I. Актуализация знаний. Устный счет. 1. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.
1. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.
9 + 1 + = 9 + 2 6 + 4 + = 6 + 6
7 + 3 + = 7 + 5 9 + 1 + = 9 + 5
8 + 2 + = 8 + 4 8 + 2 + = 8 + 7
9 + 1 + = 9 + 4 7 + 3 + = 7 + 7
2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
3. Соедините стрелками пары чисел, сумма которых равна 13.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
Задание 1. Выполните сложение, используя модели монет: 10 к., 1 к. (23 + 10 = 33.)
– Сколько десятков в первом (втором) слагаемом?
– Сколько десятков в числе 33?
– Как выполнить сложение двузначных чисел?
При сложении двузначных чисел десятки нужно складывать с десятками, а единицы – с единицами. |
– Выполните сложение двузначных чисел. (23 + 20 = 43, 23 + 40 = = 63, 23 + 70 = 93.)
Задание 2. Выполните вычитание, используя модели монет: 50 к., 10 к., 1 к. (85 – 20 = 65.)
– Объясните, как выполнить вычитание двузначных чисел.
При вычитании двузначных чисел десятки вычитаем из десятков, а единицы – из единиц. |
– Выполните вычитание двузначных чисел. (85 – 30 = 55, 85 – 50 = = 35, 85 – 80 = 5.)
Задание 3. Сравните выражения каждого столбика. Что общего в записи чисел первого столбика? (Все выражения являются суммами. Каждое первое слагаемое содержит 2 единицы. Каждое второе слагаемое содержит 6 единиц.)
– Что общего в выражениях второго столбика? (Все выражения являются разностями. Каждое уменьшаемое содержит 7 единиц. Каждое вычитаемое содержит 3 единицы.)
– Выполните вычисления. Придумайте похожие примеры и решите их.
62 + 6 = 68 62 + 36 = 98 87 – 43 = 44
62 + 26 = 88 87 – 53 = 34 87 – 13 = 74
Задание 4. Решите задачу. (65 – 40 = 25 (р.); 65 + 25 = 90 (р.).)
Задание 5. Ответьте на вопросы задачи. (14 + 6 = 20 (р.); 14 + 20= = 34 (р.).)
Задание 6. Заполните таблицу.
Ответ:
Занято | |||||||||
Свободно | |||||||||
Всего |
Задание 7. Выполните записи:
35 + 21 = 56 35 – 21 = 14
17 + 32 = 49 17 – 14 = 3
64 + 14 = 78 64 – 32 = 32
81 + 16 = 97 89 – 36 = 53
Задание 8. Рассмотрите рисунок.
– Сколько весит Лена? Коля? Маша?
– Как узнать, сколько весит Вася?
(34 + 43) – 36 = 77 – 36 = 41 (кг).
Задание 9. Разгадайте, по какому правилу составлены ряды чисел.
– Решите задачу. Маша старше Коли на 4 года. Вася младше Маши на 3 года. Кто из ребят самый старший? (Маша.) Кто самый младший? (Коля.)
– Сколько лет каждому, если Маше 12 лет?
Запись:
III. Самостоятельная работа по карточкам.
– Расшифруйте:
И | 3 – 2 + 6 | ? | Н | 8 – 5 + 1 | ? | |
М | 5 + 1 + 2 | ? | а | 4 + 3 – 2 | ? | |
Ц | 9 – 3 – 3 | ? | У | 6 + 2 – 7 | ? |
(Умница.) | ||||||
IV. Итог урока.
– Как выполнять сложение и вычитание двузначных
Урок 10
Решение текстовых задач
Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения составлять краткую запись к задаче; способствовать совершенствованию умения выделять в тексте главные слова и читать схемы к задачам; создать условия для развития умения анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, дополнять краткую запись условия числовыми данными, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: используют схемы при решении текстовых задач; выполняют вычисления; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока