Матери достигает нас через 50 Врат (Ibid. Pt. I. Fol. 137b; Pt. IV. Fol. 37); 9) посвятивший себя изучению Закона открывает 50 Врат Бины, что соответствует Йод, преумноженным Хе (Ibid. Pt. III. Fol. 216a; Pt. V. Fol. 548); 10) этим преумножением Моисей достиг Врат (Ibid. Pt. II. Fol. 223b; Pt. V. Fol. 565); 11) в отсутствие этих Врат Израиль будет обречен всегда оставаться в рабстве в Египте. Они находятся в области Верховной Матери, дарующей силу Матери внизу (Ibid. Pt. I. Fol. 262a; Pt. VI. Fol. 12). Как видим, о ясности тут говорить не приходится и вопрос остается открытым; но, по крайней мере, можно утверждать, что зогарические Врата Понимания относятся к иному модусу Понимания, чем тот, о котором идет речь в поздней Каббале, как это изложено в Книге пятой.

76 Zohar. Pt. I. Fol. 204b; Pt. II. Fol. 414.

77 Ibid. Pt. I. Fol. 205a; Pt. II. Fol. 217.

78 Ibid. Pt. I. Fol. 85b; Pt. I. Fol. 494.

79 Ср.: Книга четвертая. § X.

80 Ibid. Pt. II. Fol. 134a, b; Pt. IV. Fol. 30. Сказано, что Трапеза Пасхального Агнца содержит в себе Тайну Веры (Ibid. Pt. II. Fol. 135a; Pt. IV. Fol. 32).

81 Числ., 15: 38.

82 Втор., 11: 18.

83 Zogar. Pt. I. Fol. 141a; Pt. II. Fol. 150.

84 Ibid. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 151.

85 Ibid. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 152.

86 Песн., 4: 15.

87 Там же, 4: 12.

88 Там же, 4: 12.

89 Там же, 4: 15.

90 Zohar. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 152.

91 Ibid. Pt. I. Fol. 142a, b; Pt. II. Fol. 157. Разумеется, этим далеко не исчерпываются многочисленные ссылки, тем более что в этой формуле такая бездна смысла, что я попробую вкратце изложить дополнительную подборку: a) Высшая Тайна, являясь синонимом Тайны Веры, есть закон всего мира, преподаваемый в словах: «Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт., 9: 19), словно Зогар утверждает, что это событие отметило наступление новой эпохи в самом способе рождения поколений (Zohar. Pt. I. Fol. 73a; Pt. I. Fol. 432); б) Тайна Веры репрезентируется Иаковом (Ibid. Pt. I. Fol. 138b; Pt. II. Fol. 143); в) каждое слово Писания скрывает Высшую Тайну Веры, потому что все деяния Святого Благословенного зиждутся на справедливости и истине (Ibid. Pt. I. Fol. 142a; Pt. II. Fol. 154); г) Тайна Веры имплицитно понимается как Тайна пола (Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 193); д) Тайна Веры, равно как все небесные сущности исходят из соединения мужского начала с женским (Ibid. Pt. I. Fol. 160a; Pt. II. Fol. 229); е) одна из Тайн Высшей Мудрости в том, что спасение мира должно произойти от союза Иуды с Фамарью, как если бы где-то в мире было тайное святилище, которое неусыпно следит за тем, чтобы истинное наследие передавалось по линии Давида (Ibid. Pt. I. Fol. 188b; Pt. II. Fol. 344); ж) соединение Высшего и низшего миров составляет Тайну Веры (Ibid. Pt. I. Fol. 206b; Pt. II. Fol. 426); з) Высшая Тайна, сокрытая в Законе, есть Тайна Господа, и это тайна Святого Завета (Ibid. Pt. I. Fol. 236b; Pt. II. Fol. 533); и) в Чаше Благословений содержится Тайна Веры, и эта Тайна объемлет четыре стороны Пресвятого Престола (Zohar. Pt. I. Fol. 250b; Pt. II. Fol. 585); к) Царство будущего века составляет Тайну Веры – что понимается как освященное всюду единство (Ibid. Pt. II. Fol. 134a; Pt. IV. Fol. 30); л) Тайна Веры – это познание того, что Яхве есть Элохим (Ibid. Pt. I. Fol. 161a; Pt. IV. Fol. 100). На сей раз я опустил лишь высказывания слишком тривиальные или настолько темные, что потребовались бы пространные объяснения, так что можно сказать, что эти две подборки во всех отношениях передают суть дела и со всей ясностью говорят о природе Тайны, обозначим ли ее как Высшую Тайну или как Тайну Веры.

92 Ibid. Pt. I. Fol. 95b; Pt. I. Fol. 545.

93 Быт., 2: 10.

94 Zohar. Pt. II. Fol. 70a; Pt. III. Fol. 310. Здесь говорится, что создание человека по подобию Элохима является аллюзией на Тайну Мужского и Женского начала.

95 Это река жизни и душ в том смысле, что она проистекает из буквы Йод, понимаемой как орган Завета в Высшем Мире – semen superinexprimabile. Иногда эта идея выражена почти буквально.

96 Ibid. Pt. II. Fol. 66b; Pt. III. Fol. 292.

97 Ibid. Pt. I. Fol. 101b; Pt. II. Fol. 11, где шатер Сары понимается как шатер Шхины или сама Шхина. Есть и другие примеры: сказано, что вышний Иерусалим означает шатер в Ис., 40: 22 и означает Шхину (Ibid. Pt. II. Fol. 65b; Pt. III. Fol. 288).

98 Он же Собрание Израиля (Ibid. Pt. I. Fol. 63a; Pt. I. Fol. 369).

99 Ibid. Pt. I. Fol. 207b, 208a; Pt. II. Fol. 432. Они нисходят как мужское и женское уже смешавшись в одно. Это положение достаточно важно в мифе о душе.

100 См.: Ibid. Pt. I. Fol. 207b, 208a; Pt. II. Fol. 432, помимо других мест.

101 Ibid. Pt. II. Fol. 165b; Pt. IV. Fol. 111. Имеется в виду сфира Кетер, где Яхве в единстве с Элохимом, или, иначе, Бог и Его Шхина суть одно. Мы знаем, что буквы Йод и первая Хе Божественного Имени находятся в этой сфире.

102 Ibid.

103 Ibid. Pt. III. Fol. 8b; Pt. V. Fol. 23.

104 Ibid. Pt. II. Fol. 161b; Pt. IV. Fol. 101, 102.

105 Ibid. Pt. I. Fol. 26a, b; Pt. I. Fol. 164.

106 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84. Здесь говорится, что Шхина есть первое из всего, что есть, причем то же утверждается о Метатроне.

107 Ibid. Pt. I. Fol. 278a, b. Верный Пастырь; Pt. II. Fol. 647. Также сказано, как мы видели, что Завет со Шхиной на веки вечные (Ibid. Pt. III. Fol. 257a; Pt. V. Fol. 597).

108 Следует заметить, что только в одном месте в тексте говорится о том, что целью создания прототипической Евы и полагания ее лицом к лицу с мужчиной было формирование союза мужского и женского по образу единства Яхве и Элохима, то есть без примеси плотской и нечистой чувственности (Zohar. Pt. II. Fol. 258b; Pt. IV. Fol. 291, 292). Мне это кажется ссылкой на пренатальное состояние, поскольку вещи следует сообразовывать с их природой: духовные союзы – это одно дело, и у них своя цель; физический союз – другое дело, и Природа через них увековечивает виды.

109 На этом основании и сказано, что человек – понимаемый как мужчина и женщина – является синтезом Яхве и Элохима (Ibid. Pt. III. Fol. 48a; Pt. V. Fol. 134).

110 Повторяется еще, что все души исходят из небесной области, именуемой Ях (Йа), она же есть источник мудрости. Она называется Святым Духом, и все души пребывают там (Ibid. Pt. II, 174a; Pt. IV. Fol. 120). По другой версии, эти души, которые одушевляют человеческие существа, исходят или эманируют из Того, Кто именуется Праведным (Ibid. Pt. I. Fol. 70a; Pt. III. Fol. 310).

