Тема: Древневосточная философия.

План занятия

1. Философия, ее содержание, метод, цель и основные функции.

2. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы.

3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Тема:Философия, ее предмет и роль в обществе.

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях определять основных категорий философии.

Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраить диалог между обучающимися и преподавателем .

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.

Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .

– 3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .

ТЕМА: Основные категории и понятия философии

План занятия

1. Философия, ее содержание, метод, цель и основные функции.

2. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы.

3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

В каждом обществе у людей складываются те или иные представления о существующей действительности, т.е. определенное мировоззрение, определенное общественным со­знанием. Одной из важнейших форм такого мировоззрения и общественного сознания является философия, которая возник­ла в 6-5 вв. до н. э. в Древней Греции. Сам термин обычно свя­зывают с работами Платона и других античных мудрецов.

Аристотель писал: "С точки зрения Платона, философия — это любовь к мудрости. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное".

Именно в трудах Платона и Аристотеля были впервые по­ставлены, рассмотрены и определенным образом решены про­блемы, получившие с тех пор название философских. Филосо­фия как мировоззрение прежде всего связана с отражением места человека в мире. Она ищет ответы на такие вопросы:

— как устроен мир в целом?

— как относится к миру человек?

— каково его место в нем

— как он его познает?

— как он действует в этом мире? То есть философия изучает:

1. Общие принципы миро устройства;

2. Отношение человека к миру.

Содержание, метод и цель философии

По своему содержанию философия есть стремление к все-охватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, философия ж стремится охватить всю реальность в ее единстве. Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит перед собой такие вопросы, как: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему существует человек? Каков смысл его жизни? И др. Таким образом, содержание (предмет) философии в много­проблемном соотношении "мир—человек".

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основан­ной на разуме, а не на вере или художественном образе.

По своей цели философия есть знание, свободное от прак­тических интересов. Полезность не есть цель философии. Этим она и отличается от большей части знаний, которые призваны обслуживать практические нужды. Цель изучения философии в системе образования — не формирование одинаковых взгля­дов и убеждений. Она состоит в усвоении определенного объема философских знаний и формировании умения применяв их. Это необходимо для того, чтобы в последствии иметь возмож­ность самостоятельно разбираться в сложнейших вопросах жизни. Умение самостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные уче­ния от откровенного шарлатанства новоявленных "пророков", "це­лителей" и "спасителей",

Философия и наука

Рост влияния науки поставил перед философией ряд проблем. Прежде всего возникла необходимость дать четкий ответ на вопросы: является ли философия наукой и каково ее отношение к науке?

Есть три основные варианта ответа на эти вопросы

1-й связан с отказом от самодеятельною значении фило­софии. С этой точки зрения философия должна выполни п. под­чиненную роль по отношению к науке, т.е. философии должна быть занята проблемами, связанными с изучением процесса (научного познания, быть методологией науки (неопозитивизм).

2-й вариант состоит в стремлении превратить философию в строгую науку. Наиболее ярко этот вариант представлен фе­номенологией.

3-й вариант состоит в признании того, что философия не является и не должна быть наукой. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки. Философия обобщает достижения науки, опирается на них.

Структура философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разде­лы или части, различающиеся тематикой. Основными раздела­ми философского знания являются:

Философская онтология или учение о бытии.

Рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего яв­ляется кажимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определенную картину мира, которая но только бы позволяла составить представление о мире в целом, но и выявила бы сто скрытую сущность. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древ­ние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она дана уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика — учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Филосо­фия вправе сделать предположение: а не является ли физи­ческая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной—силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяс­нить и притяжение положительного и отрицательного, и взаим­ную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии.

Гносеология или философское учение о познании; Отве­чает на вопросы: Познаваем ли мир, и если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

Философская антропология или философское учение о человеке;

Социальная философия, изучающая наиболее общие ха­рактеристики общественной жизни;

Философия истории;

Изучает вопросы, связанные со смыслом и целью обществен­ной истории. Куда идет история и почему она вообще осуще­ствима? — таков главный вопрос философии истории.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном);

Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и бе­зобразное.

История философии;

Рассматривает историческое развитие философии. Она яв­ляется фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Функции философии

Культурно-воспитательная. Сама философия—это явление общественной культуры: изучая ее, люди приобщаются к культуре. Изучение философии воспитывает такой ключевой мо­мент человеческой культуры, как разумное мышление.

Методологическая. Философия разрабатывает универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы, методы познания) для всех конкретных наук. Метод философии это метод теоретического мышления на основе использования: достижений всех наук и культуры в целом; практического опыта всего человечества; таких приемов, как наблюдение, логический анализ, обобщение, выводы, доказательства и так далее.

Мировоззренческая. Изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в правильное и обоснованное мировоззрение.

2.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и свое место в нем. Оно имеет:

1) эмоциональную составляющую – мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой и т.п.

2) интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, рассуждения, знания и т.д.

Таким образом, мировоззрение – это сложное, противоречивое, исторически переменчивое единство:

- мироощущения и миропонимания, эмоций и интеллекта;

- знаний и ценностей, убеждений и сомнений;

- разумно обоснованного и необдуманной, слепой веры;

- общественно значимых ориентиров и личных устремлений.

Отсюда философия – это мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связанные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Мифологическое мировоззрение– это исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нем, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Мифологическое мировоззрение это целостная и образная картина мира, в которой слились воедино: реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции. В становлении мифологического мировоззрения огромное влияние оказало общественное производство того периода – присваивающая экономика. Человек существовал как биологический вид. Его «включенность» в природу породила мифологическое мировоззрение, характерными чертами которого были: одушевление, очеловечивание природы, образность мышления и отсутствие проблем.

