Словарь предметов и терминов

Апсары (apsaras) – в индийской мифологии прелестные небесные танцовщицы и куртизанки. Доставляют в мир Индры павших в битвах героев и всячески их ублажают, подобно мусульманским гуриям. Также по поручению богов соблазняют подвижников, чьё могущество чрезмерно возрастает и начинает угрожать их власти. Наиболее известны: Менака, Рамбха, Урваши.

Аргхья (arghya) – «почётная вода», одно из подношений гостю.

Асуры (asurAH) – класс демонических существ, противопоставляемый богам (как ракшасы людям, пишачи – теням усопших). Разделяются на два вида: дайтьи (см.) и данавы (см.). В послеведийской мифологии периодически ведут войны с богами, возглавляемыми Индрой, одерживают временные победы, но потом терпят поражение благодаря вмешательству высших богов (Вишну или Шивы), а в Деви-махатмье - Богини.

Ашрам (Azrama) – место уединения мудрецов-подвижников, лесная обитель. Не путать с ашрамом – стадией жизни.

Балагрихи (bAlagRhAH) - собирательное обозначение зловредных духов, "охватывающих" детей (в т.ч. нерождённых, пребывающих в утробе матери) и "забирающих" их жизнь и здоровье.

Бали(bali) – жертвоприношение пищей домашним божествам, людям, животным, птицам, а также неодушевленным объектам, одно из обязательных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастха.

Брахманы (brAhmaNAH) – см. варны.

Бхуты (bhUtAH) – злые духи, один из разрядов низших демонов. Считаются душами мёртвых, умерших насильственной смертью или оставленных без погребальных обрядов. Включаются в демоническую свиту Шивы.

Ваджра (vajra) – оружие Индры в его битвах с асурами, в эпосе служит эталоном твёрдости и разящей мощи.

Вайшьи (vaiSyAH) – см. варны.

Вамачара (vAmAcAra) – см. тантризм.

Варны (varNAH, ед. число – varNa букв. «краска, цвет») – четыре сословия традиционного индуистского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшьи (крестьяне, ремесленники и торговцы), шудры (низшее сословие, обязанное обслуживать три остальных).

Васу (vasavaH) – группа, включающая восемь божеств, олицетворяющих природные явления: Ахар – день, Дхрува – полярная звезда, Сома – луна, Анала – огонь, Анила – ветер, Прабхаса – заря, Пратьюша – свет. В разных вариантах имена могут варьироваться. Группа возглавляется Индрой, который, однако, в неё не входит.

Вашаткара (vaSaTkAra) – возглас «вашат», произносимый при жертвоприношении и обращённый к мудрецам.

Веды (vedAH) – четыре священные книги индуизма, существовавшие предвечно: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний). Веды могут изучать только представители трёх высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры и женщины к чтению Вед не допускались.

Виндхья (vindhya) – горный хребет, создающий естественную границу между Северной Индией и Деканским полуостровом.

Гандхарвы (gandharvAH) – существа полубожественной природы, обитающие на небе и передвигающиеся по воздуху. В эпосе и пуранах выступают как небесные музыканты и прислуживают на пиршенствах богов.

Грантхи (granthayaH) – узлы, представляющие собой загрязнения (мала) телом, майей и кармой и пронзаемые кундалини при ее поднятии наверх. Обычно выделяют три грантхи: Рудра-грантхи, Вишну-грантхи и Брахма-грантхи.

Гуны (guNAH) – три взаимно соотносительных онтологического аспекта любого природного сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть которых – движущая сила, механизм миропроявления. Всего гун три: 1). Тамас, источник инертности, невежества и иллюзии, 2). Раджас, активное, деятельное, стимулирующее начало, 3). Саттва, основа умиротворённости и благости.

Дайтьи (daityAH) – вид асуров, произошедших от одной из старших жён Кашьяпы Дити.

Данавы (dAnavAH) – вид асуров, произошедших от одной из старших жён Кашьяпы Дану.

