LIII. О похвале
Похвала есть отражение добродетели, но качество отражения зависит отзеркала. Если зеркалом служит толпа, то исходящая от нее похвала обычнолжива и бесполезна и высказывается она, скорее, людям тщеславным, чемдобродетельным. Ведь простой народ не понимает многих высших добродетелей --низшие добродетели вызывают у него похвалу, средние -- его удивление илиизумление; но о самых высоких добродетелях он не имеет ни малейшегопредставления или вообще не воспринимает их. И лучше всего его удовлетворяетвидимость и "species virtutibus similes"[218]. Безусловно, молваподобна реке, которая несет на своей поверхности легкие и пустые предметы итопит вещи тяжелые и прочные. Однако, если похвалу произнесут лица,известные своими суждениями и высокими качествами, тогда, как говорится вПисании: "Nomen bonum instar unguenti fragrantis"[219], оназаполняет все вокруг и ее нелегко рассеять, ибо аромат благовоний болеестоек, чем аромат цветов. В похвале может содержаться столько лжи, что вполне справедливоотноситься к ней с подозрением. Некоторые похвалы произносятся чисто излести; и если это обыкновенный льстец, то у него есть некоторые общие места,которые он может высказывать многим людям; если же это хитрый льстец, то онподражает тому архильстецу, каким является сам для себя каждый человек; иесли кто-либо особенно кичится каким-то качеством, то льстец именно в этом ибудет больше всего его поддерживать; а если это бесстыдный льстец, то онузнает, в чем человек наиболее уязвим (что он и сам осознает и больше всегоиз-за этого смущается), и тогда льстец своей похвалой волей-неволей вызываету такого человека состояние "spreta conscientia"[220]. Некоторыепохвалы исходят из благих пожеланий и почтения, и это такая форма, в которойподобает из вежливости обращаться к государям и великим людям, "laudandopraecipere"[221]; когда говорят людям, каковы они есть, указывают,какими они должны быть. Некоторых людей хвалят злобно, чтобы уязвить их ивызвать зависть и ревность по отношению к ним: "Pessimum genus inimicorumlaudantium"[222]; так, у греков была поговорка, что "у того, когохвалят во вред, должен вскочить прыщ на носу"; как мы говорим, что "у того,кто лжет, на языке вскочит волдырь". Безусловно, умеренная похвала,высказанная в подходящий момент и соответствующим образом, приносит пользутому, кого хвалят. Соломон сказал: "Кто громко хвалит друга своего с раннегоутра, будет для него проклятием"[223]. Слишком сильное возвеличениечеловека или дела поистине приводит к умалению его достоинства, а со стороныпротивников вызывает зависть и презрение. Хвалить самого себя неприлично, за исключением некоторых редкихслучаев; но хвалить свою должность и профессию вполне допустимо, и это можноделать даже со своего рода великодушием. У римских кардиналов -- теологов,монахов и схоластов -- есть слово, выражающее их явное презрение инеуважение к гражданским делам, ибо они называют все мирские дела -- войны,посольства, правосудие и другие занятия -- словом "sbirrerie", т. е.полицейство, как будто все эти дела подходят только полицейским и судебнымприставам; хотя эти полицейские приносят во много раз больше пользы, чемвысокомерные рассуждения кардиналов. Когда св. Павел хвалил себя, он частовставлял слова: "Скажу по неразумию", но, говоря о своей миссии, он сказал:"Magnificabo apostolatum meum"[224].