XX век создал новый тип социального мифотворчества, а значит и мировоззрения. В наше время уже никто не верит в «трех китов», на которых держится Земля, в Змея-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, еще более иллюзорные идеи: о расовом или национальном превосходстве и другие.

Таким образом, возникнув в условиях первобытного общества, мифологическое мировоззрение продолжает существовать.

Религиозное мировоззрение(от латинского слова «связываю»). Это соединение человека с Богом осуществляется через веру.

Вера – это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно так же волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Она требует постоянных посторонних подкреплений.

Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера – это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры.

Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико ее жизненное значение.

Религиозное мировоззрение основывается на:

1) вере человека в два мира: мир реальный, естественный, земной («этот свет») и мир потусторонний, небесный, сверхъестественный («тот свет»);

2) вере и поклонении сверхъестественным «Высшим силам», господствующим над людьми.

Фейербах утверждал, что религия возникла как зависимость человека от природы и от социальных условий. Она возникает, когда от собирательства, охоты и рыболовства человек переходит к земледелию, скотоводству и ремеслу.

Религиозное мировоззрение близко к мифологическому, хотя и отлично от него. Мифологическое мировоззрение было осознанием глубокой связи человека и природы, человек слит с ней. Религиозное (если говорит о самой ценной сторо­не) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, проблем бытия.

Религия, безусловно ближе к философии, чем мифология. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Философия и религия исходят из эмпирических посылок, т.е. никто не мо­жет доказать или опровергнуть. И то и другое мировоззрение использует аксиоматический метод. У них одни и те же пробле­мы - "мир — человек",

Однако есть и различия. Религия—сознание массовое. Фи­лософия — сознание теоретическое. Религия не требует дока­зательств, разумного обоснования своих догм. Истины воры она считает выше истин разума. Философия аргументирует свои положения, считая аргументы "мускулами" идей. Философия — всегда теоретизирование, всегда рабов мысли, Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывали и м юриа-листической.

Таким образом, философия — это система локированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она по­могает человеку ответить на вопросы: 1. Кто я таков»? 2. Что я могу знать? 3. Что я должен делать? 4. На что могу надеяться»

В массовом сознании философия нередко представят чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не тик. И перед высшей философией (Платон, Кант, Соловьев, Сковорода), и перед простыми смертными стояли и стоят одни и ею же вопросы, одни и те же проблемы. Эти проблемы не люди "при­думывают", их ставит сама жизнь философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. Если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям, фило­софии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.

3.

В многообразии окружающей действительности можно выделить две сферы:

Сферу материального — объективную реальность, т.е. предметы и явления, существу­ющие в действительности, вне сознания человека и незави­симо от него — материя.

Сферу идеального — субъективную реальность, которая является отражением реально­сти в сознании человека (мыс­ли, чувства, суждения) созна­ние, мышление.

Основной вопрос философии — это вопрос об отноше­нии сознания к материи, субъективного к объективному. Он имеет две стороны:

1 -я — Что первично: материя или сознание, материя опреде­ляет сознание или наоборот?

2-я — Познаваем ли мир, и если да, то в какой степени? В зависимости от решения 1-й стороны основного вопроса философии, в философских учениях издавна сложились два про­тивоположных направления: материализм и идеализм.

Идеализм — есть такой тип и такой способ философствова­ния, который активную, творческую роль в мире отводит исклю­чительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Он не отрицает материю, но рассматривает ее как низший. род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное)начало.

Материализм есть, в конечном счете, ни что иное, как убеж­денность, познающего сознания в его производности (т.е. вторичности) от природной и социальной реальности, которая для материалистов никем не сотворена, т.е. существовала вечно.

Формы материализма и идеализма многообразны.

а) метафизический и диалектический материализм;

б) субъективный и объективный идеализм. Материализм утверждает, что первичным и определяющим является материя, вторичным и определяе­мым — сознание.

Субъективный идеализм считает, что мир "создается" субъек­тивным сознанием каждого от­дельного человека (мир — комп­лекс человеческих ощущений).

Объективный идеализм считает, что мир "творит" некое объективное сознание, некий "ми­ровой дух", "абсолютная идея".

По ответам на 2-ю сторону основного вопроса философии можно выделить главные философские направления:

Материализм — объективный мир познаваем, и это позна­ние безгранично.

Субъективный идеализм ~ мир познаваем, но человек по­знает не объективную реальность, а собственные мысли и пережи­вания.

Объективный идеализм — мир познаваем, но человек позна­ет "абсолютную идею", "мировой дух".

Это направления познавательного оптимизма. Познавательный пессимизм:

Агностицизм— мир полностью или частично непознаваем. Скептицизм — возможность познания объективной действи­тельности сомнительна.

Материализм и идеализм —это монистические направле­ния в философии,

Существует еще дуализм и эклектизм. Дуализм — философское учение о существовании двух не­зависимых друг от друга начал; материального и

духовного.

Эклектика — (от греч. ekfego — выбираю) — беспринципное смешение различных, зачастую противоположных философских взглядов.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая лич­ностной определенности, индивидуальной души и общечелове­ческой духовности.

ТЕМА:Древневосточная философия.

План занятия:

1. Философия Древней Индии.

2. Философия Древнего Китая

Тема: Древневосточная философия.

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;

Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.

Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .

– 3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .

ТЕМА:Философия Античности

План занятия:

1. Первые философы античности.

2. Классическая античная философия.

Наши рекомендации