Указания и предостережения

Прежде чем приступать к пранаяме, внимательно прочитайте и хорошо усвойте следующие указания и предостережения.

Определение пригодности

1. Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы, приобретенных им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и обучение пранаяме требует овладения асанами и приобретенных таким образом силы и дисциплины.

2. Пригодность ученика к занятиям и продвижению в пранаяме должна определяться опытным гуру, чье личное руководство существенно важно.

3. Пневматические инструменты способны прорезать крепчайшие скалы. В пранаяме йог использует свои легкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним. Это правило применимо и к пранаяме.

Чистота и пища

4. В храм не входят с грязным телом и нечистыми мыслями. Прежде чем войти в храм собственного тела, йог соблюдает правила чистоты.

5. Перед выполнением пранаямы следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Это облегчает выполнение бандх.

6. Предпочтительно практиковать пранаяму на пустой желудок, но если это трудно, можно выпить перед занятиями чашку молока, чая, кофе или какао. После приема пищи должно пройти не менее шести часов, прежде чем можно будет приступать к пранаяме.

7. Через полчаса после окончания занятий пранаямой можно принять легкую пищу.

Время и место

8. Лучшее время для занятий пранаямой - раннее утро (предпочтительнее перед восходом солнца) и после захода солнца. Согласно "Хатха Йоге Прадипике", пранаяму следует практиковать четыре раза в сутки: рано утром, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за раз (гл.II, стих 11). Это едва ли возможно в каше торопливое время. Поэтому можно рекомендовать заниматься не менее 15 минут в день. Выполнять же 80 циклов могут ревностно преданные йоге люди, это не для среднего семьянина.

9. Лучше всего начинать занятия весной или осенью, когда нет резких климатических колебаний.

10. Пранаямой следует заниматься в чистом, хорошо проветренном помещении, свободном от насекомых, в тихие часы, когда нет беспокоящего шума.

11. Пранаяму следует выполнять решительно и регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной и той же позе. Изменения допускаются только в типе пранаям: если в первый день выполняется Сурья Бхедана Пранаяма, то на следующий день можно упражняться в Шитали, а на. третий - в Бхастрике. Нади Шодхана Пранаяма должна, конечно, выполняться ежедневно.

Поза

12. При выполнении пранаямы дыхание производится только через нос, за исключением Шитали и Шитакари.

13. Лучше всего выполнять пранаяму, сидя на полу на сложенном одеяле. Подходящими позами будут Сиддхасана, Вирасана, Падмасана и Баддха Конасана. Можно принять и любую другую сидячую позу, лишь бы она обеспечивала абсолютно прямое (от основания позвоночника до шеи) и перпендикулярное по отношению к полу положение спины. Некоторые типы пранаям могут выполняться лежа, о чем будет сказано ниже.

14. Во время занятий не должно ощущаться никакого напряжения ни в лицевых мышцах, ни в глазах или ушах, ни в мышцах шеи, плечах, руках, бедрах и стопах. Бедра и руки следует намеренно расслаблять, так как они бессознательно напрягаются во время пранаямы.

15. Язык следует держать пассивно, иначе во рту будет скапливаться слюна. Если это произойдет, проглотите ее перед выдохом (речакой), а не во время задержки дыхания (кумбхаки).

16. Во время вдоха и задержки дыхания грудная клетка должна расширяться как вперед, так и в стороны, но область под лопатками и подмышками должна расширяться только вперед.

17. В начальном периоде наблюдаются потоотделение и дрожь, но постепенно они исчезают.

18. Во всех пранаямах, выполняемых в сидячей позе, голова должна свисать от шеи, а подбородок помещаться в ямку между ключицами наверху грудины. Этот подбородочный замок, или Джаландхара Бандху, следует выполнять всегда, за исключением особых положений, оговоренных ниже.

19. Во время занятий глаза следует держать закрытыми, так как иначе ум будет блуждать, следя за внешними объектами, и отвлекаться. Если глаза держать открытыми, в них возникнет ощущение жжения и раздражения.

20. Во время занятий пранаямой внутри ушей не должно ощущаться давления.

21. Левую руку нужно держать прямой, а задняя сторона ее запястья должна лежать на левом колене. Кончики указательного и большого пальцев соединяются в Джняна Мудру, описание которой следует ниже.

22. Правая рука сгибается в локте, а ее кисть располагается на носу для того, чтобы регулировать ровный ток дыхания и определять тонкость дыхательной струи. Это осуществляется при помощи кончиков безымянного пальца и мизинца, которые контролируют левую ноздрю, и кончика большого пальца, который контролирует правую ноздрю. Положение правой руки подробно рассматривается в разделе "Техника". В некоторых типах пранаям обе кисти располагаются на коленях в Джняна Мудре.

23. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, мать не двигается, ее тело пассивно, но ум бдит. При необходимости, например, если ребенок споткнется, ее тело моментально приводится в действие, чтобы уберечь ребенка от падения. Так и при занятиях пранаямой мозг пассивен, но бдителен. Если какие-то телесные органы не срабатывают, бдительный мозг шлет сигналы предупреждения. Ухо должно прислушиваться к звуку дыхания (о надлежащем его звучании говорится ниже), а кисть руки и нос должны следить за чувствительностью дыхательного потока, идущего через носовые проходы.

24. Возникает вопрос: если мозг обязан посылать чувствам предупредительные сигналы, как можно сосредоточиться на пранаяме? Художник, поглощенный своей работой, замечает одновременно различные подробности: перспективу и композицию, тона и оттенки цвета, передний план и фон, мазки своей кисти. Музыкант, исполняя какую-либо мелодию, следит за движением своих пальцев и за сочетаниями звуков, за настройкой инструмента и за высотой тона. Хотя художник и музыкант замечают и исправляют разные частности, они сосредоточены на своем деле. Так и йог, учитывая такие частности, как время, положение тела и даже ритм дыхания, бдителен и чувствителен к току праны внутри себя.

25. Как заботливая мать учит ребенка ходить без поддержки, так заботливый ум йога учит его чувства беззаботности. В результате продолжительных занятий пранаямой чувства освобождаются от увлечения вещами, к которым когда-то стремились.

26. Выполняя пранаяму, каждый человек должен определить свои возможности и не превышать их. Это можно проверить следующим образом: предположим, что человек может спокойно делать вдохи и выдохи длительностью по 10 секунд ритмическими пятиминутными циклами. Если появится какое-либо изменение в ритме, скажем, период вдоха или выдоха уменьшится до 7 или 8 секунд, значит возможности упражняющегося исчерпаны. Продолжать упражнения далее этой точки значило бы неумеренно напрягать легкие, что повлечет всяческие дыхательные расстройства.

27. Неправильная практика приводит к чрезмерному напряжению легких и диафрагмы.От этого страдает дыхательная система, и это вредно отражается на нервной системе. Неправильные занятия пранаямой могут сотрясти основы и здорового тела и здравого ума. Насильственные и напряженные вдохи и выдохи недопустимы (за исключением Бхастрики).

28. Равномерность дыхания способствует здоровому состоянию нервов и, таким образом, ведет к уравновешенности ума и темперамента.

29. Асанами ни в коем случае не следует заниматься сразу после пранаямы. Если сначала выполняется пранаяма, то нужно отдыхать не менее часа, прежде чем приступить к асанам, так как спокойствие нервов, достигнутое в пранаяме, может быть нарушено движениями тела в асанах.

30. Пранаяму можно выполнять спустя не менее 15 минут после умеренных занятий асанами.

31. Напряженные асаны вызывают усталость. При утомлении нельзя заниматься пранаямой ни в какой сидячей позе, так как спина не может держаться прямо, тело охватит дрожь, а ум - беспокойство. Глубокое дыхание, как это делается в Удджайи, но в лежачем положении, снимает усталость.

32. Если не удается больше сохранять мерный ритм глубокого, устойчивого и медленного дыхания - остановитесь. Не продолжайте дальше. Ритм следует определять по характеру носового звука при вдохе ("сссссса", вроде того, что слышится, когда воздух вырывается из прокола велосипедной шины) и при выдохе (придыхание вроде "хууууууууум"). Если громкость звука уменьшилась, надо остановиться.

33. Старайтесь достигнуть ровного соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же.

34. Из всех типов пранаям особенно полезны Удджайи и Нади Шодхана. Их могут выполнять беременные женщины, предпочтительно в позе Баддха Конасана. Только нельзя во время беременности производить задержку дыхания, разве под непосредственным руководством опытного учителя.

35. После окончания пранаямы всегда ложитесь в Шавасану (Фото 592) не менее чем на 5-10 минут в тишине.Ум должен быть полностью отключен, и все члены тела и органы чувств должны быть совершенно пассивны, как у мертвеца. Шавасана после пранаямы освежает как тело, так и ум.

Кумбхаки

36. Все три бандхи, а именно, Джаландхара, Уддияна и Мула, должны соблюдаться в кумбхаке (паузе после полного вдоха или задержке дыхания после полного выдоха), о чем еще пойдет речь. Бандхи - это своего рода предохранительные клапаны, которые должны быть закрыты во время кумбхаки.

37. Необходимо полностью освоить выполнение вдоха (пураки) и выдоха (речаки), прежде чем браться за разучивание антара кумбхаки (задержки после вдоха).

38. Не следует пытаться делать бахья кумбхаку (задержку после выдоха) пока не будет полностью освоена антара кумбхака.

39. Во время выполнения кумбхаки существует тенденция, втягивать воздух, а также сжимать и расслаблять диафрагму и органы брюшной полости, чтобы увеличить время задержки дыхания. Это происходит бессознательно и непреднамеренно. Следует стараться не допускать этого.

40. Если окажется трудным задерживать дыхание (делать кумбхаку) после каждого вдоха либо выдоха, то выполните несколько циклов глубокого дыхания, а затем упражняйтесь в кумбхаке. Например, за тремя циклами глубокого дыхания может следовать один цикл кумбхаки, а после еще трех циклов глубокого дыхания второй цикл кумбхаки и т.д.

41. Если задержка дыхания нарушает ритм вдохов или выдохов, сократите длительность кумбхаки.

42. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (например, глаукомой или гнойным воспалением в ушах), не должны пытаться задерживать дыхание.

43. Иногда вначале упражнений в кумбхаке возникает запор. Это временное явление, оно скоро проходит.

44. Нормальная частота дыхания - 15 дыханий в минуту.Она возрастает, когда деятельность организма нарушается из-за несварения желудка, лихорадки, насморка и кашля или таких эмоций, как страх, злоба, похоть. При нормальной частоте дыхания в сутки человек делает 21600 вдохов и выдохов. Йог измеряет продолжительность своей жизни количеством не дней, а дыханий. Поскольку в пранаяме дыхание удлиняется, занятия ею ведут к долголетию.

45. Продолжительная практика пранаямы изменяет мировоззрение и значительно укрощает чувственное стремление к мирским удовольствиям, таким как курение, выпивка и распутство.

46. При занятиях пранаямой чувства втягиваются внутрь, и в тишине кумбхаки адепт слышит внутренний голос, призывающий: "Смотри внутрь! Источник всякого счастья внутри!" Это также подготавливает ученика к следующей ступени йоги - пратьяхаре, которая ведет к освобождению от власти и тирании чувств.

47. Поскольку во время занятий пранаямой глаза держат постоянно закрытыми, ход времени отмечают джапой - повторением в уме какого-либо священного слова или имени. Такое повторение священных слов или имен считается семенем (биджа), посаженным в ум йога. Это семя растет, подготовляя адепта к дхьяне (сосредоточению), шестой ступени йоги. В конечном счете оно порождает плод - самадхи, последнюю ступень йоги, на которой йог испытывает полноту сознания и высшую радость, он сливается с Творцом Вселенной и ощущает то, что никогда не смог бы выразить, но не может и полностью скрыть. Слова бессильны передать его ощущения, так как ум не может найти нужных для этого слов. Это ощущение покоя, которое выше понимания.

БАНДХИ, НАДИ и ЧАКРЫ

Чтобы следовать техникам пранаямы, необходимо знать кое-что о бандхах, нади и чакрах.

Бандха - значит связь, соединение, сковывание, захват. Так называют также позу, в которой какие-то органы или части тела сокращены и взяты под контроль.

Нади - это трубчатый канал в организме, через который течет энергия.

Чакры - это колеса или круги. Это маховые колеса в механизме человеческого организма.

При производстве электрической энергии необходимы трансформаторы, проводники, предохранители, выключатели и изолированные провода для передачи энергии к месту назначения; без всего этого электроэнергия была бы смертельно опасна. Когда выполнение пранаям возбуждает течение праны в теле йога, ему столь же необходимо применять бандхи, чтобы помешать утечке энергии и чтобы доставлять ее в нужное место, не причиняя вреда другим органам. Без бандх прана смертоносна.

Три главные бандхи, важные для пранаямы: (1) Джаландхара Бандха, (2) Уддияна Бандха, (3) Мула Бандха.

Первая бандха, которую йогу следует освоить, - это Джаландхара (от слова "джала" - сеть, сетка, паутина, решетка). В Джаландхаре шея и горло сокращены, а подбородок опущен на грудь в ямку между ключицами наверху грудины. Йог осваивает эту бандху, упражняясь в Сарвангасане (см. стр. 197-212) и других асанах ее цикла, так как при их выполнении тоже образуется подбородочный замок. Джаландхара Бандха регулирует поступление крови и праны к сердцу, к железам, расположенным в области шеи и головы, и к мозгу. Если пранаяма выполняется без Джаландхара Бандхи, тотчас же ощущается давление в области сердца, за глазными яблоками и в полостях ушей, начинается головокружение. Джаландхара Бандха играет существенную роль в трех процессах пранаямы, а именно: пураке (вдохе), речаке (выдохе) и кумбхаке (задержке дыхания).

"Уддияна" значит взлет. В процессе Уддияна Бандхи диафрагма поднимается высоко в грудную клетку, а органы брюшной полости втягиваются назад к позвоночнику. Говорят, что процесс Уддияна Бандхи заставляет великую птицу Прану устремляться вверх по Сушумна нади - главному каналу нервной энергии, который расположен внутри меру-данды (позвоночного столба). Говорят, что это лучшая из бандх и тот, кто постоянно упражняется в ней так, как учит его гуру или наставник, становится снова молодым. Говорят, что она как лев, который убивает слона по имени Смерть. Выполнять Уддияну можно только во время бахья кумбхаки, следующей за речакой, т.е. в промежутке между полным выдохом и свежим вдохом, когда дыхание приостановлено.Она упражняет диафрагму и органы брюшной полости. Впадина, образуемая при подъеме диафрагмы, способствует легкому массажу мышц сердца и тонизирует его. Ни в коем случае не следует делать Уддияна Бандху во время антара кумбхаки, т.е. в промежутке между полным вдохом и началом выдоха, когда дыхание задержано, так как это создает напряжение в сердце и диафрагме и утруждает глаза.

"Мула" значит корень, источник, происхождение или причина, базис или основа. Мула Бандха - это область между анусом и мошонкой. Сокращение этой области вынуждает Апана Ваю (нисходящую энергию нижней части брюшной полости) течь вверх на соединение с Прана Ваю, вместилище которой находится в области груди.

Мула Бандху сначала следует делать во время антара кумбхаки (задержки дыхания после вдоха). Нижняя часть брюшной полости от пупка до ануса прижимается тогда к позвоночнику и подтягивается вверх к диафрагме. В Уддияна Бандхе подтягивается назад к. позвоночнику и поднимается вверх вся область от ануса до диафрагмы по самую грудину. Но в Мула Бандхе вся нижняя часть брюшной полости от ануса до пупка сокращается, подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх к диафрагме.

Освоить Мула Бандху помогает опыт сокращения анального сфинктера (Ашвини Мудра). Ашва - это лошадь, а мудра - запечатывающая поза.Она называется так потому, что вызывает представление о мочащейся лошади. Ее можно разучивать во время выполнения различных асан, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва Дханурасаны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны.

Выполнение этих бандх замыкает, говорят, шестнадцать адхар. "Адхара" (от корня "дхр" - поддерживать) значит опора, жизненно важная часть. Эти шестнадцать жизненно важных частей тела таковы: большие пальцы рук, лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, детородные органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, пространство между бровями, лоб, голова и брахмарандхра (отверстие в темени, через которое улетает душа, оставляя тело).