111 Ibid. Pt. III. Fol. 168a; Pt. V. Fol. 434 и в других местах.

112 Быт., 1: 20. Цит. по Пятикнижию Моисееву с дословным русским переводом К. Штейнберга.

113 Они воды Хохмы и Бины, Йод и Хе в их единении, или, иначе, по другой форме символики это те воды, что выходят из сфиры Кетер под сенью Божественного Имени Ях (Йа).

114 Быт., 1: 20.

115 Это положение встречается только в одном месте и является скорее поэтическим оборотом.

116 Zohar. Pt. I. Fol. 273a; Appendix I. Книга Сияния; Pt. II. Fol. 641.

117 Ibid. Pt. I. Fol. 48a; Pt. I. Fol. 278. Вина за такое воздержание неизменно гипертрофируется в присущей Зогару манере, и, если попытаться в этом разобраться, надо вспомнить, что человек – ex hypothesi – возвращается в эту жизнь в другом теле и имеет шанс исправить содеянное.

118 И напротив, в другом месте утверждается, что они исходят из мира Божественного; но эта проблема особо в расчет не принимается, как и все, что в Зогаре касается неверных: вопрос априорно относится к разряду второстепенных. В буквальной же форме при всех вариациях эта мысль сводится к одному: все человеческие души сходят с небес (Ibid. Pt. I. Fol. 13a; Pt. I. Fol. 77).

119 Есть по крайней мере одно место, в котором правая и левая сторона являются, как можно понять, двумя путями выступления в проявленное состояние, помимо всяких понятий о сфирот (Ibid. Pt. I. Fol. 160a; Pt. II. Fol. 229).

120 Ibid. Pt. I. Fol. 13a; Pt. I. Fol. 77.

121 Высказывания крайне темные и противоречивые, но я уже излагал мысль о том, что Древо сфирот в действительности Древо Жизни; есть также намеки на то, что Древо Познания Добра и Зла также сфиротическое по своим атрибуциям, где добро его правая, а зло левая сторона. Кроме того, зогарическая Каббала признавала существование зеркального Древа (то есть Антидрева), означаемого как Нижняя Корона по аналогии с Высшими Коронами, то есть с Древом сфирот. Из наиболее значительных ссылок приведу следующие: а) имелись десять отвратных Корон, и все они соответствовали десяти видам магии, понимаемым как инфернальные, потому что Зогар не делает различия между белым и черным в оккультных науках (Zohar. Pt. I. Fol. 167a; Pt. II. Fol. 257); б) нижние короны суть ответвления одного и того же Древа (Pt. I. Fol. 167a; Pt. II. Fol. 257); в) Закон Соответствий распространяется и на эти вещи, поскольку, как мы знаем, царство демонов строится по модели Царства Божьего (Ibid. Pt. II. Fol. 37b; Pt. III. Fol. 179); г) существует триада демоническая в подражание Божественной Высшей Триаде (Ibid. Pt. II. Fol. 40b; Pt. II. Fol. 189); д) есть и нижние дворцы, соответствующие дворцам высшим, и – как тех – их семь; е) есть и иерархия демонов по аналогии с чинами Блаженных ангелов – Серафим – Серафим и т. д. (Ibid. Pt. II. Fol. 247b; Pt. IV. Fol. 281); ж) названия отвратных сфирот те же, что и высших: мудрость и т. д., причем все их качества отражены с полной зеркальной противоположностью (Ibid. Pt. III. Fol. 70a; Pt. V. Fol. 190); з) и наконец, сказано – и это проливает дополнительный свет на другой предмет, который мы только что анализировали, – что есть десять отвратных сфирот на правой и десять на левой стороне, как в Высшем Мире. Это пример альтернативного осмысления правой и левой стороны в Зогаре. Я не берусь утверждать, будто через все эти примеры проходит некая центральная идея, но, если это было бы и так, сам способ выражения не менее темен, чем там, где он сознательно заводит в тупик (Ibid. Pt. III. Fol. 207a; Pt. V. Fol. 527).

122 Ibid. Pt. I. Fol. 245a, b; Pt. II. Fol. 570, 571.

123 Хотя у нас не было случая особо останавливаться на этом, учитывая, что в мою задачу не входит выявление ортодоксальных или неортодоксальных теологических положений, мне кажется, что читатели сейчас уже имеют на руках более чем достаточно доказательств того, что зогарическая система не эманационистская, как и не пантеистическая. Исходящее из Эйн-Соф в полную сокрытость и все же в относительную проявленность Древа Верховных сфирот можно назвать эманацией из Эйн-Соф, но, поскольку остается вопрос о Божественных Сущностях, все это учение совершенно ортодоксальное. В данном случае мы имеем дело с символом порождения, который отнюдь не синонимичен эманации.

124 Ibid. Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 703.

125 На общую тему см. также: Ibid. Pt. III. Fol. 283b, 284a; Pt. VI. Fol. 64, 65. А также: Ibid. Pt. I. Fol. 43b; Pt. V. Fol. 120, 121; Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 703.

126 См. по общему вопросу: Ibid. Pt. III. Fol. 283; Pt. V. Fol. 64. А по этому более узкому пункту: Ibid. Pt. II. Fol. 229a; Pt. II. Fol. 503.

127 Как мы уже видели, реинкарнация сама по себе нежеланна, однако оправдана – ex hypothesi – сообразными причинами. Из этого следует, что есть менее благоприятная альтернатива. Однако такое предположение или заявление высказывается лишь спорадически и вне связи с другими положениями и совершенно не согласуется с тем, что говорится до него и после.

128 Более полно это раскрывается в других местах в тексте.

129 Эта тема неизменно возвращается в Зогаре, и мы уже видели, что здесь, как и в других местах, налицо троичность. Есть: а) Пренатальный союз; б) союз на земле и в) союз в жизни духа после всеобщего воскресения. Здесь первым делом надо отметить две вещи, а именно что мы ничего не слышим о брачной жизни после воскресения, или в том состоянии, в котором увековечение физической оболочки как бы провозглашает вечное отлучение человека от Бога, в плане того, что понимается мистикой относительно единства; но, во-вторых, принимая во внимание все аналогии, не может быть сомнения в том, что воскресшие тела вступят в жизнь реальных отношений, поскольку они полные тела.

130 Zohar. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189, 190. Но есть и другие ссылки.

131 Ibid. Pt. II. Fol. 51b; Pt. III. Fol. 229.

132 Ibid. Pt. II. Fol. 51a; Pt. III. Fol. 230. Сказано, что эти же Божественные Силы были вверены Еноху (Ханоху), когда он удостоился стать Метатроном; привожу о нем подборку высказываний: а) ему поручено управление земным миром (Ibid. Pt. I. Fol. 143a; Pt. II. Fol. 161); б) он приводит в движение все свои воинства силою одной буквы в своем имени – судя по всему, любой, поскольку нет никакой конкретизации (Ibid. Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 705); в) он верховный Змей (Ibid. Pt. II. Fol. 28a; Pt. III. Fol. 134); г) это поясняется: Ibid. Pt. I. Fol. 27a; Pt. I. Fol. 171, где сказано, что он благоволит человеку, когда превращается в жезл – например, Аарона или Моисея, – но в виде змеи он против человека; д) река, вытекающая из Эдема, чтобы орошать Сад (Быт., 2: 19), – это Енох, иначе именуемый Метатрон; но это нижний Эдем, а не Эдем Высшего Мира. Это место, называемое Пардес, имя, по уверению Франка, никогда не встречающееся в Зогаре (Ibid. Pt. I. Fol. 27a; Pt. I. Fol. 168, 169); е) по отношению к высшим воинствам он то же, что Самаэль по отношению к низшим воинствам (Ibid. Pt. II. Fol. 42a; Pt. III. Fol. 191); ж) он зовется Служителем и объемлет шесть направлений пространства (Ibid. Pt. I. Fol. 94a; Pt. III. Fol. 377); з) сказано, что души исходят со стороны Метатрона и со стороны Шхины, но, как можно понять, не путем рождения, как между мужчиной и женщиной (Ibid. Pt. I. Fol. 94b; Pt. III. Fol. 379); и) он также называется «отроком» (молодым человеком), и это он пребывал в Скинии Моисея (Ibid. Pt. II. Fol. 143a; Pt. IV. Fol. 54); к) он помогал в возведении Скинии (Ibid. Pt. I. Fol. 159a;

