Приложение 1. Несколько предварительных замечаний
Несколько предварительных замечаний
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Аналогичная картина и с философскими направлениями — они также меняются, границы между ними условны, а гносеологические переклички и пересечения неизбежны.
Большую роль в усилении неопределенности играет и познавательная традиция: одного философа его комментаторы могут относить к разным направлениям, а одно и то же направление называть разными именами. Н. Бердяева относят и к русским религиозным: (философам, и к экзистенциалистам, и к персоналистам, а древнегреческую школу с наиболее известным представителем Фалесом называют то милетской, то ионийской. И это не какая-то небрежность. Тот же Бердяев занимался проблемами, входящими в круг всех трех указанных направлений.
Впрочем, сложности на этом не заканчиваются. Есть еще как минимум четыре:
• одна крупная школа может включать ряд более мелких (современная западная христианская философия включает десятки таких школ и направлений);
• исследователи могут спорить о содержании учения той или иной школы, о периодизации, вообще о ее существовании и т.п., т.е. в учебном материале всегда присутствует субъективный момент;
• философские школы могут пересекаться как в направлениях своих исканий, так и в результатах;
• есть отдельные фигуры в истории философии, которых трудно отнести к какой-либо школе. Они сами — школы, правда, без «учителей»-единомышленников, которые хотя бы близко подходили по уровню философствования к «директору» такой «частной школы». Такие гиганты входят в историю философии не по названию созданного ими философского направления, а по хронологии. Для примера можно назвать несколько фигур из разных эпох, таких как Сократ, Мейстер Экхарт, Спиноза, все немецкие классики, Фейербах. Их идеи не умирали, использовались, но не на том уровне, не в той системе, гораздо позже и для других целей.
В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить, что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые. Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков, а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов — не удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили.
Наконец, в помощь всем предлагаем следующую сравнительно-историческую таблицу (конечно, весьма условную):
Направления, школы, направленность философствования | Примерная хронология | Представители |
ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (до VII в. до н.э.) | ||
МИФОЛОГИЯ —Гомер, Гесиод (VII-VI вв. до н.э.) | ||
АНТИЧНОСТЬ (VII в. до н.э. — III в. н.э.) | ||
ДОСОКРАТИКИ | До IV в. до н.э. | Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор и др. |
Ранний эллинизм (IV в. до н.э. — I в. н.э.) | ||
КИНИЗМ | IV — III вв. до н.э. | Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.) |
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) | III — II вв. до н.э. | Эпикур (341—270 до н.э.) |
СКЕПТИЦИЗМ | III — II вв. до н.э. | Пиррон (360—270 до н.э.) |
СТОИЦИЗМ | III в. до н.э. — III в. н.э. | Зенон Китионский (333—262 до н.э.), Клеанф, Хрисипп; Панеций, Посидоний (ок. 135—51 до н.э.); Цицерон (106—43 до н.э.), Сенека (5 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121—180) |
Поздний эллинизм (I— III вв. н.э.) | ||
НЕОПЛАТОНИЗМ | II — III вв. н.э. | Плотин (ок. 205 — ок. 270), Порфирий (ок. 233 —ок. 304) |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV—XIII вв.) | ||
ПАТРИСТИКА | I — VIII вв. | Августин Блаженный (354—430), Василий Великий (ок. 330—379), Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753), Максим Исповедник (ок. 580—662), Петр Ивер и др. |
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ | XI — XII вв. | Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037), Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198), Маймонид (1135—1204) |
СХОЛАСТИКА | IX — XV вв. | Эриугена (ок. 810 — ок. 887), Бонавентура (1221—1274), Альберт Великий (1193—1280), И. Росцеллин (1050—1125), П. Абеляр (1079—1142), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Томизм | XII — XV вв. | Фома Аквинский (1225(6) —1274) |
Реализм | IX — XIII вв. | Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 887), Фома Аквинский (1225(6)—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Номинализм | XI — XII вв. | И. Росцеллин (1050—1125), П. Абеляр (1079—1142) |
МИСТИЦИЗМ | XIII — XIV вв. | Мейстер Экхарт (1260—1327) |
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV—XVII вв.) | ||
ГУМАНИЗМ | Дж. Савонарола (1452—1498), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Эразм Роттердамский (1469—1536), Н. Макиавелли (1469—1527), Т. Мор (1478—1535), М. Монтень (1533—1592), Николай Кузанский (1401—1464), Пико делла Мирандола (1463—1494), Я. Беме (1575—1624) и др. | |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI—XVIII вв.) | ||
ЭМПИРИЗМ (СЕНСУАЛИЗМ) | XVI — XVII вв. | Ф. Бэкон (1561—1626), Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк (1632—1704), Б. Паскаль (1623—1662) |
РАЦИОНАЛИЗМ | XVI — XVIII вв. | Р. Декарт (1596—1650), Г. Лейбниц (1646—1716), Б. Спиноза (1632—1677) |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | XVII — XVIII вв. | Дж. Беркли (1685—1753) |
АГНОСТИЦИЗМ | XVIII в. | Д. Юм (1711—1776) |
ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в.) | ||