Даухриды – род асуров, сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Дваждырождённые (dvija, dvijAti) – члены трёх высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи. Индуисты полагают, что человек, не приобщившийся к знанию Вед, имеет только одно, физическое рождение и этим не отличается от животных. Человек же, прошедший обряд посвящения и приобщившийся к знанию Вед, обретает второе, высшее своё рождение и поэтому называется дваждырождённым. Иногда дваждырождёнными именуются только брахманы.

Деви-сукта (devIsUkta) – гимн Богине как божественной речи Вак, включённый в Ригведу (Х,125).

Джива (jIva) – индивидуальная душа, Атман, в её воплощённом, ограниченном состоянии.

Джняна-шакти(jJAna-zakti) - одно из трех основных проявлений Шакти, сила знания. Олицетворяется Маха-Сарасвати.

Иччха-шакти (icchA-zakti) - одно из трех основных проявлений Шакти, сила желания. Олицетворяется Маха-Лакшми.

Кала (kAla) - единица времени, соответствующая примерно 1,6 минуте.

Калаки (kAlakAH) – род асуров, сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Каликейи(kAlikeyAH) – род асуров, относящихся к данавам и сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Кальпа (kalpa) – одна из основных космических единиц времени. 1 кальпа равна 4320 млн. земных лет и составляет один день Брахмы, равный по длительности одной ночи. Кальпа делится на 14 манвантар (см.), каждая из которых содержит 71 махаюгу.

Камандалу (kamaNDalu) – небольшой сосуд для воды (обычно изготавливаемый из дерева или тыквы). Один из атрибутов Брахмы.

Камбу (kambu) – род асуров, сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Каштха (kASTha) – единица времени, соответствующая примерно 0,8 минуте.

Кинджалкини (kiGgalkinI) – чудесная гирлянда, принадлежащая океану.

Котивирья(koTivIrya) – род асуров, сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Коша(koza, букв. «оболочка, слой, вместилище») – одна из пяти оболочек, через которые душа действует одновременно на различных планах бытия. Существуют следующие коши:
1).аннамайя - коша (annamaya-koza, букв. «оболочка из пищи»), физическое тело, самая грубая из оболочек,
2).пранамайя-коша (prANamaya -koza, букв. «оболочка из праны»), также известна в оккультизме как эфирное тело, существует внутри физического тела как его источник жизни и дыхания,
3).маномайя-коша (manomaya-koza, букв. «оболочка образуемая умом». В оккультизме – низшее астральное тело. Инстинктивно-интеллектуальная оболочка обычного мышления, желаний и эмоций. Местопребывание индрий, сенсорных и моторных органов,
4).виджняна – майя-коша (vijJAnamaya-koza, букв. «оболочка познания»), ментальная познавательно-интуитивная оболочка. Содержит высшее мышление, виджняну – прямое познание, интуицию,
5).анандамайя-коша (Anandamaya -koza, букв. «оболочка блаженства»). Интуитивно-сверхсознательная оболочка или причинное тело. Эта самая внутренняя форма души является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей.
После смерти живого существа распадаются только его физическое тело (аннамайя-коша) и эфирное тело (пранамайя-коша), остальные три коши продолжают существовать. Физическое тело (аннамайя-коша) также называется стхула-шарира ( sthUla-zarIra, букв. «грубое тело»). Пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши составляют сукшма-шариру (sUkSma-zarIra, букв. «тонкое тело») или линга-деху (Linga-deha). Анандамайя-коша также именуется карана-шарира ( kAraNa-zarIra, букв. «причинное тело»).

Крия-шакти (kriyA-zakti) – одно из трех основных проявлений Шакти, сила действия. Олицетворяется Маха-Кали.

Кундалини (kuNDalini, букв. «свернувшаяся кольцами») в тантрической йоге тонкая духовная энергия, располагающаяся у основания позвоночника каждого живого существа на уровне тонкого тела. Символически изображается в виде свернувшейся в несколько витков змеи. Считается, что у обычных людей эта энергия находится в пассивном, «спящем» состоянии. Пробудить её – значит сделать шаг к обретению освобождения. Пробуждение кундалини вызывается специальными практиками (см. панчамакара). Пробудившись, кундалини движется вверх по центральному энергетическому каналу (сушумна – нади), который находится внутри позвоночника и активизирует чакры. Прохождение кундалини вызывает необычные физиологические и психологические явления. Если кундалини проходит через шесть чакр, то через макушку головы она выходит из тела, соединяясь в седьмой чакре с «миром Шивы»; что вызывает ощущение экстаза. В тантризме кундалини понимается также как творящее космическое начало. В этом случае она именуется Махакундалини, т.е. «великая кундалини», которая, сотворив мир, «засыпает» у основания мировой горы (Меру) и пробуждается только в момент космического растворения (пралайя).

