История жизни н.а.бердяева
Н.А.Бердяев — крупнейший русский философ ХХ века. Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1922 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала "Путь". Скончался за рабочим столом.
В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
1. Каким путем достигаются эйдосы и в результате какой интуиции?
2. Что это такое "забвение жизненного мира", по Гуссерлю?
3. Согласно герменевтику, чем отличается понимание от научного объяснения?
4. Чем отличаются друг от друга герменевтика сознания от герменевтики бытия?
5. Что такое герменевтический круг?
6. Понять человека — это значит проникнуть в его внутренний мир?
7. Что такое значение слова, по раннему Витгенштейну?
8. Что такое значение слова, по позднему Витгегштейну?
9. Чем отличается аналитическое суждение от синтетического?
10. Что такое протокольные предложения?
11. Кто является основателем постпозитивизма?
12. В чем состоит содержание гипотетико-дедуктивного метода?
13. Почему всякое высказывание является речевым актом?
14. Каковы характерные черты постмодернизма?
15. Почему слова, текст, как полагают постмодернисты, надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко)?
16. В чем состоит назначение философии, по Лиотару?
17. Какой вопрос считают основным диалектические материалисты?
18. Раскройте содержание формулы В.С.Соловьева "Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте".
19. Почему, по Бердяеву, человек свободен даже перед лицом Бога?
20. Какова главная формула индийской философии?
21. Сколько добродетелей, по Конфуцию, у совершенного мужа?
Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 18-21 "4" — 16-17 "3" — 13-15 "2" — 12-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
1. Феноменологическая философия и ее метод
2. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейский наук
3. Феноменологическая этика Макса Шелера
4. Герменевтика сознания Вильгельма Дильтея
5. Герменевтика бытия Ханса Гадамера
6. Книга Х.Гадамера "Истина и метод"
7. Неопозитивистская философия
8. Постпозитивизм Карла Поппера
9. Философия позднего Л.Витгенштейна
10. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса
11. Философия Мишеля Фуко
12. Деконструктивизм Жака Дерриды
13. Книга Ж.Лиотара "Состояние постмодерна"
14. Философия Н.А.Бердяева
15. Философия П.А.Флоренского
16. Философия А.Ф.Лосева
17. Русский космизм
18. Оправдание добра в русской философии
19. Индийская философия
20. Философия Конфуция
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
§ Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2000.
§ Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.1-4.
§ Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
§ Гуссерль Э. Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология// Вопросы философии. 1992. ? 7. С.136-176.
§ Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1. Т.2.
§ Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С.319-344.
§ Хайдеггер М. Что это такое — философия?// Вопросы философии. 1993. ? 8. С.113-123.
§ Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
§ Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
§ Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.
§ Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1999.
§ Философы ХХ века. М.: Искусство, 1999.
§ Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993.
§ Витгенштейн Л. О достоверности// Вопросы философии. 1991. ? 2. С.67-120.
§ Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч.1.
§ Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
§ Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
§ Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/ Сост. А.А.Печенкин. М.: Логос, 1996.
§ Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998.
§ Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. Т.4. От романтизма до наших дней.
§ Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
§ Деррида Ж. Письмо японскому другу//Вопросы философии. 1992. ? 4. С.53-57.
§ Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
§ Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.
§ Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
§ Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
§ Взгляд на русскую философию// Вопросы философии. 1994. ? 1. С.54-72.
§ Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995.
§ Лосев А.Ф. Имя. СПб.: Алетейя, 1997.
§ Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
§ Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.
§ Соловьев В.С. Вера, разум и опыт// Вопросы философии. 1994. ? 1. С.111-128.
§ Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996.
§ Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1, 2.
§ Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т.1, ч.1; Т.2, ч.2.
§ Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. М.: Художественная литература, 1987. С.455-522.
§ Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
§ Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
1. Эйдосы достигаются по мере нарастания потока феноменов за счет категориальной интуиции.
2. "Забвение жизненного мира", по Гуссерлю, — это умаление феноменов, чувств, умозрительность.
3. Научное объяснение — это подведение фактов под законы. Понимать же следует суть дела посредством метода вопросов и ответов.
4. В герменевтике сознания хотят вчувствоваться во внутренний мир человека. В герменевтике бытия желают понять суть дела, или, что то же самое, потаенность вещи.
5. Герменевтический круг состоит в том, что часть познается на основе целого, а целое на основе части. Познание нелинейно.
6. Понять человека, согласно герменевтике бытия, значит, понять дело человека.
7. По раннему Витгенштейну, значение слова есть тот предмет или та ситуация, которые им обозначаются. Так, значение слова "Кремль" есть сам Кремль.
8. По позднему Витгенштейну, значение слова есть его употребление, некоторый акт действия. Имеется в виду, что слова всегда высказываются ради некоего дела.
9. Основания истинности аналитического суждения заключены в нем самом. "Круг круглый" — это истинное выражение, ибо круг круглый по определению. Основания синтетического предложения скрыты не в нем самом, а вне его. Высказывание "Сергей выше Татьяны" истинно лишь втом случае, если действительно Сергей выше Татьяны. Бессмысленно утверждать, что Сергей выше Татьяны по определению.
10. Протокольное предложение проверяемо на истинность/ложность. Чтобы проверить на истинность сложное предложение следует разложить его на протокольные предложения (рецепт неопозитивистов).
11. Карл Поппер.
12. Согласно гипотетико-дедуктивному методу законы придумываются в качестве гипотез, а остальные высказывания выводятся, дедуцируются из гипотез. Если выявляется ложность гипотез, то от них отказываются.
13. Всякое высказывание есть акт, ибо он есть некоторое действие. Словами человек действует: дает согласие, не дает согласие, поучает, выражает сожаление и т.д.
14. Плюрализм, неопределенность, случайность, эстетизм.
15. Текст — это всегда программа действий, которая достойна критики, деконструкции.
16. По Лиотару, философия позволяет человеку изобретать непредставимое в вещах возвышенное, получать удовольствие и страдать.
17. Диалектические материалисты считают основным вопрос о соотношении материи и сознания.
18. Божественное не отделено от человека, оно осуществляет благо через истину в красоте.
19. По Бердяеву, Бог, сотворив мир из ничто, сохранил в мире и человеке потенциал ничто, свободу.
20. Атман есть Брахман.
21. Пять.
Раздел 2