Сущность (природа) сознания

Сознание – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существованием и развитием. Продукт сознания – нематериальные образы, они лишены своего субстрата. Сознание способно к бесконечному воспроизведению бесконечного многообразия мира.

Должен быть субстрат, который мыслит. Сознание индивидуально, носит субъективный характер. Сознание отражает те признаки предмета, которые важны человеку.

Направленный характер сознания. Сознание зависит от окружающих предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем.

Сознание закрыто от других, но открывается через речь. Поведение, искусство.

Структура и функции сознания.

Структура сознания

Маркс: «главный компонент сознания – знания».

2 ступени логического мышления:

1) рассудок – поверхностные знания, основанные на здравом смысле;

2) разумное – более глубокое знание.

Оценочный характер сознания зависит от потребностей человека и от того, что и как отражается; зависит от материальных и духовных ценностей.

Потребности и ценности определяют цели – идеальное отражение, результат будущей деятельности. Человеку свойственно планировать свои действия.

Наличие самосознание у человека – рефлексивная форма отражения действительности, человек осознает себя. Появляется тогда, когда есть другой человек (по отношению к нему) => необходимо общество. Самосознание и сознание носят социальный характер.

По Орлову: Выделяет разум, чувство и волю. Более широкий смысл – сознание как психическое. Психика и сознание различные понятия. Психика шире сознания.

Существуют противоречия между природой человека и культурой (разум)

Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, человеком движет подсознательное (инстинкты жизни, смерти, половой)

XXв: С разумом человек может контролировать свою деятельность.

Функции сознания:

1. информационно-ориентировочная (в результате отражения сознание дает нам такую информацию, которая позволяет нам ориентироваться в мире)

2. оценочная или нормативная

3. управленческая или регулятивная (цели и последствия своей деятельности)

Активный и творческий характер сознания.

Творческий и активный характер сознания

Связаны с отражательной природой сознания

Отражение обусловлено потребностями человека.

Непроизвольное внимание (реклама)

Произвольное внимание (усилием воли, сознательно)

Послепроизвольное (не обращать внимания, если мысли заняты другим)

Избирательный характер отражения: «Смотрит глазами, видит мозгами».

Идеальное.

Идеальное

Специфическая сущность сознания (психического вообще) заключается в его идеальности. Идеальность — главная проблема и загадка теории созна­ния. В анализе этого признака сознания мы сделаем два шага: вначале выясним, почему сознание нельзя определить как материальное явле­ние, затем установим, в чем состоит это свойство идеальности.

Понятие идеальности сознания возникает в философии в проти­вопоставлении понятию материи и материальному (тому, что принад­лежит собственно самой материи в противоположность сознанию).

С позиций упрощенного материализма, имеющего еще широкое хождение в пределах «обыденного мышления» и нередко даже в среде ученых, сознание, поскольку оно вторично, принадлежит одной из форм материи и порождается, материей, должно рассматриваться как материальное. Существует ряд вариантов такого «дешевого», по выра­жению Энгельса, материализма. Так, иногда утверждают, что посколь­ку мир как целое материален, постольку все, что в нем находится, включая сознание, материально. Кажущийся убедительным логичес­кий силлогизм, который здесь построен, на самом деле является со­физмом, В других случаях утверждают, что поскольку мысль осущес­твляется материальным мозгом, она является материальной, ибо мате­рия не может действовать иначе, как материально. Наконец, нередко сознание объявляют материальным, отождествляя существование с объективно-реальным существованием, т. е. материальностью.

Ошибку последнего толка совершил, например, Иосиф Дицген. (1828-1888) — немецкий рабочий-кожевник, самостоятельно, незави­симо от Гегеля, Маркса и Энгельса создавший диалектический мате­риализм. Не обладая ни обширными знаниями, ни гениальностью Маркса и Энгельса, Дицген создал диалектический материализм в од­ной из относительно простых форм, допустив при этом ряд серьезных теоретических ошибок. «Но и не чувственное представление, — писал Дицген, — чувственно, материально, то есть действительно... Дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга». «Понятие материи, — продолжал Дицген, — надо рас­ширить. Сюда относятся все явления действительности, следователь­но, и наша способность познавать, объяснять».

Как видим, Дицген, во-первых, отождествил действительность, или реальность, с материальностью; во-вторых, считал, что сознание отличается от материальных вещей не больше, чем они отличаются друг от друга.

Главный недостаток мысли о материальности сознания, в какой бы форме она не выдвигалась, заключается в том, что она есть... бес­смыслица Понятия материи и сознания, материального и идеального имеют смысл только в противопоставлении друг другу (хотя в этом противопоставлении заложено также и их сходство, единство). Если же сознание подводится под понятие материального, полученное в противопоставлении внешнего мира сознанию, то уничтожается осно­ва для различения; материи и сознания и, следовательно, разрушаются оба понятия, материи и сознания.

Для большей ясности проведем простейшую операцию «подста­новки». В высказывание: сознание материально — подставим расши­фровку последнего понятия: материальное — существующее до, вне и независимо от сознания. В результате такой подстановки мы прихо­дим к абсурдному утверждению: сознание — существующее до, вне и независимо от сознания.

Логическая: и теоретическая бессмыслица, в силу самой приро­ды теоретического мышления, всегда наполняется определенным со­держанием. В данном случае оно заключается в том, что сознание чрезмерно сближается и отождествляется с материальными явлени­ями, что означает отрицание его специфической природы, вульгариза­цию философской теории. В сущности, бессмыслица «материального сознания» разрушает научную философскую концепцию мира и чело­века, разрушает те фундаментальные механизмы абстракции, без кото­рых философское мышление не может существовать.

Отождествление сознания с материальным приводит к ликвида­ции основного вопроса философии, а вместе с ним и противоположно­сти между материализмом и идеализмом. Эта ошибка вульгарного ма­териализма нередко использовалась идеализмом. Последний зачастую софистически отождествлял материализм с вульгарным материализ­мом и, критикуя последний, объявлял опровергнутой материалистиче­скую теорию вообще. В других случаях отождествление материи и со­знания использовалось для того, чтобы объявить идеальным, духовным вне­шний мир. Такой прием был использован Махом и Авенариусом.

Махисты объявили основной вопрос философии и деление философии на материализм и идеализм устаревшим, однако затем истолковали материю и сознание как совокупность якобы ней­тральных «элементов мира», которые по сути представляли собой че­ловеческие ощущения. «Что в понятие материи надо включить и мыс­ли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях», это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление мате­рии духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает».

Итак, определение сознания (психики вообще) как идеального выражает качественное отличие сознания от материальных явлений, специфическую природу сознания. Теперь мы подошли к главному: в чем состоит идеальность сознания?

Чем отличается мысленный образ предмета от самого предме­та! Образ камня — от камня, образ опта — от реального огня? Или, воспользовавшись сравнением Канта, сто талеров в уме от ста талеров в кармане?

С одной стороны, мысленный образ предмета содержит в себе все реальные признаки предмета, ибо мы знаем размеры и вес камня, его химический состав, и т. п. Образ предмета в этом плане сходен с предметом. В нем, до известной границы (что пока не должно нас ин­тересовать) есть все, что присуще предмету.

С другой стороны, в образе предмета нет ни одного непосредс­твенного реального признака предмета как такового: камень имеет объем—образ камня не занимает никакого объема в мозгу, камень имеет вес — его образ не «давит» на мозговые ткани, камень имеет определенный химический состав — ни одной молекулы камня' не по­падает в мозг, огонь разрушает определенные вещества — образ огня не сжигает мозговой ткани. Таким образом, идеальность сознания (психики вообще) заключается в том, что в сознании материальные предметы получают свое второе существование. «...Идеальное, — пи­сал Маркс, — есть не что иное, как материальное, пересаженное в че­ловеческую голову преобразованное в ней».

Общественно-историческая практика неопровержимо доказыва­ет, что в человеческих ощущениях, представлениях, понятиях в конеч­ном счете отражены, представлены действительные свойства вещей, какими они являются на самом деле, вне человеческого сознания. Од­нако, с другой стороны, идеальный образ предмета «диаметрально противоположен» предмету, ибо в нем нет ни одного признака предмета в его непосредственной конкретно-чувственной форме. Идеаль­ное можно поэтому определить как предмет, лишенный своего непо­средственного материального субстрата, непосредственного кон­кретно-чувственного бытия и существующий на основе особого ма­териального субстрата— человека.

Идеальное— это форма, в которой выступают реальные пред­меты, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функ­ция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые матери­альные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические или биологические свойства Связаны в объективном мире с определенными материальными суб­стратами, то в мысли они существуют на основе принципиального но­вого материального субстрата — человека, социальной формы мате­рии.

Замечательной особенностью идеальной формы является ее универсальность — способность замещать любые материальные суб­страты, служить ; средством выражения бесконечного многообразия свойств и качеств объективного мира. Способность человека к безгра­ничному познанию мира обусловлена бесконечным богатством, уни­версальным характером идеального как формы выражения бесконеч­ного материального многообразия.

Обладая потенциально бесконечными возможностями выраже­ния качеств реального мира, идеальное, очевидно, должно принадле­жать не любой, а наиболее сложной форме материи, обладающей бес­конечным богатством содержания. Эта форма материи должна была возникнуть в результате процесса развития материи.

Наши рекомендации