Куша (kuza) – священная трава Poa Cynosuroides, относящаяся к семейству злаковых (разновидность лугового мятлика), используемая в индуистских ритуалах.

Кшатрии (kSatriyAH) – см. варны.

Манвантара (manvantara, букв. «период Ману») – период в индуистской хронологии, равный продолжительности жизни Ману (см.) или 306720 тысяч лет. В кальпе насчитывается 14 манвантар. Каждая манвантара имеет своего Ману, Индру и других богов.

Мантры (mantrAH) – звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из писаний. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе для успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при посвящении. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели и устройства. В шактизме антры считаются звуковыми воплощениями Богини-Матери. Особый класс мантр в шактистской практике составляют мантры, «наделенные семенем», или биджа-мантры («биджа» - на санскрите «семя»). Биджа-мантра - это однослоговая мантра типа ОМ, ХРИИМ, АИМ и т. п. Каждое божество имеет свою биджа-мантру. Правильно повторяя эту биджа-мантру, практикующий усваивает ее сущность, что позволяет ему непосредственным образом «ассимилировать» божество. В шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистичеких спекуляциях о слове как о творческом логосе (ср. концепции эллинизма и учение Филона о «словах-семенах» – Logos spermatikoi). Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока Бхагавад-Гиты 8:10.

Матери – см. матрики.

Матрики (mAtRkAH) – группа богинь, воплощений шакти различных богов. Их число в различных источниках колеблется от семи-восьми до шестнадцати и более. В Деви-махатмье описываются как отряд воительниц, произведённых богами для помощи Богине в её борьбе с асурами. Их имена: Брахмани, произведённая Брахмой, Махешвари – Шивой, Каумари – Карттикеей, Вайшнави – Вишну, Варахи – Варахой, Нарасимхи – Нарасимхой, Айндри – Индрой. Имеют то же облик и атрибуты, что и породившие их боги. Матрика – менее персонифицированная, более абстрактная шакти, чем непосредственные супруги богов (например, супруга Вишну – Лакшми, а соответствующая матрика – Вайшнави). Также матриками именуются священные буквы алфавита деванагари, которые также считаются проявлениями Богини.

Маурьи (mauryAH) – род асуров, сражавшихся на стороне Шумбхи и Нишумбхи.

Махакундалини(mahAkuNDalini) – см. кундалини.

Меру (meru) – центр мира, огромная космическая гора из золота и драгоценных камней, тождественная космическому столпу или мировому древу.

Мриданга (mRdaGga) – обтянутый кожей двухсторонний барабан, корпус которого расширяется к середине, один из многочисленных и древнейших индийских ударных инструментов.

Наваратри (navaratri, букв. «девять ночей») – один из крупнейших праздников индуистов, прежде всего шактистов. Отмечается два раза в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель – май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь – октябрь). Осенний Наваратри отмечается наиболее пышно. Первые три дня Наваратри посвящают Кали, вторые – Лакшми, а последние – Сарасвати. Наваратри осенний можно рассматривать и как предварительную часть праздника дассера или дасаин, называемый также виджаядасами (победный десятый день), который отмечается на десятый день светлой половины месяца ашвина и посвящен победе Рамы над Раваной. У шактистов существуют легенды о том, что сам Рама и учредил празднование осеннего Наваратри: он поклонялся Богине ради обретения победы над владыкой ракшасов, похитившим Ситу.

Нандана (nandana, букв. «радующий») – райский сад Индры.

Панчамакара (paJcamakAra, «пять (предметов) на букву м, иное название «панчататтва») – эзотерический тантрический ритуал, практикуемый в тантре «левой руки» (вамачара). В этом ритуале используются мясо (мамса), вино (мадья), мудра (жареное зерно) и, наконец, соитие (маитхуна). Панчамакара проводится в группе особо посвящённых аспектов под руководством наставника.

