Определяя технику, Фред Бон указывает на целенаправленную деятельность, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.
П.К. Энгельмейер следующим образом определяет технику: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых. … Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». (Энгельмейер П.К. Технический итог Х1Х века. СПб., 1898. С. 5,6).
Как известно, по остаткам материальной культуры археологи подробно восстанавливают культуру древних народов. В этом смысле философия техники, если она обращена в прошлое, выступает археологией технических знаний, а если обращена в настоящее и будущее, то выступает методологией технических знаний.
Техника может быть понята с трех позиций:
- как совокупность технических устройств – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
В «Новой философской энциклопедии» статью «Техника» написал В.М. Розов. Он отметил, что техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.
Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:
- Техника представляет собой искусственное образование. Все множество артефактов, то есть искусственных образований можно разделить на два больших класса: технику и знаки. Техника функционирует и развивается по законам как первой природы, так и практической деятельности Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы. Знаки живут по законам языковой коммуникации. Тем самым, техника не является языком.
- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность ( в силе, движении, энергии, защите».
- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.
- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. В Новое время техническое творчество осмысливается как сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. Техника ныне создается на основе естественно-научных и технических знаний.
Законы развития техники – это не законы природы и не законы деятельности, как таковой. Суть техники определяется помимо деятельности и многим другим, например, технической средой. Законы развития техники – это законы, которым подчиняются артефакты.
Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Процесс применения научных знаний в инженерной деятельности связан не только с применением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Дело в том, что применение связано с правильным отысканием действительных условий данного случая. Только применение ведет к действительно полному пониманию. Понимание составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет лишь предварительную ступень к нему. Знание есть дочь применения. Применение порождает новое знание, поскольку для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Так переплетаются техника и наука, знание и понимание.
Долгое время техника развивалась независимо от всякой науки как дисциплинарной организации знания. Наука также не сразу была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической форме. Более того, рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялась научному знанию. И то, и другое знание были вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и не отделялись от практической деятельности.
В Древнем мире техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием. Первые машины египтяне приносили в дар богам и посвящались культу. Бурав с ремнем, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня. Вероятно, колеса также было посвящено богам. И сегодня в буддийских храмах Японии и Тибета употребляются молитвенные колеса, которые являются ветряными колесами, а отчасти гидравлическими колесами. Античная философская революция создала теоретическую форму познания и освоения мира как самостоятельную сферу человеческой деятельности. Это создало пространство для науки.
Античное понятие «тэхнэ» обнимает технику, техническое знание и искусство. Но оно не предполагает теорию. Даже у Аристотеля нет специального труда о «тэхнэ». Древние греки предельно ясно различали теоретические знания и практические ремесла.
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и изменялось лишь незначительно. Многие вопросы решались относительно божественной точки зрения.
В эпоху Возрождения инженеры, художники и практические математики сыграли решающую роль в принятии нового типа практической ориентированной теории. Формируется идеал всесторонне развитой личности, умеющей делать все.
В Новое время иная тенденция - возникает специализация, вычленение отдельных сторон предмета, подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, технике. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. Резко повысился статус профессий ученого и инженера в обществе.
В эпоху Возрождения наука взяла многое у мастеров-инженеров. В Х1Х-ХХ веках инженерная деятельность стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин. На основе науки развивается инженерное образование. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера и ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.
Техника представляет собой искусственное образование – артефакт. Она специально изготавливается, создается человеком – мастером, техником, инженером. Создание технических устройств предполагает использование замыслов, идей, знания, опыта и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера или группы мастеров, затем сложные организации коллективной деятельности, которые Мэмфорд определяет как Мегамашины.
Язык как система знаков также является артефактом. Техника и знаки составляют все поле артефактов. Если техника живет по законам первой природы и используется как средство деятельности, то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать) и семиотической деятельности. Знаки используются для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании. Хотя техническое устройство может быть описано в языке, однако сама техника языком не является.