Осваивать Уддияна Бандху и Мула Бандху самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру или учителя очень опасно. Неправильное выполнение Уддияна Бандхи вызовет непроизвольное истечение семени и утрату жизненной энергии, а неправильное выполнение Мула Бандхи серьезно ослабит занимающегося и лишит его силы. Даже правильное выполнение Мула Бандхи имеет свои опасности. Она повышает способность удерживать сексуальную силу, чем может соблазнить на злоупотребление ею. Если ученик поддастся этому искушению, он погиб. Все его дремлющие желания пробудятся и станут смертоносными, как змея, разбуженная ударом палки. Овладев тремя бандхами, йог оказывается на перекрестке своей судьбы. Одна дорога ведет к бхоге, наслаждению мирскими радостями, другая - к йоге, единению с Верховной Душой. Привлекательность мирских радостей велика. Йог, однако, чувствует большее влечение к их Творцу. Чувства открыты наружу, поэтому они притягиваются к вещам и следуют по пути бхоги. Если направление чувств изменить так, чтобы они повернулись вовнутрь, тогда они встанут на путь йоги. Чувства йога повернуты к встрече с Творцом, источником всего мироздания. И именно тогда, когда ученик освоит три бандхи, руководство гуру особенно необходимо, так как под надлежащим руководством эта возросшая сила сублимируется для высших и благородных целей. Упражняющийся становится тогда урдхваретусом (от слов "урдхва" - вверх и "ретус" - сперма), то есть человеком, избравшим безбрачие и не растрачивающим попусту половую энергию. Такой человек обретает нравственную и духовную силу. Эта внутренняя сила будет сиять, как солнце.

Практикуя Мула Бандху, йог стремится достигнуть истинного источника (мула) всего мироздания. Его целью является полное обуздание (бандха) читты, которая включает ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкару).

Человеческое тело, само по себе, является миниатюрной вселенной. Слово хатха состоит из двух слогов: "ха" - солнце и "тха" - луна. Считается, что солнечная и лунная энергии текут соответственно через два главных канала (нади) - Пингалу, который начинается от правой ноздри, и Иду, начинающийся от левой ноздри; они идут вниз, к основанию позвоночника. Пингала - это нади солнца, а Ида - это нади луны. Между ними находится Сушумна - нади огня. Как уже указывалось, Сушумна нади -это главный канал нервной энергии, он расположен внутри меру-данды (позвоночного столба). Пингала, Ида и Сушумна пересекаются друг с другом в различных местах. Эти узловые пункты называются чакрами, центрами управления механизмом тела, которые можно уподобить маховым колесам машины.

Главные чакры следующие: Муладхара Чакра (от слов "мула" - основа, причина, источник и "адхара" - опора, жизненно важная часть) находится в области малого таза над анусом; Свадхиштхана Чакра (от слов "сва" - жизненная сила, душа и "адхиштхана" - вместилище, местопребывание) расположена над детородными органами; Манипурака Чакра (от слова "манипура" - пупок) в пупке; Манас Чакра и Сурья Чакра (от слов "манас" - ум и "сурья" - солнце) расположены между пупком и сердцем; Анахата Чакра (от слова "анахата" - сердце) в области сердца; Вишуддха Чакра (от слова "вишуддха" - чистый) в области глотки; Аджна Чакра (от слова "аджна" - приказ) в межбровье; Сахасрара Чакра, которая называется тысячелепестковым лотосом, расположена в полости мозга; Лалата Чакра (от слова "лалата" - лоб) в верхней части лба.

Возможно, эти чакры соответствуют эндокринным железам, которые снабжают организм гормонами и другими внутренними секрециями. Чакры Муладхара и Свадхиштхана, возможно, соответствуют половым железам (яичкам, половому члену и предстательной железе - у мужчин; яичникам, матке и влагалищу - у женщин). Между этими двумя чакрами расположен орган деторождения, называемый Камарупа, в честь Камы, Бога страсти и любви. Органам брюшной полости (желудку, селезенке, печени и поджелудочной железе), может быть, соответствует Манипурака Чакра. Оба надпочечника можно сопоставить с чакрами Сурья и Манас. Анахата Чакра - это сердце и главные кровеносные сосуды вокруг него. Вишуддха Чакра - это, возможно, щитовидная и паращитовидная, а также вилочковая железы. Чакры Аджна, Сахасрара и Лалата, возможно, обозначают мозговое вещество, гипофиз и шишковидную железу.

По тантрическим текстам, целью пранаямы является пробуждение в нашем теле Кундалини, божественной космической силы. Кундалини символически представляют в виде свернувшейся спящей змеи, скрытой в самом нижнем нервном центре у основания позвоночника в Муладхара Чакре. Эту скрытую энергию надо пробудить и заставить двигаться вверх по позвоночнику, пронизывая чакры вплоть до Сахасрары (тысячелепесткового лотоса в голове, нервной сети мозга), а там соединиться с Верховной Душой. Все это, возможно, аллегорический способ описания огромной жизненной силы, в особенности сексуальной, которая достигается практикой Уддияна и Мула Бандх, описанной выше. Пробуждение Кундалини и направление ее вверх, возможно, является символическим способом описания сублимации сексуальной энергии.

ТЕХНИКА И ЭФФЕКТ ПРАНАЯМЫ

203. УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА. (Фото 597).

Приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Ее смысл - преобладание, сила.

Джайя - это победа, триумф или успех. Другое значение - подчинение, обуздание.

В процессе Удджайи легкие расширяются полностью, а грудь выпячивается, как у торжествующего завоевателя.

Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)

3. Руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев соединить, остальные пальцы вытянуть. (Этот жест называется Джняна Мудра, символ или печать знания. Указательный палец символизирует индивидуальную душу, большой - Всеобщую Душу, а соединение их есть символ знания.)