Париджата (pArijAta) – мифическое дерево, появившееся во время пахтания молочного океана богами и асурами. Индра взял его себе и посадил в своем саду Нандана. Ствол париджаты – из золота, с ветвей свисают гроздья разнообразных ароматных плодов.

Патала (pAtala) – один из подземных миров, иногда этим словом обозначался подземный мир вообще.

Пинака (pinAka) – название лука Шивы.

Пишачи (pizAcAH) – один из низших разрядов демонов. Ассоциируются с мёртвыми, описываются как обитатели кладбищ; вместе с бхутами и др. низшими злыми духами появляются и пляшут на полях сражений.

Пуджа (pUjA, букв. «поклонение») – индуистский ритуал поклонения, выполняемый в доме, храме или святилище перед мурти - освященным изображением бога (который считается в нём обитающим) или другим священным объектом или перед почитаемой личностью. Традиционно пуджа состоит из 16 элементов.

Пураны (purANAH,букв. «древние (сказания)», мн. ч. от ед. purANa) – класс священных индуистских текстов, в отличие от Вед доступных для всех. Пураны освещают пять основных тем: 1. Sarga - первотворение (творение мира в целом), 2. Pratisarga - вторичное творение, 3. VaMSa - родословие (генеалогия богов, царей и мудрецов), 4. Manvantara - манвантары (эпохи правления Ману), 5. VaMSa-carita - деяния родов (прежде всего представителей Солнечной и Лунной царской династий). Эти элементы зафиксированы уже в санскритском словаре Амаракоша (4 в. н. э.). Помимо этого, в пуранах содержатся сведения из области астрономии, географии, грамматики, музыки и др. Составителем всех пуран считается мудрец Вьяса. Традиционный канонический свод пуран включает в себя 18 махапуран (главных пуран) и 18 упапуран (младших пуран). Фактически же существует 20 махапуран и несколько десятков упапуран. Пураны делятся на группы в зависимости от того, какое божество в них провозглашается главным: Вишну (Кришна), Шива, Брахма или Шакти (Деви). К шактистским пуранам относятся Деви-, Девибхагавата-, Калика- и Махабхагавата-пураны. ДМ, хотя и является в целом самостоятельным произведением, входит в состав Маркандея-пураны.

Ракшасы (rakSasAH) – разряд демонов, злые существа, враждебные людям. Описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям отшельников, колдуны и оборотни, принимающие любой облик.

Риги – гимны Ригведы.

Савитри (savitrI) – название мантры, части гимна Ригведы (111,62.10), обращённого к богу Солнца. Эта мантра, именуемая также Гаятри, считается самой священной.

Саманы (sAmAni) – песнопения, мелодии, священные тексты, входящие в Самаведу и предназначенные для пения.

Сансара (saMsAra) – странствование из жизни в жизнь, мир бренного и преходящего. В индуизме понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и различных сферах бытия. Смена телесных оболочек в сансаре определяется законом кармы.

Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») – эзотерическая традиция в индуизме (особенно в шиваизме и шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в буддизме и джайнизме. Основные признаки индуистского тантризма таковы:

1). Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском и динамичном женском.

2). Интерес к онтологии женского начала.

3). Детальное отождествление макро- и микрокосма, так, тело человека уподобляется вселенной.

4). Не отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением).

5). Дживанмукти (освобождение при жизни) как высшая цель.

6). Перевес практической составляющей над теоретической, тантризм – это прежде всего практика.

7). Активное использование магии, оккультизма, стремление к обретению сиддхи (психических сверхспособностей).

8). Активное использование йоги.

9). Существенное значение энергии слова, велика роль разнообразных мантр.

10). Эзотеризм, сокрытость от непосвященных. Наличие различных ступеней посвящения.

Существуют три главные ветви индуистского тантризма: 1). «тантра правой руки» (дакшиначара), не противоречащая установлениям обычного индуизма и сводящаяся к ритуализму, 2). «тантра левой руки» (вамачара), использующая практики, выглядящее как нечто противоречащие этим установлениям: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды (см. панчамакара), 3). «тантра срединного пути», отвергающая крайности и вамачары, и дакшиначары, и делающая особый акцент на здоровый образ жизни и йогические методы поднятия кундалини. Также «тантру срединного пути» именуют каула-тантризмом.

