Тема 9. Философия софистов и Сократа

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Характерные черты философии софистов.

Софизм как основной логический прием софистов.

Значение деятельности софистов.

Философия Протагора.

Философия Сократа.

7. "Сократические школы".

1. Софисты- философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школь' выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в каче­стве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторском) искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" • мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых: старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разде­лял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правиль­ность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недо­казанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря кото­рым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логи­ческой трудности софизма, а в результате некорректного использова­ния логических смысловых операций. В указанном софизме первая по­сылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты вне­сли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний сре­ди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древ­негреческими просветителями).

 

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор(V в. д, н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, он( является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больном; покажется горьким"); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произ­ведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благе для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщи­ков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в спо­ре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Прота­гора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софисти­ке, был Сократ(469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вен шел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам; подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора)' темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, люб­ви, чести и т. д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном обра­зовании; ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказатель­ства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Пла­тона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

7. "Сократические школы"- философские учения, сложившиеся под вли­янием идей Сократа и развитые его учениками.

К числу "сократических школ" относятся: Академия Платона, школа киников, киренская школа, лигарская школа, элидо-эритрийская школа.

Академия Платона- религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских про­блем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 11000 лет).

Киники- философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли своифилософские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяж­нический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, кон­центрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").

Киренская школаоснована в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье восприни­мали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для дос­тижения наслаждения.

Мегарская школаоснована учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Про­тивоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище "спорщики".

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - "Куча" и "Лы­сый", с помощью которых пытались понять диалектику перехода коли­чества в качество.

Апория "Куча": "Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?"

Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по одному воло­су, то с какого момента он становится лысым? Можно -ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лы­сым? Можно ли установить грань, разделяющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"

Наши рекомендации