Афинская философия познания связана также с деятельностью софистов

Первые софисты появляются во второй половине V в. до н.э. В это время риторика, логика, философия стали оттеснять в системе образования традиционные гимнастику и музыку. Появляются платные учителя "мыс­лить, говорить и делать". Это и были первые софисты.

Софисты были мудрецами ("софист" — знаток, мастер, мудрец) особого рода. Их не интересовала сама по себе истина. Они учили, прежде всего, искусству побеждать в спорах и тяжбах. Поэтому слово "софист" приобретает предосудительный смысл. Вместе с тем, софисты сыграли положительную роль в духовном развитии греков. Софисты создали науку о слове. Они многое сделали в логике. Они привле­кали внимание к проблеме знания и познания. Они поставили во весь рост вопрос о том, в состоянии ли человек познать мир. Правда, на этот вопрос они отвечали отрицательно, они считали объективный мир непознаваемым, и были т.о. первыми агностиками.

С другой стороны, софисты были релятивистами, считали все в мире и в познании относительным. Истина у них относительна, она зависит от условий, от человека. Они учили, что у каждого человека своя истина. То есть они отрицали не истину, а объектив­ную истину, признавая лишь истину субъективную. В области этики агностицизм софистов в отношении объективной истины перерастал не­редко в аморализм. Кстати, свой релятивизм софисты распространили и на религиозные догмы своего времени. Они везде требовали доказа­тельств.

Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад, которые были современниками Филолая, Зенона, Эмпедокла, Анаксаго­ра.

Протагор.

Акмэ Протагора приходится на 444 — 441 гг. до н.э. По легенде, Демокрит приблизил к себе Протагора и научил его философии.

Протагор был профессиональным преподавателем риторики и эрис­тики — искусства речи и искусства спора.

В Афинах Протагор был приговорен к смертной казни за книгу "О богах", затем изгнан, он утонул по пути из Южной Италии в Сицилию.

Протагор автор и других произведений, в частности: "О науках", "Прения, или Искусство спорить", "Истина", др.

В основе учения Протагора об относительности знания лежат его представления об изменчивости, текучести материи. Он был материа­листом. Он утверждал, что изменяется постоянно не только мир, но и воспринимающее его одушевленное тело. Он утверждал также, что "ничто не есть само по себе, но все всегда возникает в связи с чем-то". Но он также говорил о том, что все меняется не как по­пало, а переходя в свою противоположность.

Онтологические представления Протагора привели его к мысли, что о любой вещи могут быть два противоположных мнения. Но из это­го он сделал слишком сильный вывод: "все истинно". Эта позиция Протагора жестоко критиковалась и Демокритом, и Платоном, и Ари­стотелем. Но главный тезис Протагора заключался в ином. Протагор утверждал: "Человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют". Платон, кстати, отмечал, что Протагор прав в утверждении субъективности ощущений, но неправ в утверждении истинности каждого из них.

По некоторым сведениям Протагор учил, что никто не имеет лож­ного мнения, но одно мнение может быть если не истиннее, то лучше другого, что мнение мудреца выше мнения простого человека. Именно мудрец есть мера всех вещей.

Главным критерием истинности мыслей Протагор все-таки считал выгоду.

О добродетели Протагор говорил, что она не дается от рождения, а приобретается с помощью старания и обучения. Именно поэтому имеет смысл наказание преступников.

Протагор считал, что лучше верить в богов, чем в них не верить. В то же время он говорил: "О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни".

Горгий

Он родился в 80-е годы V в. до н.э.

Свое учение Горгий связывал, прежде всего, с трудностями, в кото­рые впадает разум, пытающийся строить непротиворечивое миропонима­ние. Это трудности понимания отношений бытия и небытия, бытия и мышления, единого и многого, мышления и слова, др.

В отличие от Протагора Горгий считал, что все ложно.

Горгий прожил более ста лет, что связывал со своей воздержан­ностью от удовольствий.

Горгий был выдающимся оратором, способным говорить экспромтом на любую тему, находя для всего и похвалу и порицание.

Горгий высоко ценил философию, он ставил ее выше конкретного знания, отделявшегося в то время от философии. Он говорил, что те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками.

Горгий отрывал речь от мышления, а мышление от бытия. Он учил о том, что ничего не существует, а если и существует, то оно не­постижимо, а если и постижимо, то не высказываемо и необъяснимо (для другого человека).

Положение "ничего не существует" для Горгия означало утверждение, что нельзя доказать ни того, что небытие существует, ни того, что бытие не существует, ни того, что бытие и небытие существуют вместе.