Pt. IV. Fol. 96); л) он был стражем Соломонова Храма (Zohar. Pt. I. Fol. 164a; Pt. IV. Fol. 107); м) школа Метатрона – это Школа Святого Благословенного (Ibid, Приложение III. Fol. 287a; Pt. IV. Fol. 314); н) завеса Скинии – его символ (Ibid. Pt. I. Fol. 293a; Pt. IV. Fol. 314); о) он как Михаил, ибо он приносит души праведников Богу (Ibid. Pt. III. Верный Пастырь. Fol. 29a, b; Pt. V. Fol. 81); п) есть довольно темное высказывание, которое надо понимать так, что он может быть ангелом Солнца, и еще сказано, что он сосет для очищения молоко своей матери, и будто бы она – это Матрона в Бине, а он Рожденный Сын, или Вав (Ibid. Pt. III. Fol. 64b; Pt. V. Fol. 177); р) у него ключи от неба (Ibid. Pt. III. Fol. 171b; Pt. V. Fol. 445); с) во время изгнания он Домоправитель; он радуга, имя ему Шаддай (Ibid. Pt. III. Fol. 215b; Pt. V. Fol. 547); т) он стар и снова юн (Ibid. Pt. III. Fol. 217a; Pt. V. Fol. 530); у) он муж Малого Лика, другими словами, он десятая сфира – Малкут; и здесь надо вспомнить, что есть положение, по которому Вав сошел на землю в союзе с Хе последней (Ibid. Pt. III. Fol. 223b; Pt. V. Fol. 565); ф) как сказано в другом месте, он одежда Шаддая (Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571); х) еще отмечено, что он для Шхины то, что дни недели для Субботы, – как если бы он действовал, а она покоилась (Ibid. Pt. III. Fol. 243b; Pt. V. Fol. 381); ц) он нищ в изгнании – то есть в изгнании Израиля, и его пропитание – молитва (Ibid. Pt. III. Fol. 278a; Pt. V. Fol. 51). Я опустил лишь незначительные упоминания и одно фантастическое сравнение, которое только запутало бы нас. Помимо смехотворной вступительной части темы Еноха, эти пассажи, как я полагаю, со всей ясностью подводят к отождествлению Метатрона с Сыном, проницающим собой миры под миром Ацилут и кто не совсем явно в единстве со Шхиной и, однако, не вне ее в период падения и рассеяния избранных. Временами, а возможно, вообще они отдельны друг от друга; иногда их встречают вместе; и цель их – полное соединение.

133 Ibid. Pt. II. Fol. 246a; Pt. IV. Fol. 279.

134 Ibid. Pt. II. Fol. 167b; Pt. V. Fol. 434.

135 Ibid.

136 Не вполне ясно, сын ли это рабби Шимона.

137 Не могу не заметить, что это вступает в противоречие с Верным Пастырем, где сказано, что в мире грядущем не будут ни есть, ни пить, что там нет места супружеским отношениям, что блаженство праведников – как мы и сами видели – созерцать красоту Шхины (Ibid. Pt. II. 116a; Pt. III. Fol. 448, 449).

138 Ibid. Pt. III. Fol. 168a; Pt. V. Fol. 434.

139 Ibid.

140 Притч., 11: 30.

141 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 337.

142 Вместе с тем я вынужден отклонить, пусть условно, одно свидетельство другого толка, где высказывается предположение, согласно которому души всегда появлялись через соитие, зачатие и рождение.

143 Zohar. Pt. I. Appendix III. Тайны Закона. Pt. II. Fol. 730. Однако можно предположить, что думать о другой все же возможно, поскольку в брачную ночь с Лией Иаков думал о Рахили, хотя, как сказано, и не намеренно.

Наши рекомендации