4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя (Фото 597).

5. Сделать полный выдох.

6. Здесь начинается дыхание методом Удджайи.

7. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается верхней частью неба и производит свистящий звук (са). Этот звук должен быть слышим.

8. Наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха (соблюдайте это во всех видах пранаямы). Такое наполнение легких называется пурака (вдох).

9. Всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.

10. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка назы­вается ангара кумбхака. Соблюдать Мула Бандху, как описано на стр.429.

указания и предостережения - student2.ru

фото 597

11. Выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, следить, чтобы живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Про­хождение выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ха) должен быть слышим. Такой выдох называется речака.

12. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется бахья кумбхака.

13. Процесс, описанный в пунктах 7-12, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.

14. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.

15. Лечь на пол в Шавасану (Фото 592).

16. Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это единственная пранаяма, которую можно делать в любое время дня и ночи.

Эффект

Этот тип пранаямы вентилирует легкие, способствует устранению мокроты, повышает выносливость, успокаивает нервы и тонизирует весь организм. Удджайи без кумбхаки, выполняемая лежа, идеальна для лиц, страдающих высоким давлением или коронарными расстройствами.

204. СУРЬЯ БХЕДАНА ПРАНАЯМА. (Фото 599).

Сурья - это солнце, Бхедана - производное от корня "бхид": проколоть, пронзить, прорвать.

В Сурья Бхедана Пранаяме вдох производится через правую ноздрю, то есть прана проходит через Пингала, или Сурья, нади. Затем выполняется кумбхака и далее следует выдох через левую ноздрю, через которую идет канал Ида нади.

Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) или Вирасану (Фото 89).

указания и предостережения - student2.ru указания и предостережения - student2.ru

фото 598 фото 599

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы под­бородок лег в межключичную ямку над грудиной. (Это Джаландхара Бандха.)

3. Вытянуть левую руку. Положить наружную поверхность левого запя­стья на левое колено. Пальцы левой кисти сложить в Джняна Мудру (как описано в пункте 3 техники Удджайи).

4. Согнуть правую руку в локте. Пригнуть указательный и средний пальцы к ладони и держать их пассивно. Приблизить безымянный палец и Мизинец к большому пальцу (Фото 598).

5. Положить правый большой палец с правой стороны носа непосредственно под носовой костью, а безымянный палец и мизинец - с левой стороны носа непосредственно под носовой костью, сразу над изгибом жировой ткани ноздрей над верхней челюстью.

6. Прижать безымянный палец и мизинец так, чтобы полностью блокировать левую сторону носа.

7. Большим пальцем правой руки прижать жировую ткань с правой сто­роны так, чтобы наружный край правой ноздри стал параллельным нижнему краю хрящевой перегородки.

8. Большой палец нужно согнуть в верхнем суставе, а кончик его расположить под прямым углом к носовой перегородке (Фото 599).

9. Теперь вдыхать медленно и глубоко, управляя правой ноздрей ; помощью кончика большого пальца (ближе к ногтю). Наполнить легкие полностью (пурака).

10. Затем закрыть правую ноздрю, чтобы теперь обе ноздри были блокированы.

11. Задержать дыхание примерно на 5 секунд (антара кумбхака), выпол­няя в это же время Мула Бандху (см. стр. 429).

12. Полностью блокируя правую ноздрю, частично приоткрыть левую ноздрю и выдыхать через нее медленно и глубоко (речака).

13. Во время выдоха регулировать вытекание воздуха из левой ноздри, изменяя давление безымянного пальца и мизинца так, чтобы наружный край левой ноздри был параллелен перегородке. Давление должно осуществляться внутренней, стороной кончиков пальцев (дальше от ногтей).

14. Так завершается один цикл Сурья Бхедана Пранаямы. Повторять циклы подряд в течение 5-10 минут в соответствии с возможностями.

15. Все вдохи в Сурья Бхедане делаются через правую ноздрю, все выдохи - через левую.

16. На протяжении всего процесса прохождение воздуха ощущается кончиками пальцев и носовыми мембранами в том месте, где осуществляется давление. Прохождение воздуха производит звук, подобный свисту воздуха, просачивающегося из щели в велосипедной шине. Этот звук следует сохранять постоянным, варьируя давление на ноздри.

17. Глаза, виски, брови и кожа лба должны оставаться совершенно пассивными, не обнаруживая никаких признаков напряжения.

18. Ум должен быть полностью поглощен прислушиванием к правильности звука, издаваемого проходящим через нос воздухом, и поддержанием надлежащего ритма дыхания.

19. Все вдохи и выдохи должны быть равной продолжительности.

20. Нельзя форсировать ни вдохи, ни выдохи. Все время должен сохра­няться ровный медленный ритм дыхания.

21. После завершения пранаямы лечь в Шавасану (Фото 592).

Эффект

При выполнении этой пранаямы, благодаря прижатию ноздрей, легким приходится работать больше, чем в Удджайи. В Сурья Бхедане легкие наполняются медленнее, равномернее и полнее, чем в Удджайи, Сурья Бхедана улучшает пищеварение, успокаивает и укрепляет нервы и очищает лобные пазухи.

Примечание

Часто бывает, что проходы ноздрей неодинаковы: одна ноздря может быть шире, другая - уже. В этом случае следует регулировать давление пальцев. Иногда правая ноздря бывает полностью блокированной, а левая чистой. Тогда вдохи можно производить только через левую ноздрю, а выдохи только через правую. С течением времени, благодаря воздействию пальцев, правая ноздря очистится, и вдох через нее станет возможным.