Горгий уже четко разделяет предмет мысли и существование предмета мысли. Он допускает, что может мыслиться и то, что в действительности не существует. Но отсюда он делает вывод о том, что если может мыслиться несуществующее, то не может мыслиться существующее: "Если предметы мысли не есть сущее, то сущее не мыслится".

Наконец, "даже если сущее и постигается, оно неизъяснимо другому", так как слова отличаются от тел, поскольку тела воспринимаются зрением, а слова — слухом.

Гиппий

Платон (см. ниже) характеризовал Гиппия (диалоги "Гиппий Больший" и "Гиппий Меньший") болтливым человеком, побеждающим наивных и невежест­венных людей своим мнимым всезнайством и внешне блестящими речами. В другом диалоге ("Протагор") Гиппий оказывается ученым, окруженным учениками.

Гиппий занимался астрономией, музыкой, геометрией. Он дал геометрическое определение кривой. Он преподавал мнемонику — искусство развития памяти. Рассказывают, что сам Гиппий мог запомнить 50 слов в том порядке, в каком они ему назывались. Занимался он также грамматикой и искусствоведением.

Гиппий принципиально различал природу и общество. Он противо­поставлял законы общества законам природы, говоря, что «закон ... властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Цель жизни Гиппий видел в достижении состояния автаркии —самоудовлетворенности.

Продик

Сократ (диалог Платона "Протагор") иронически называет Продика премудрым и (диалог "Теэтет") отсылает своих не очень серьезных учеников к нему.

Продик занимался проблемами языка. Считал, что прежде, чем заниматься философией, надо научиться правильно употреблять слова. Разрабатывал синонимику, уточнял значение слов, различал тонкие оттенки в синонимах, например, в "мужестве" и "отваге". Искусство речей видел в том, чтобы они не были ни длинными, ни краткими, "но в меру".

Продик занимался проблемой происхождения и сущности религии, получил прозвище "безбожник". Объясняя происхождение веры в богов, он считал, что религия возникает вследствие того, что люди покло­нялись полезным им явлениям природы.

Продик говорил, что страсти находятся посредине между желанием и безумием, ибо страсть — удвоенное желание, а безумие — удвоен­ная страстъ.

Антифонт (V в. до н. э.)

Как и другие, занимался науками: астрономией, метеорологией, математикой. Пытался решить задачу на квадратуру круга. Наделал мно­го ошибок, что стало основанием для выражения "ошибка Антифонта".

Сочинения Антифонта, в том числе "Истина" и "О согласии", не сохранились.

Источник всех бед Антифонт видел в том, что законы заставляют людей поступать вопреки своей природе. Из антагонизма закона и природы делал вывод о том, что человек вынужден быть двуличным и, делая вид, что он следует законам общества и государства, следовать природе, которую, в отличие от людей, обмануть нельзя. Он говорил, что "предписания законов произвольны … (веления же) природы не­обходимы".

Антифонт — родоначальник договорной теории происхождения государства.

Из младших софистов, действовавших в конце V — начале IV в. до н.э., наиболее значимы Алкидам, Трасимах, Критий и Калликл.

Алкидам

Ученик Горгия. Учил, вслед за Антифонтом, о равенстве людей и противоестественности рабства. При этом ссылался на ав­торитет бога.

Трасимах (Фрасимах)

По словам Цицерона, Трасимах первый изобрел пра­вильным склад прозаической речи. Вошел в историю как "ясный, тон­кий, находчивый" оратор, "умеющий говорить то, что он хочет, и кратко, и очень пространно".

Трасимах вплотную подошел к идее о классовом характере права и морали в классовом обществе.

Согласно Трасимаху, боги не обращают никакого внимания на че­ловеческие дела.

Критий

Жил примерно в 460 — 403 гг. до н.э. Был главным из тридцати тиранов в Афинах.

Ученик Протагора, Горгия, в какой-то мере Сократа.

Был атеистом, отрицал существование богов. Как политик, считал религию социально полезной выдумкой. Говорил, что "некий муж разумный, мудрый... для обуздания смертных изобрел богов", и что, "если ты в безмолвии замыслишь зло, то от богов не скрыть тебе: ведь мысли им все ведомы".

Критий видел главное средство улучшения людей в воспитании. В одной из своих "Элегий" Критий выступал против пьянства, так как оно развязывает язык для мерзких речей, размягчает ум, отшибает память. Нужно "есть и пить соответственно требованиям разума так, чтобы быть в состоянии работать".

Калликл

Говорил о том, что философия приятна для тех, кто умеренно знакомится с ней в юности, но гибельна для людей, предающихся ей более, чем надлежит. Старик-философ, по Калликлу, достоин телесного наказания.

Наши рекомендации