Методы и формы научного познания
Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня.
Первоначальной ступенью научного познания является установление фактов, дающих определенную информацию об исследуемом объекте. Важнейшим качеством научного факта является его истинность, допускающая проверку. По выражению И.П. Павлова, факты – это воздух ученого. Для получения необходимых фактов в науке используются такие методы познания, как наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в их протекание. Оно предполагает не только предварительную постановку цели, но и определение способов ее осуществления и контроля за поведением объекта. Ведущую роль в наблюдении играют органы чувств человека. Но их возможности, как известно, ограничены. Поэтому при наблюдении широко используются приборы, которые способны усиливать эффект наблюдения и расширять круг явлений, доступных восприятию. В этой связи можно утверждать, что принципиально ненаблюдаемых материальных явлений не существует. Необходимой стороной научного наблюдения является описание, для чего используются специальные понятия, знаки, схемы, графики и т.п. Важнейшие требования научного описания – точность, логическая строгость и простота. Очевидно, что если качественные характеристики объекта подлежат описанию, то количественные – измерению.
Если наблюдение позволяет выявлять и фиксировать свойства предмета в его естественном состоянии, то экспериментпредполагает соответствующее изменение объекта для изучения его проявлений в специальных условиях. Эксперимент включает в себя активное вмешательство субъекта с исследуемую область с нарушением естественного положения вещей. Это заставляет объект проявлять новые, не наблюдаемые ранее свойства и тенденции развития, что существенно расширяет возможности познания.
Имеются объекты, непосредственное воздействие на которые затруднено или вообще невозможно. Это, например, естественное образование алмазов, зарождение жизни на Земле, процессы, происходящие на Солнце и т.д. В подобных случаях эксперимент проводится не на самом объекте, а на другом, который в том или ином отношении с ним сходен, воспроизводит те или иные его свойства. Это – модельный эксперимент, или моделирование. Кибернетические машины моделируют свойства мозга, специальные установки воспроизводят невесомость, состояние повышенной радиоактивности, измененное давление и т.д. Модели бывают материальные и идеальные. Первые представляют собой физические копии исследуемых объектов (манекены, макеты), идеальные же модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, для фиксации которых используются определенные знаки, рисунки, символы и тому подобные средства.
Важнейшая особенность модели – ее сходство с оригиналом в тех свойствах, которые подлежат исследованию. Именно это обстоятельство и служит основанием для переноса полученных знаний на оригинал. Формой мышления, которая осуществляет такой перенос, является аналогия. В отличие от методов эмпирического уровня аналогия представляет собой логическое умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их сходстве и в других свойствах. Аналогия правомерна лишь в случае обнаружения у объектов сходства по целому ряду существенных признаков. Иначе, например, по одинаково шарообразной форме Земли и других планет можно ошибочно судить о сходстве их условий для жизни, а на основании расовых различий людей – наоборот, о возможности применения к ним разных правовых норм. С помощью аналогии были сделаны выводы о волнообразной природе света (на основании его сходства по ряду свойств со звуком) и о качествах газа (при сопоставлении движения молекул газа с движением упругих шаров).
Необходимыми методами научного познания являются абстрагирование и обобщение. Это взаимосвязанные операции, первая из которых предполагает выделение определенных свойств при отвлечении от остальных, а вторая – превращение полученной абстракции в самостоятельный идеальный образ, свойственный всем явлениям данного рода. Так, абстрагируясь от конкретных особенностей разных людей, можно установить общее для всех них духовное начало или, при выделении менее существенных качеств – мягкую мочку уха.
Установленные факты можно считать первой формойнаучного познания. Однако выводы, полученные в ходе их анализа, носят проблематичный характер, таким образом, следующая ступень научного познания – это проблема. Она состоит не только в конкретном описании неизвестного, но и в определении того полученного знания, которое создало необходимое основание для такого описания. Иначе говоря, для точного установления сферы неизвестного необходимо не менее точное определение того, что известно. Чем больше человек знает, тем больше у него точек соприкосновения с неизвестным, поэтому уровень знаний можно установить, в частности, по возникающим у человека вопросам.
Самое общее, абстрактное решение научной проблемы оформляется как идея, а более конкретное, развернутое ее решение формирует гипотезу. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований: опираться на все факты, касающиеся исследуемой области явлений, учитывать установленные наукой положения, объяснять известные факты и быть способной предсказывать новые (последнее требование необходимо потому, что одно и то же явление может порождаться различными причинами).
Как правило, гипотеза не дает вполне доказанных решений. Кроме того, она не объединяет накопленные об объекте знания в единую логически стройную систему и не выводит их из единого принципа. Эта познавательная задача решается благодаря построению теории. Итак, научная теория – это эмпирически и рационально обоснованная гипотеза, опирающаяся на единый принцип и представляющая собой целостную систему знания. При построении теории широко используется аксиоматический метод, суть которого состоит в установлении набора исходных положений (аксиом, постулатов) и выведении из них по строгим логическим правилам всех остальных положений. Так были построены, например, геометрия Евклида и механика Ньютона.
Теория является высшей формой научного знания, однако с ее появлением познание не останавливается. На основе имеющейся теории открываются новые факты и возникают новые проблемы; процесс научного познания повторяется на новом уровне, и так далее в бесконечном приближении к абсолютной истине.