Предупреждение

Эта пранаяма полезна для страдающих пониженным давлением крови. Тем, у кого давление повышено или имеются сердечные заболевания, не следует задерживать дыхания после вдоха (антара кумбхака) при выполнении этой пранаямы.

НАДИ ШОДХАНА ПРАНАЯМА.

Нади - это трубчатый орган в теле, подобный артериям и венам, по которому течет прана, или энергия. Нади имеют три слоя, подобно изолированному электрическому проводу. Внутренний слой называется сира, средний - дамани, а верхний слой, как и весь орган, нади.

Слово "шодхана" значит очищать. Нади Шодхана Пранаяма имеет целью очищать нервы. Небольшая закупорка водопроводной трубы может полностью прервать водоснабжение. Небольшое препятствие току нервной энергии может вызвать серьезное нездоровье и привести к параличу конечности или органа.

Техника

1. Следовать технике Сурья Бхедана Пранаямы, описанной в пунктах 1-8 (Фото 599).

2. Полностью освободить от воздуха легкие, через правую ноздрю, регулируя отверстие правой ноздри внутренней стороной кончика большого пальца правой руки (дальше от ногтя).

3. Теперь вдыхать медленно, стабильно и глубоко через правую ноздрю.

регулируя отверстие кончиком большого пальца ближе к ногтю. Напол­нить легкие полностью (пурака). Во время этого вдоха левая ноздря должна быть полностью блокирована безымянным пальцем и мизинцем.

4. После полного вдоха блокировать полностью правую ноздрю давлением большого пальца и ослабить давление безымянного пальца и мизинца на левую ноздрю. Изменить их положение на наружном крае левой ноздри и держать этот край параллельно перегородке. Выдыхать медленно, стабильно и глубоко через левую ноздрю. Освободить легкие полностью. Давление следует осуществлять внутренней стороной кончиков безымянного пальца и мизинца дальше от ногтей (речака).

5. После полного выдоха через левую ноздрю изменить давление на нее, подобрав соответствующее положение пальцев. В этом измененном положении нажим будут совершать кончики безымянного пальца и мизинца ближе к ногтям.

6. Теперь вдыхать через левую ноздрю медленно, стабильно и глубоко, наполняя легкие полностью (пурака).

7. После полного вдоха через левую ноздрю блокировать ее и выдыхать через правую ноздрю, изменяя способ надавливания правого большого пальца на правую ноздрю, как указано в пункте 2 (речака).

8. Так завершается один цикл Нади Шодхана Пранаямы.

Ритм дыхания в ней следующий:

а) выдох через правую ноздрю

б) вдох через правую ноздрю

в) выдох через левую ноздрю

г) вдох через левую ноздрю

д) выдох через правую ноздрю

е) вдох через правую ноздрю

ж) выдох через левую ноздрю

з) вдох через левую ноздрю

и) выдох через правую ноздрю

к) вдох через правую ноздрю и т д.

Этап а) является подготовительным. Первый цикл Нади Шодхана Пранаямы фактически начинается с этапа б) и кончается этапом д). Второй цикл начинается с этапа е) и кончается этапом и). Этап к) - это мера предосторожности, принимаемая после завершения циклов, чтобы из­бежать одышки, удушья и напряжения в области сердца.

9. Проделать 8-10 циклов подряд, как описано выше. Это может занять 6-8 минут.

10. Вдохи и выдохи каждой ноздрей должны быть одинаковой длительности. Вначале продолжительность их будет неравной. Добивайтесь чтобы продолжительность вдохов и выдохов стала одинаковой.

11. Достигнув равной длительности и точности вдохов и выдохов через обе ноздри, можно сделать попытку задержать дыхание (ангара кумбхака) после вдоха.

12. Такая точность достигается только после длительных упражнений.

указания и предостережения - student2.ru

фото 600

13. Задержка дыхания не должна нарушать ритм и длительность вдохов и выдохов. Если этот ритм и равномерность нарушатся, сократить период задержки или задерживать дыхание не во всех циклах подряд, а через цикл.

14. Во время задержки после вдоха (антара кумбхака) выполнять Мула Бандху(см.стр.429).

15. Не пытаться задерживать дыхание после выдоха (бахья кумбхака, Фото 600), пока не освоена задержка после вдоха (антара кумбхака). Впоследствии во время бахья кумбхаки выполнять Уддияна (Фото 593, 594) совместно с Мула Бандхой (см. стр. 429).

16. Задержку дыхания, а также увеличение продолжительности вдохов и выдохов можно осваивать только с помощью и под непосредственным руководством опытного гуру.

17. После окончания пранаямы всякий раз следует лечь в Шавасану (Фото 592).

Эффект

В Нади Шодхане кровь лучше снабжается кислородом, чем при нормальном дыхании, поэтому упражняющийся чувствует себя освеженным. Нервы успокаиваются и очищаются. Ум становится спокойным и ясным.

Примечание

Вначале выступает пот, появляется дрожь, сильно напрягаются мышцы

бедер и рук. Этого напряжения следует избегать.

Предостережение

1. Людям, страдающим повышенным давлением крови или болезнями сердца, никогда не следует делать задержку дыхания (кумбхаку). Они могут выполнять Нади Шодхана Пранаяму без кумбхаки с пользой для себя.

2. Люди с пониженным давлением крови могут делать эту пранаяму с за­держкой дыхания только после вдоха (ангара кумбхакой) с пользой для себя.

ПРАНАЯМЫ

БХАСТРИКА ПРАНАЯМА.

От слова "бхастрика" - кузнечный мех. При выполнении этой пранаямы воздух втягивается и выпускается с усилием, как при раздувании мехов, отсюда и название. Техника описывается здесь в две стадии.

Техника

Стадии I

1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.

2. Сделать быстрый энергичный вдох и быстрый усиленный выдох. Цикл Бхастрики состоит из одного вдоха и одного выдоха. Звук дыхания при этом напоминает шум воздуха в кузнечных мехах.

3. Сделать подряд 10-12 циклов. Затем вдохнуть медленно и глубоко, как в Удджайи. Задержать дыхание, выполняя Мула Бандху, на 2-3 секунды и сделать медленный, глубокий выдох, как в Удджайи.

4. Такое дыхание по типу Удджайи дает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к выполнению новых циклов Бхастрики.

5. Повторить циклы Бхастрики 3-4 раза, перемежая их дыханием по типу Удджайи.

6. Если звучание проходящего воздуха затихает либо энергичность дыхания ослабевает, сократить число циклов. 7. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).

Стадия II

1. Следовать указаниям пунктов 1 и 2 техники Удджайи.

2. Подобрать давление большого и других пальцев на ноздри, как описано в технике Сурья Бхеданы.

3. Левую ноздрю закрыть полностью, а правую держать приоткрытой.

4. Энергично вдыхать и выдыхать только через правую ноздрю, выполнить таким образом 10-12 циклов Бхастрики, как описано выше для первой стадии.

5. Закрыть правую ноздрю и приоткрыть левую. Проделать такое же количество циклов Бхастрики через левую ноздрю.

6. Убрать пальцы с ноздрей.

7. Сделать несколько глубоких дыханий типа Удджайи.

8. Повторить циклы правой и левой ноздрей по 3-4 раза, выполняя между ними Удджайи.

9. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).

КАПАЛАБХАТИ ПРАНАЯМА.

От слова "капала" - череп и "бхати" - свет, блеск. Это более мягкий вариант Бхастрика Пранаямы. В Капалабхати вдох делается медленно, а выдох энергично. После каждого выдоха следует задержка дыхания на мгновение. Если Бхастрика покажется слишком напряженной, сделать вместо нее несколько циклов Капалабхати. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).

Эффект

Как Бхастрика, так и Капалабхати, активируют и тонизируют печень, селезенку, поджелудочную железу и укрепляют брюшные мышцы. Улучшается пищеварение, очищаются лобные пазухи, снимается раздражение в глазах, и человек ощущает бодрость во всем теле.

Предостережение

1. Как в топку паровоза подают уголь, чтобы получить пар для тяги поез­да, так Бхастрика генерирует прану для активации всего тела. Слишком сильный огонь прожигает котел паровоза. Так и слишком длительное выполнение Бхастрики изнуряет организм, поскольку дыхательный про цесс совершается здесь с усилием.

2. Люди слабого сложения и с малым объемом легких не должны делать Бхастрику и Капалабхати.

3. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (отслоением сетчатки, глаукомой, гнойным воспалением уха), также не должны их выполнять.

4. Нельзя их делать ни при повышенном, ни при пониженном кровяном давлении.

5. Если возникнет кровотечение из носа или начнется пульсация или боль в ушах, немедленно прекратить выполнение Бхастрики и Капалабхати.

6. Некоторое время не делать этих пранаям.

БХРАМАРИ ПРАНАЯМА.

"Бхрамари" означает большая черная пчела.

Техника

Техника Бхрамари Пранаямы та же, что Удцжайи. Разница состоит лишь в том, что в Бхрамари во время выдоха слышен негромкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы. После завершения Бхрамари следует лечь в Шавасану (Фото 592).

Эффект

Жужжащий звук Бхрамари Пранаямы помогает в случае бессонницы.

209. ШИТАЛИ ПРАНАЯМА. (Фото 601).

От слова "шитали" - прохладный. Эта пранаяма охлаждает организм, отсюда и название.

Техника

1. Сесть в Падмасану (Фото 104), Сиддхасану (Фото 84) либо Вирасану (Фото 89).

2. Спину держать прямо и неподвижно, а голову поднятой. Выполнить Джняна Мудру (см. стр. 425, пункт 21). Джаландхара Бандха выполняется здесь не во время вдоха, а позже.

3. Открыть рот и округлить губы.

указания и предостережения - student2.ru

фото 601

4. Края и кончик языка, касающиеся зубов - от коренных до резцов, поднять и свернуть. Своей формой язык будет напоминать готовый развернуться молодой листок (Фото 601).

5. Свернутый таким образом язык высунуть. Втягивать воздух через свернутый трубочкой язык со свистящим звуком (сссссса), наполнив легкие полностью. Воздух втягивается, словно через пипетку или соломинку для питья. Завершив полный вдох, убрать язык и закрыть рот.

6. После полного вдоха опустить голову от шеи к туловищу. Подбородок должен покоиться в межключичной ямке, сразу над грудиной. Голова, таким образом, выполняет Джаландхара Бандху.

7. Теперь примерно на 5 секунд сделать задержку дыхания (ангара кумбхаку), выполняя в это время Мула Бандху (см. стр. 429).

8. Выдыхать медленно через нос с придыхательным звуком (ххуууууум), как в Удджайи.

9. Так завершается один цикл Шитали Пранаямы.

10. Поднять голову и повторять цикл 5-10 минут.

11. По окончании лечь в Шавасану (Фото 592).

Эффект

Эта пранаяма охлаждает организм, успокаивает глаза и уши. Она полезна при субфебрильной температуре и симптомах желчности, активизирует печень и селезенку, улучшает пищеварение и снимает жажду.

Предостережение

1. Страдающие гипертонией не должны делать ангара кумбхаку.

