Опровержение

Софизм этот ложен прежде всего в том пункте, где речь идет оформировании в сознании представления о большей величине какой-нибудь вещи,чем та, которой в действительности эта вещь обладает. Ведь в таком случаеразделение на части разрушает это представление и показывает нам вещь в ееистинном объеме, освобождая от ложного преувеличения. Так, если человектяжело болен или испытывает какое-то горе, то при отсутствии часов времябудет казаться ему значительно длиннее, чем в том случае, когда он имел бывозможность измерять его. Ибо если из-за душевных мук и страданий,причиняемых болезнью, время кажется нам длиннее, чем оно есть вдействительности, то, с другой стороны, счет времени исправляет этозаблуждение и делает его короче, чем то, которое возникало в первоначальномобманчивом представлении. Точно так же и на равнине иной раз происходитнечто противоположное тому, о чем говорилось выше. Дело в том, что хотяпервоначально наше зрение воспринимает дорогу как более короткую, потому чтоона ничем не разделена на части, однако если на этом основании у насвозникает идея о том, что упомянутое расстояние короче, чем оно есть насамом деле, то, как только мы убедимся в ложности этого, дорога покажетсянам в конце концов еще более длинной, чем она есть в действительности.Поэтому тот, кто стремится поддержать ложное представление о значительныхразмерах какой-нибудь вещи, должен избегать, всякого ее деления и, наоборот,стараться показать ее в целом виде. Этот софизм ложен, во-вторых, и потому,что он не учитывает возможности такого разделения предмета, при котором егочасти оказываются совершенно разрозненными и не могут поэтому одновременноявиться нашему взору. Ведь если рассадить цветы в каком-нибудь саду помногим клумбам, то будет казаться, что их гораздо больше, чем если бы ониросли все вместе на одной, причем наш взгляд мог бы охватить сразу всеклумбы; ведь в противном случае единство окажется сильнее разрозненногорасчленения. Точно так же те люди кажутся нам более богатыми, чьи земли ивладения расположены по соседству или объединены в одно целое. Ведь если быони были разбросаны в разных местах, их было бы весьма трудно охватить однимвзором. Этот софизм ложен, в-третьих, потому, что он не учитывает того, чтоединое может иметь более важное назначение, чем многое. Ведь всякоесоединение является очевиднейшим признаком недостаточности каждой отдельнойвещи, когда, как говорят, и все бессильное врозь силу в единстве найдет". Поэтому Мария оказывается правой: "Марфа! Марфа! Ты заботишься омногом, а одно только нужно" ^. Об этом же говорит известная басня Эзопа олисице и кошке. Лисица хвасталась тем, как много у нее средств и уловок,чтобы спастись от собак; кошка же сказала, что она надеется только наодно-единственное средство, а именно на свою способность лазить по деревьям;однако же это средство оказалось намного надежнее всех тех, которымихвасталась лиса. Отсюда пословица: "Лисица знает многое, а кошка -- одно, новажное" ^. Да, моральное значение этой басни аналогично этому выводу: ведьнамного надежнее полагаться на одного могучего и верного друга, чем намножество всякого рода уловок и хитростей. Приведенных нами примеров вполне достаточно. У меня в запасе есть ещемного подобного рода иллюстраций, которые я в свое время собрал еще вюношеские годы, но, к сожалению, еще не отделанных и не имеющих своихопровержений; привести все это в порядок в настоящее время у меня нетвремени. Приводить же здесь одни эти примеры без соответствующих разъяснений(тем более что все предыдущие сопровождались ими) мне представляетсясовершенно нецелесообразным. Между тем мне бы хотелось только дать понять,что эта работа, как бы она ни была выполнена, обладает, на мой взгляд,весьма значительной ценностью, поскольку имеет отношение и к первойфилософии, и к политике, и к риторике. Но о ходячих иллюстрациях кажущегосядобра и зла сказано достаточно. Второе собрание, имеющее отношение к промптуарию и до сих пор еще несозданное, представляет собой как раз такой сборник, который имеет в видуЦицерон (как мы уже упоминали выше, в разделе логики ^), требуя всегда иметьнаготове общие места, уже заранее обдуманные и отработанные, которые можнобыло бы использовать как аргументы и "за", и "против", например аргументы взащиту буквы закона и аргументы в защиту духа закона и т. д. Нам же хочетсяраспространить сферу их применения на другие области и использовать этиобщие места не только в юридической практике, но и во всякого родарассуждениях и спорах. Вообще мы хотим, чтобы все общие места, которыеособенно часто употребляются (и для доказательства или опровержения, и дляубеждения в истинности или ложности какого-то мнения, и для восхваления илипорицания чего-либо), были заранее обдуманы и находились в нашемраспоряжении и чтобы мы всеми силами нашего ума, даже несколько нечестно ивопреки истине, старались отстоять либо опровергнуть эти тезисы. Мы считаем,что для лучшего пользования таким сборником (да и для того, чтобы объем егоне был слишком велик) будет самым лучшим, если все эти общие места будутвыражены в коротких и острых сентенциях, подобно своего рода клубкам, изкоторых можно вытянуть нитку любой длины в зависимости от требованийобстоятельств. Подобного рода работа проделана Сенекой ^, но только вотношении гипотез или отдельных случаев. Располагая большим числом такогорода общих мест, мы решили привести здесь некоторые из них в качествепримера. Мы называем их "антитезы вещей". ПРИМЕРЫ АНТИТЕЗ

Наши рекомендации