Таттвы (tattvAH, мн. ч. от ед. tattva «истина, действительность») 1). Первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, «кирпичи», из которых строится мироздание. В классической санкхье рассматриваются 25 таттв. Шактизм же, как и шиваизм, признаёт 36 таттв (25 таттв санкхьи + 11 дополнительных), 2). Один из пяти элементов ритуала панчамакара.

Три десятка (tridAzAH) – в индийской мифологии число богов круглым счетом составляет тридцать, хотя их насчитывается гораздо больше. В эту группу входят 12 адитьев, 8 васу и 10 рудр.

Турья (tURya) – музыкальный инструмент, возможно духовой (наподобие горна).

Удгитха (udgItha) – мелодия, в сопровождении которой жрец поёт гимны-саманы из Самаведы.

Упанишады (upaniSad, букв. «сидение у ног (учителя») – класс священных индуистских текстов, завершающий разряд литературы Вед (Шрути). Традиционно насчитывается 108 упанишад, но в реальности их более 200. Из них от десяти до шестнадцати классифицируются как «главные» или «великие», комментарии к ним составляли различные индийские философы на протяжении столетий. Упанишады содержат эзотерические знания, передававшиеся наставником из уст в уста ученику. Основное содержание их составляют учения о единстве индивидуального Я - Атмана и вселенского абсолюта – Брахмана, реинкарнации, карме и различных путях освобождения. Существуют и восемь особых шактистских упанишад: Трипуратапини-, Сита-, Деви-, Саубхагья-Лакшми- и др. Некоторые тантрические тексты по форме являются упанишадами (например, Каула, Трипура).

Уткрантида (utkrAntidA) – копье бога смерти Ямы.

Хома (homa) – обряд помещения в огонь жертвенного дара ( havis), которым служит преимущественно топлёное масло.

Чакра (cakra, букв. «круг, колесо») – в йоге и тантризме энергетический центр в тонком теле индивида. Выделяются семь чакр, расположенных одна над другой вдоль позвоночного столба: муладхара (локализуется в районе тазового сплетения), свадхиштхана (гениталии), манипура (пупок), анахата (солнечное сплетение), вишуддха (горло), аджня (междубровье), сахасрара (помещается над макушкой головы). Каждая чакра имеет свою сложную символику.

Чарита (carita) – здесь один из трёх разделов ДМ.

Шакти (zakti, букв. «мощь») – божественная сила или энергия, женская манифестация божества. Персонифицируется в образах различных богинь. Шакти с большой буквы – одно из имён единой великой Богини-Матери.

Шактизм – одно из трёх направлений в индуизме, в основе которого лежит поклонение женскому началу в его разнообразных проявлениях.

Шарнга (zArGga) – «роговой», название лука Кришны.

Шастры (zAstrAH) – индуистские религиозно-философские трактаты, в широком смысле – сочинения по всем областям знания.

Шлока (zloka) – главный стихотворный размер эпоса и пуран, широко используемый в санскритской литературе, состоит из четырёх пад (полустиший), каждая из которых включает восемь слогов.

Экарнава (ekArNava) - космический океан, в котором до творения мира было растворено все существующее.

Яджусы (yajUMSi) – жертвенные формулы Яджурведы.

Якши (yakSAH) – добрые или преимущественно безвредные существа полубожественной природы. Составляют свиту Куберы и считаются хранителями его сокровищ. Чаще всего изображаются в виде прекрасных женщин и мужчин.

БИБЛИОГРАФИЯ

Айравата дас - Айравата дас. Ведическая космология. – М.: Йамуна Пресс, 1998.

Алиханова - Алиханова Ю. М. Образ ашрамы в древнеиндийской литературной традиции // Петербургский Рериховский сборник: Вып. 5 – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

Альбедиль - Альбедиль М. Ф. Индуизм. – Спб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

Артхашастра - Артхашастра. – Пер. В. И. Кальянова. – М.: Наука, 1993.