2. Страдающие сердечными расстройствами не должны в начальный период занятий делать Шитали Пранаяму.

ШИТАКАРИ ПРАНАЯМА.

От слова "шитакари" - охлаждающий. Это вариант Шитали Пранаямы.

Техника

Язык здесь не свертывается трубочкой. Губы слегка приоткрыты, и только кончик языка высовывается между зубами. Язык лежит плашмя, как в нормальном положении. Следовать технике Шитали Пранаямы.

Эффект

Такой же, как Шитали Пранаямы.

Предостережение

Страдающие гипертонией могут ощущать большее напряжение, выполняя Шитакари, чем Шитали Пранаяму.

САМА ВРИТТИ ПРАНАЯМА.

1. "Сама" означает тот же самый, такой же, прямой, цельный, полный, завершенный.

2. "Вритти" означает действие, движение, функционирование, поведение, метод.

3. В Сама Вритти Пранаяме делается попытка достигнуть одинаковой продолжительности всех трех процессов дыхания - вдоха (пураки), задержки (кумбхаки) и выдоха (речаки) - при любом типе пранаямы. Если один процесс длится 5 секунд, го и остальные должны длиться столь­ко же.

4. Одинаковая продолжительность в 5 секунд должна сохраняться во всех дыхательных циклах в любом типе пранаямы: в Удджайи, Сурья Бхедане, Нади Шодхане, Шитали и т д.

Предостережение

1. В начальном периоде Сама Вритти Пранаяму следует ограничить только вдохом (пуракой) и выдохом (речакой).

2. Сначала надо добиться одинаковой продолжительности пураки и ре­чаки и только после этого пытаться освоить такую же продолжительность ангара кумбхаки (задержки после полного вдоха).

3. Ангара кумбхаку надо осваивать постепенно. Вначале длительность пураки, ангара кумбхаки и речаки должна соотноситься как 1:1/4:1. Очень медленно это соотношение доводят до 1:1/2:1. Затем полностью овладевают дыханием при соотношении 1:3/4:1. Только полностью ос­воив такое дыхание, можно увеличивать длительность ангара кумбхаки так, чтобы установить соотношение 1:1:1.

4. Не пытайтесь делать бахья кумбхаку (задержку дыхания после полно­го вьщоха), пока не достигнете желаемого соотношения 1:1:1 для пураки, ангара кумбхаки и речаки.

5. Если из легких удален весь воздух, вакуум внутри и атмосферное дав­ление снаружи создают огромное напряжение в легких. Поэтому вначале нельзя делать вместе ангара кумбхаку и бахья кумбхаку.

6. Выполнять ангара кумбхаку и бахья кумбхаку следует по огдельности или по очереди. Вначале лучше перемежать кумбхакой 2-3 цикла глубокого дыхания, состоящего только из пурак и речак. Например, сделать ДОа или три цикла глубокого дыхания, затем один цикл ангара кумбхаки. Потом еще два-три цикла глубокого дыхания и один цикл бахья кумбхаки. Пусть вначале цикл состоит только из трех ангара кумбхак и грех бахья кумбхак; увеличивать их количество следует очень медленно.

ВИШАМА ВРИТТИ ПРАНАЯМА.

1. Слово "вишама", помимо прочего, означает нерегулярный, трудный.

2. Вишама Вритти Пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается одинаковая продолжительность вдоха, задержки и выдоха, что нарушает ритмичность дыхания. Эта неравномерность создает трудности и опасности для ученика.

3. В этом типе пранаямы, если полный вдох занимает 5 секунд, то дыха­ние задерживается (ангара кумбхака) на 20 секунд, а выдох длится 10 секунд, так что соотношение получается 1:4:2. Вначале ученику пока­жется трудным сохранять ритм во время выдоха, но постепенно это станет легче.

4. И наоборот, если вдох занимает 10 секунд, то дыхание задерживается на 20 секунд, а выдох производится за 5 секунд; соотношение будет 2:4:1.

5. Возможно и так, что вдох займет 20 секунд, задержка - 10 секунд и выдох 5 секунд, так что соотношение будет 4:2:1.

6. В одном цикле этой пранаямы можно допустить соотношение 1:2:4, 2:4:1 и 4:1:2. Все вместе будут считаться одним циклом пранаямы.

7. Если выполняется так же и бахья кумбхака (задержка после полного выдоха перед началом нового вдоха), то возможных сочетаний разных соотношений станет еще больше.

8. Если учитывать различные соотношения еще и в Виломе, Ануломе и Пратиломе, описываемых ниже, при выполнении основных типов пранаям - Удджайи, Сурья Бхедана, Нади Шодхана, Бхрамари, Шитали и Шитакари, - то число возможных комбинаций будет астрономическим.

9. Ни один смертный не сумел бы выполнить все эти различные комби­нации в течение жизни.

10. Путь Вишама Вритти Пранаямы чреват опасностями. Поэтому не мечтайте освоить ее самостоятельно, без личного руководства опытного гуру или учителя.

11. Нарушение гармонии вследствие разнобоя в длительности вдоха, за­держки и выдоха ведет к перегрузке и чрезмерному напряжению всего организма и в особенности дыхательной и нервной систем.

12. Предостережение относительно кумбхаки при Сама Вритти Праная-ме (пункты 1-6, стр. 445) еще в большей степени относится к Вишама Вритти Пранаяме.

13. Теперь становится понятна справедливость утверждения Сватмарамы во второй главе "Хатха Йога Прадипики": "Прану следует приручать медленнее и постепеннее, чем львов, слонов и тигров (в соответствии со способностями и физическими возможностями упражняющегося), иначе она убьет его".

Наши рекомендации