КУЛЬТ РАЗУМА | Вольтер (1694—1778), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), III. Монтескье (1689—1755) и др. | |
РОМАНТИЗМ (XVIII—XIX вв.) | ||
КУЛЬТ ЧУВСТВА | Ф. Шлегель (1772—1829), Ф. Шлейермахер (1768—1834), Ф. Шиллер (1759—1805) | |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII—XIX вв.) | ||
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | И. Кант (1724—1804), Г.В.Ф. Гегель (1770—1831), И.Г. Фихте (1762—1814), Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854) | |
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. | ||
МАТЕРИАЛИЗМ | К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—1895) | |
АНТРОПОЛОГИЯ | Л. Фейербах (1804—1872) | |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ | А. Шопенгауэр (1788—1860) | |
ПОЗИТИВИЗМ | О. Конт (1798—1857) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | Ф. Ницше (1844—1900), С. Кьеркегор (1813—1855) | |
ПРАГМАТИЗМ | Ч. Пирс (1839—1914), У. Джемс (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1957) | |
ФИЛОСОФИЯ XX в. | ||
НЕОКАНТИАНСТВО | Э. Кассирер (1874—1945), Г. Коген (1842—1918) | |
ГЕРМЕНЕВТИКА | Ф. Шлейермахер (1768—1834), В. Дильтей (1833—1911), Г.Х. Гадамер | |
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | М. Шелер (1874—1928), П. Тейяр де Шарден (1881—1955) | |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | Б. Рассел (1872—1970), Л. Витгенштейн (1889—1951), О. Нейрат (1882—1945), Р. Карнап (1891—1970), Дж. Мур (1873—1958) | |
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ) | 3. Фрейд (1856—1939) | |
НЕОФРЕЙДИЗМ | К.Г Юнг (1857—1961), Э. Фромм, Ж.П. Сартр (1905—1980), П. Рикер (р. 1913), Ю. Хабермас (р. 1929) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | А. Бергсон (1859—1941), В. Дильтей (1833—1911), О. Шпенглер (1880—1936), X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) | |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ | Э. Гуссерль (1859—1938) | |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | К. Ясперс (1883—1969), М. Хайдеггер (1889—1976), А. Камю (1913—1960), Ж.П. Сартр (1905—1980), С. де Бовуар, Н. Бердяев (1874—1948), Г. Марсель (1889—1973), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) | |
ПЕРСОНАЛИЗМ | Н. Бердяев (1874—1948), Л. Шестов (1866—1938), Н. Лосский (1870—1965) | |
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | ||
Неотомизм | П. Тейяр де Шарден (1881—1955), А. Швейцер (1875—1965), Э.А. Жильсон, П. Маритен (1882—1973) | |
Религиозный персонализм | Н. Бердяев (1874—1948), Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Рейс | |
Протестантизм | К. Барт (1886—1968), Р. Нибур (1892—1971), Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих (1886—1965), Ю. Мольтман, М. Шретер, Х.-Д. Вендланд, Р. Шолль и др. | |
Религиозный экзистенциализм | К. Ясперс (1883—1969), Г. Марсель (1889—1973), Н. Бердяев (1874—1948), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) | |
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ | К. Поппер (1902—1994), И. Лакатос (1922—1974), П. Фейерабенд | |
СТРУКТУРАЛИЗМ | К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко | |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари |
Домифологическая стадия и мифология
Эти стадии закономерны для истории познания мира человеком. Они переходим между чисто чувственным, интуитивным осмыслением мира и его рациональным познанием. Мифология возникла из духовной потребности человека объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Характерная черта этого переходного мировоззрения — синкретичностъ мира, когда он не расчленяется на отдельные составляющие, а осмысливается как единое целое, в которое включен и человек.
Потребность представления мира как целого заставляла человека уподоблять богов людям, а людей — богам. Более того, человек антропоморфизирует и природу, олицетворяет ее, делая таким образом ее себе подобной, а потому более понятной. Кроме того, осознание мира как целого невозможно без решения вопроса о его происхождении.
Но эти желания не были подкреплены ни практическими, ни теоретическими знаниями. Исходя из ограниченного опыта и страха перед непонятными явлениями природы, человек домысливал то, что он не знал, и таким образом создавал понятный ему и даже в какой-то мере управляемый (молитвы, жертвоприношения) Космос. Естественно, этот домышленный мир был неадекватен реальному, а необъяснимое и то, что было тогда выше понимания, превращалось в божественное.
Надо отметить еще два момента. В качестве нерасчлененного единого целого мифология включала в себя зачатки всех будущих форм духовности человечества: религии, философии, политики, искусства, в том числе литературного — сказки, легенды, предания, эпос. Мифология — прародительница всех форм современной духовности. Но и сам мифологический тип мышления на протяжении всей человеческой истории порождается ими. Гносеологическая причина этого — в невозможности для конечного человека достичь полного познания мира, перманентное сохранение непознанного, которое мифологизируется и современным сознанием в принципе так же, как и мифологическим.
Мифологизация действительности — это не только негативное антинаучное явление. Во-первых, в нынешних условиях она противостоит чрезмерной рационализации духовного мира человека, во-вторых, дополняя личную картину мира до целостной и непротиворечивой, придает человеку уверенность в себе, абсолютно необходимую для полноценного существования.