Бонгард-Левин, Ильин - Бонгард-Левин Г.М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. - М.: Наука, 1985.

Бируни - Бируни. Индия / Пер. с. араб. – М.: Ладомир, 1995.

Бхагавадгита - Бхагавадгита. Книга о Бхишме. – 3-е изд., доп. – СПб.: « A-cad», 1994.

Вальмики - Вальмики. Рамаяна. – М.: Гаудия-веданта Пресс, 1999.

Горохов - Горохов С. А. Тантризм // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта, 1996.

Дандекар - Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. – М.: Вост. Лит., 2002.

Древняя Индия - Древняя Индия: Страна чудес.- М.: ТЕРРА, 1997.

Древняя Индия: Три великих сказания - Древняя Индия: Три великих сказания. – 2-е изд., доп. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995.

Законы Ману - Законы Ману. \Пер. с санскр. - М.: Наука, 1969.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. - М.: Республика, 1996.

История Востока - История Востока. Т.1. Восток в древности.-М.: Восточная литература, 1997.

Калидаса - Калидаса. Род Рагху. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.

Классическая йога - Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. – М.: Наука, 1992.

Кочергина - Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Филология, 1996.

Лунный свет санкхьи - Лунный свет санкхьи. – М.: Ладомир, 1995.

Махабхарата 1958 - Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 4. – Ашхабад: Издательство Академии наук Туркменской ССР, 1958.

Махабхарата 1963 - Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 7, ч. 2. – Ашхабад: Туркменское издательство, 1963.

Махабхарата 1974 - Махабхарата. Рамаяна. – М.: Художественная литература, 1974.

Махабхарата 1987 - Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва] /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. - М.: Наука, 1987.

Махабхарата 1992 - Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва, или Книга о Дроне / Пер. В. И. Кальянова.: Наука, 1992.

Махабхарата 1996 - Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва, или Книга о Шалье/ Пер. В. И. Кальянова. – М.: Ладомир, 1996.

Махабхарата 1998 - Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, Или Книга об избиениии спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. -/ Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: Янус-К, 1998.

Махабхарата 2000 - Махабхарата. Поэтическое переложение С. Л. Северцева. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.

Махабхарата 2001 - Махабхарата. – М.: Азбука, 2001.

Мифы народов мира - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992.

Пандей - Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М.: Высшая школа, 1990.

Пахомов - Пахомов С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. – СПб.: Амфора, 2002.

Посова – Посова Т. К. Мифология «Девимахатмья» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М.: Наука, 1985.

Прабхупада - Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. – М.: Воздушный транспорт, 1990.

Радхакришнан - Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. – М.: Миф, 1993.

Ригведа 1989 - Ригведа: Мандалы V. - Пер. Т. Я. Елизаренковой.- М.: Наука, 1989.

Ригведа 1999 - Ригведа: Мандалы Y – YIII. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999.

Ригведа 1999 - Ригведа: Мандалы IX - X. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1999.

Рыбаков - Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1989.

Сахаров - Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. – М.: Наука, 1991.

Сомадева - Сомадева. Океан сказаний / Пер. с санскр. И. Серебрякова. – М.: Терра, 1998.

Субрамуниясвами - Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. – Пер. с англ. – Киев: София, 1997.

Сутры философии санкхьи / Пер. В. К. Шохина – М.: Ладомир, 1997.

Тантрический путь - Тантрический путь. Вып. 3. – М.: Тантра-Сангха, 1996.

Темкин, Эрман 1982 - Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982.

Темкин, Эрман 1979 - Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии.- М.: Наука, 1979.

Томас - Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. – СПб.: Евразия, 2000.

Чондимонгол - Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. – Пер. И. А. Товстых. – М.: Наука, 1980.

Шивананда - Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. – Пер. с англ. – М.: Золотое сечение, 1999.

Упанишады - Упанишады.- 2-е изд.. доп. - М.: Восточная литература, 2000.

Элиаде – Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. – СПб.: Лань, 1999.

Ajit Mookerji - Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. - London: Thames and Hudson Ltd., 1988.

Apte - Apte V. Sh. The Student s Sanskrit-English dictionary. – 2 Ed. – Bombay: Gopal Narayen and Co, 1922.

