Немецкая классическая философия. Основными представителями немецкой классической философии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте

Основными представителями немецкой классической философии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах. Несмотря на различие философских позиций, этих философов объединяют общие мировоззренческие принципы, преемственность в постановке проблем, характер ответа на основные философские вопросы. Кроме того, каждая последующая философская система немецкой классики может рассматриваться как логическое продолжение предыдущей. Основными темами немецкой классической философии остаются гносеологическая и онтологическая. В философии И. Канта впервые в качестве самостоятельной звучит антропологическая тема.

На немецкую классическую философию оказали влияние идеи Нового времени, Просвещения и немецкий романтизм. Философы немецкой классики переосмыслили проблему соотношения субъекта и объекта, природы и возможностей разума, подлинного и неподлинного бытия, поновому поставили вопросы о содержании философствования и особенностях философского метода. Можно сказать, что немецкая классическая философия представляет собой грандиозную попытку переинтерпретации и реабилитации разума после неудачи Просвещения, попытку, оказавшую существенное влияние на последующее развитие европейской философии.

Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено уже в первой системе немецкой классической философии — трансцендентальном идеализме И. Канта. В своей критической философии И. Кант рассматривает не только чистый, познающий разум, прояснением которого ограничивалась предшествующая философия, но и практический,

действующий в сфере ^ свободы, а также эстетическую способность суждения, соотносимую с миром красоты. И. Кант ввел в философию понятие возможного опыта, преодоление границ которого ведет разум к противоречиям. Различение вещи-в-себе и вещи-для-нас дополнительно подчеркивает границы возможного для человека знания. Природа разума переосмысливается И. Кантом в концепции априорных форм чувственности, рассудка и разума. Из учения об априорных формах выводится возможность чистой математики и естествознания, и ставится вопрос о построении чистой универсальной метафизики. Философские идеи И. Канта являются реализацией исходной интенции его размышлений: поднять разум, чтобы освободить место вере.

И. Фихте развивает идеи И. Канта. В своем наукоучении он делает акцент на творческой активности разума. Стремясь преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, И. Фихте превращает познание в подчиненный момент практического, преобразующего действия. Сущность человека И. Фихте обнаруживает в деятельности, одним из средств которой выступает мышление.

Вопрос о творческих способностях разума развивается в философии откровения Ф. Шеллинга. Ф. Шеллинг подчеркивает важность искусства в вопросах постижения жизни. Немецкий философ указывает, что помимо рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные. Интеллектуальная интуиция — подлинный философский метод и единственный для человека способ постичь сущность мира.

В полемике с Ф. Шеллингом Г. Гегель создает собственную философскую концепцию — панлогизм, или абсолютный идеализм. Суть философского познания Г. Гегель видит в понятийном схватывании сущности вещей. Философия понимается им как наука о всеобщих законах духа. Подлинным философским методом Г. Гегель считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Г. Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом развития философии, в которой дух полностью постигает свою природу и законы. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные и реализованные в философии Г. Гегеля, были восприняты и материалистически переинтерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Некоторые идеи этой концепции также послужили материалом для последующей немецкой философии, в частности марксизма.

Наши рекомендации