The Devibhagavata-purana - The Devibhagavata-purana. Translated by Swami Vijnanananda. – New Delhi: Nag Publishers, 1977 (reprint).

The Devi Gita - The Devi Gita (Song of the Goddess). Translated by Swami Vijnanananda // Sacred Books of the Hindus. - Vol. 26. – Allahabad: Panini Office, 1921.

Introduction to Kashmir Shaivism - Introduction to Kashmir Shaivism. – Ganeshpuri: Gurudev Siddha Peeth, 1975.

Tiwari - Tiwari J. N. Goddess Cults in ancient India. – Delhi: Sundeep Prakashan, 1985.

Worterbuch Sanskrit-Deutsch von Dr. K. Mylius. Leipzig: Verlag Enzyklopadie, 1975.

При работе над переводом и комментарием к нему также использовались материалы сайтов www.hubcom.com/tantric и www.shaktism.narod.ru

Цитаты из Сапташати-сарвасвам приводятся по переводу этого памятника, выполненному Ерченковым О. Н.

SUMMARY

This book contains a translation into Russian of the Devi-mahatmya. Ideological basis of this text is Shaktism. Shaktism is one of three directions in Hinduism, side by side with Vishnuism and Shivaism, core of which is the cult of the Supreme Goddess, female principle, personifying in shapes of various Hindu goddesses and, first of all, the wife of Shiva, known under names Devi, Kali, Durga, Parvati and others.

The history of this cult leaves in depth of centuries. The scientists think, that it was one of central cults in religion of the Indus civilization (23 – 18 centuries B. C.).

The Indus civilization comes in decline for the unknown reasons in the beginning of second millenium B. C. After this Aryan tribes invaded the northern part of India. The reverence of the goddesses was not typical for patriarchal society of Aryans. However gradually they begin to mix up with Dravids, descendents of the inhabitants of the Indus civilization, and the synthesis of cultures and religions of both peoples took place. As a result, in pantheon of religion, which received the name Hinduism, a lot of the goddesses entered, representing only various manifestations of the one Supreme Goddess.

There many sources for study of Shaktism, and the Devi-mahatmya is one of major ones. The Devi-mahatmya can be translated as “The exalting of the Goddess” Another names of the poem are Chandi-mahatmya and Saptashati. The Devi-mahatmya is the earliest puranic and the most authoritate text devoted to the Goddess.

The Devi-mahatmya is the part of the Markandeya-purana and forms from 78 to 90 chapters of the purana. As to chronological framework, the Devi-mahatmya arose already in 6 – 7 A. D. And acquired its final form in 9 century A. D. The most ancient remained manuscript of the poem is dated by 988.

The Devi-mahatmya is the collection of myths about Devi and contains three principal myths: about victory of the Goddess over Madhu and Kaitabha, about victory over Mahisha and about victory over Shumbha and Nishumbha. The first myth was born in Vaishnava environment and another ones – in Shaiva environment.

The main character of the poem is the Goddess, which appeares in different forms and by different names. The Goddess is the power creating, supporting and destroying the world, She penetrates the all and fills the universe by Her force. With respect to people the Goddess plays ambiguos role, appearing both gracious deity and terrible one.

In the Devi-mahatmya we find information about methods of worship of the Goddess. Besides all, the recitation of the Devi-mahatmya is declared as the important part of the Her cult.

The most famous commentary to the Devi-mahatmya is Saptashati-sarvasvam. There is traditional etymology of names of the characters in it. In most cases this etymology is artificial.

In accordance with traditional views, every character of the Devi-mahatmya personofies harmonious (gods) and disharmonious (asuras) functioning of tattvas and its combinations in macrocosm and microcosm, and correct or incorrect application of yogic and tantric practices.

The language of a text is enough simple. The basic poetric form is sloka. The poetric Sanskrit text is transferred on Russian by a free verse. Each separate numbered distich corresponds to every sloka. The division of the Devi-mahatmya on the chapters is made according to the original. The translation includes an introductory article, commentary and two dictionaries: 1. names of the characters, 2. things and terms.

In the whole this book is intended for the prepared reader, which is familiar with philosophy and mythology of Hinduism.

Наши рекомендации